Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Зориной С.А, Чернецовой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по кассационной жалобе Федяевой Елены Егоровны на решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 мая 2021 года, вынесенные по гражданскому делу N 2-116/2021 по иску Федяевой Елены Егоровны к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района, Департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района о признании права на заключение соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд, возложении обязанности заключить указанное соглашение с условием предоставления других объектов недвижимого имущества взамен изымаемых без выплаты разницы их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Зориной С.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Федяева Е.Е. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района и к Департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района о признании права на заключение соглашения об изъятии части земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества - жилого помещения по адресу: "данные изъяты", для муниципальных нужд (мена) и возложении обязанности заключить соглашение без условия, предусматривающего выплату разницы в рыночной стоимости изымаемых объектов недвижимого имущества и предоставляемых объектов недвижимого имущества.
В обоснование иска указала, что Федяева Е.Е. с 15 июля 2014 года является собственником жилого помещения, площадью 30, 6 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты", и части земельного участка, расположенного по указанному адресу. Многоквартирный жилой дом по указанному адресу, признан аварийным и подлежащим сносу в срок до 31 декабря 2020 года. Приказом Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района от 15 марта 2018 года земельный участок и жилые помещения изъяты для муниципальных нужд. 04 февраля 2019 года истец обратилась в Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района, с заявлением о предоставлении ей другого жилого помещения взамен изымаемого, по договору мены, и об отказе от получения выкупной стоимости, одновременно с этим подписав обязательство о сдаче аварийного жилья. 10 ноября 2020 года Департамент имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района направил истцу проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд (выкуп) с выплатой ей возмещения в размере 2 043 000 рублей. В заключении соглашения о предоставлении по договору мены другого жилья отказано, поскольку ее квартира приобретена в собственность после признания многоквартирного жилого дома аварийным.
Решением Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 мая 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки не сообщили. При этом информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Федяева Е.Е. с 15 июля 2014 года является собственником жилого помещения, площадью 30, 6 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты", и части земельного участка, с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 042 кв.м, расположенного по указанному адресу на основании договора купли-продажи жилого помещения с использованием кредитных средств банка от 09 июля 2014 года. Стоимость жилого помещения в соответствии с условиями договора купли-продажи составила 2 300 000 рублей.
Распоряжением Администрации муниципального образования г. Тарко- Сале N 200-РА от 19 мая 2014 года многоквартирный жилой дом N "данные изъяты", признан аварийным и подлежащим сносу. Жилищному отделу администрации г. Тарко-Сале поручено провести работу по отселению граждан, проживающих в указанном доме, в срок до 31 декабря 2020 года.
15 марта 2018 года Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района издан приказ N 236-ДП об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: "данные изъяты", с объектами недвижимого имущества на нем, для муниципальных нужд в целях сноса многоквартирного жилого дома, признанного аварийным.
03 ноября 2020 года ООО "Региональный экспертный центр" подготовлен отчет N 605/202, согласно которому рыночная стоимость объекта оценки - жилого помещения, с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 30, 6 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты", доли общего имущества в многоквартирном жилом доме, и доли земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 1 042 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты", составила 2 043 000 рублей.
Жилой многоквартирный дом N "данные изъяты", включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ЯНАО в 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Правительства ЯНАО от 05 апреля 2019 года N 346-П, под N 527.
10 ноября 2020 года Департамент имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района в адрес истца направлен проект соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд (выкуп), по условиям которого предусмотрено изъятие объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: "данные изъяты", принадлежащих на праве собственности Федяевой Е.Е, с выплатой ей возмещения в размере 2 043 000 рублей согласно отчету об оценке от 03 ноября 2020 года N 605/20.
13 ноября 2020 года истец Федяева Е.Е. направила в Департамент имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района заявление о заключении с ней Соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества по адресу: "данные изъяты", для муниципальных нужд с предоставлением взамен другого жилого помещения, без условия, предусматривающего выплату разницы в рыночной стоимости изымаемых объектов недвижимого имущества и предоставляемых объектов недвижимого имущества. 03 декабря 2020 года письмом Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района истец уведомлена об отказе в удовлетворении ее заявления.
Указав, что Федяева Е.Е. приобрела спорную квартиру в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, суд первой инстанции не нашел оснований для признания за ней права на заключение с Департаментом строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района соглашения об изъятии указанных части земельного участка, и квартиры для муниципальных нужд (мена) на условиях, предусмотренных ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, действовавшей до введения в действие ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ, и возложении на Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района обязанности заключить с ней указанное соглашение без условия, предусматривающего выплату разницы в рыночной стоимости изымаемых объектов недвижимого имущества и предоставляемых объектов недвижимого имущества.
Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции, указав, что суд пришел к правильному выводу о том, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ЯНАО в 2019-2025 г.г. не предусматривает возможность для граждан, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, претендовать на предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого аварийного жилья.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм действующего законодательства и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 2, п. 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, обжалуемые судебные акты вышеприведенным требованиям закона не соответствуют. Судами допущены нарушения норм материального права и они выразились в следующем.
При вынесении оспариваемых судебных актов суды пришли к выводу, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения пункта 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, вступившего в законную силу 28 декабря 2019 года.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ) в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" статья 32 ЖК РФ дополнена частью 8.2.
Согласно части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной им в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени, в том числе, предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности (переживания) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.
При этом частью 3 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03 ноября 2009 г. N 1368-О-О, положения части 3 статьи 6 ЖК РФ не могут рассматриваться как не совместимые с конституционными принципами правового регулирования владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями и как не обеспечивающие защиту конституционных прав на жилище.
Установление того, какие отношения существовали между сторонами спора, в какой период возникли эти отношения и подверглись ли они правовой трансформации, относятся к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств.
В статье 3 Федерального закона N 473-ФЗ указано, что настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Данные изменения опубликованы 28 декабря 2019 г. и вступили в законную силу.
В связи с чем выводы судов о возможности применения к спорным правоотношениям, возникшим до вступления вышеуказанных изменений в законную силу, основаны на неверном толковании норм материального права.
При рассмотрении дела судами не было учтено, что действующее в период приобретения истцом жилого помещения законодательство не содержало запрета на приобретение в собственность жилых помещений в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, равно как не было учтено, что жилые помещения в доме были изъяты для муниципальных нужд Приказом Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района от 15 марта 2018 года N 236-ДП, то есть до внесения соответствующих изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации приведенным выше Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ.
Кроме того, судам при разрешении спора необходимо было учитывать также следующее.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Спорное помещение Приказом Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района N236-ДП было изъято у истца 15 марта 2018 года.
Разделом IV региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019 - 2025 годах, утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 05 апреля 2019 года N 346-П (далее - Программа) в редакции, действующей на момент возникновения у лица права выбора одного из вариантов по обеспечению ее жилищных прав, которое было реализовано Федяевой Е.Е. путем подачи ответчику 04 февраля 2019 года заявления с требованием о предоставлении ей взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, предусмотрено, что источниками финансирования программных мероприятий являются средства Фонда ЖКХ, средства окружного бюджета и средства местных бюджетов.
Объемы финансирования Программы определены исходя из расчетной потребности в средствах, необходимых для переселения граждан из аварийных домов, включенных в перечень.
Согласно Разделу III Программы цена муниципального контракта на приобретение жилого помещения за счет средств Фонда в рамках Программы определяется как произведение общей площади расселяемого жилого помещения, подлежащего расселению, на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по автономному округу, установленную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал текущего года для целей расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
В случае заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения за счет средств Фонда ЖКХ на приобретение жилых помещений по стоимости, превышающей стоимость приобретения жилых помещений, определенной в рамках Программы, или приобретения жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого гражданином помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств местных бюджетов либо средств бюджета автономного округа.
Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
Таким образом, ни федеральным законодательством, ни адресной программой, действующей на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на момент возникновения у лица права на получение иного жилого помещения, не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
Поскольку повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 1 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит подлежащим отмене апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 мая 2021 года с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 мая 2021 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.