Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-411/2019 по иску Ромачевского Андрея Ивановича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в городе Тавде Свердловской области (межрайонное) о перерасчете социальной пенсии по инвалидности с учетом прожиточного минимума, выплате недоплаченных сумм, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Ромачевского Андрея Ивановича на апелляционное определение Свердловского областного суда от 30 октября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ромачевский А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в городе Тавде Свердловской области (межрайонное) (далее - УПФР) о возложении обязанности произвести перерасчет социальной пенсии по инвалидности за 2016 - 2018 г.г, январь - март 2019 г, выплатить недоплаченные суммы, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что является получателем пенсии по инвалидности в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", размер которой существенно ниже размера установленного Правительством Свердловской области прожиточного минимума для пенсионеров. Образовавшаяся недоплата пенсии по инвалидности за оспариваемый период нарушает право Ромачевского А.И. на получение суммы прожиточного минимума и достаточный жизненный уровень, установленный статьей 28 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов".
Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 24 июня 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 октября 2019 г, в удовлетворении исковых требований Ромачевского А.И. отказано.
В кассационной жалобе истец Ромачевский А.И. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на его необоснованность и незаконность, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Учитывая, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 октября 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, предметом проверки суда кассационной инстанции являются оба судебных акта.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 11 ноября 2015 г. истцу Ромачевскому А.И. была установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию на срок до 1 декабря 2016 г, дата очередного переосвидетельствования 1 ноября 2016 г. 19 декабря 2016 г. Ромачевскому А.И. "данные изъяты" по общему заболеванию установлена бессрочно.
На основании заявления Ромачевского А.И. решением УПФР от 17 ноября 2015 г. N 1579406/15 истцу в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ с 11 ноября 2015 г. назначена социальная пенсия по "данные изъяты" в размере 4 661 руб. 81 коп. При этом выплата данной пенсии была приостановлена с 1 декабря 2016 г. по 18 декабря 2016 г. в связи с переосвидетельствованием истца для установления "данные изъяты".
Согласно решению УПФР от 13 ноября 2015 г. N 1579276/15 истцу Ромачевскому А.И. на основании части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с 12 ноября 2015 г. назначена ежемесячная денежная выплата в размере 1793 руб. 74 коп, из которой сумма в размере 930 руб. 12 коп. направлена на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг. Ежемесячная денежная выплата Ромачевскому А.И. приостанавливалась с 1 декабря 2016 г. по 18 декабря 2016 г. в связи с переосвидетельствованием истца для установления третьей группы инвалидности бессрочно.
24 апреля 2018 г. истец Ромачевский А.И. обратился в пенсионный орган с заявлением о прекращении оплаты предоставления набора социальных услуг за счет суммы ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2019 г, в связи с чем по декабрь 2018 г. ему выплачивалось ежемесячное денежная выплата за минусом суммы стоимости набора социальных услуг.
Согласно представленным ответчиком сведениям, а именно справке от 21 июня 2019 г. о выплатах Ромачевскому А.И. пенсии по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности, федеральной социальной доплаты, ежемесячной денежной выплаты инвалидам, справке о выплатах по ведомостям Ромачевскому А.И. за период с ноября 2015 г. по март 2019 г, историей выплаты Ромачевскому А.И. социальной пенсии за период с 11 ноября 2015 г. по 31 марта 2019 г, историей выплаты Ромачевскому А.И. федеральной социальной доплаты за период с 11 ноября 2019 г. по 31 марта 2019 г, историей выплаты Ромачевскому А.И. ежемесячной денежной выплаты за период с 11 ноября 2019 г. по 31 марта 2019 г, общий размер пенсионного обеспечения Ромачевского А.И. за периоды с января 2016 г. по март 2019 г, составлял величину прожиточного минимума для пенсионеров, установленную в Свердловской области в соответствующие периоды.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Ромачевского А.И. о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет назначенной ему социальной пенсии по инвалидности III группы за 2016, 2017, 2018 г..г, с января по февраль 2019 г, с учетом прожиточного минимума пенсионеров в Российской Федерации, и выплате ему недоплаченной суммы, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 г..N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федерального закона от 17 июля 1999 г..N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федерального закона от 24 ноября 1995 г..N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 24 октября 1997 г..N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Законом Свердловской области от 28 октября 2015 г..N 127-ОЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2016 года", Законом Свердловской области от 19 декабря 2016 г..N 154-ОЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2017 года", Законом Свердловской области от 3 ноября 2017 г..N 118-ОЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2018 года", Законом Свердловской области от 6 ноября 2018 г..N 126-ОЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2019 года", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2017 г..N 339н, приказом Минтруда России от 22 января 2015 г..N 35н, исходил из того, что индексация назначенных Ромачевскому А.И. выплат производилась пенсионным органом в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации, общий размер которых с момента назначения ему данных выплат в спорные периоды полностью соответствует величине прожиточного минимума пенсионера, в связи с чем оснований
для удовлетворения требований истца не имеется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 151, частями 1 и 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, данными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", исходил из недоказанности истцом нарушения действиями ответчика его личных неимущественных прав, в том числе вследствие неправомерных действий пенсионного органа по несвоевременной выдаче справок о размере социальной пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", частью 1 статьи 12.1 которого предусмотрено, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий; срочной пенсионной выплаты; дополнительного материального (социального) обеспечениям ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); иных мер социальной поддержки (в том числе, денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного) (части 2 и 3 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В соответствии с пунктом 4 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в случае, если общая сумма материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, пенсионеру устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии. Данная доплата устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия (часть 6 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 5 Областного закона от 4 января 1995 г. N 15-ОЗ "О прожиточном минимуме в Свердловской области" величина прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", устанавливается на соответствующий финансовый год законом Свердловской области в соответствии с правилами определения величины прожиточного минимума пенсионера, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Законом Свердловской области от 28 октября 2015 г. N 127-ОЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2016 года" установлена величина прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2016 год в целях определения социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в размере 8 803 руб. в месяц.
Законом Свердловской области от 19 декабря 2016 г. N 154-ОЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2017 года" установлена величина прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2017 год в целях определения социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в размере 8 540 руб. в месяц.
Законом Свердловской области от 3 ноября 2017 г. N 118-ОЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2018 года" установлена величина прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2018 год в целях определения социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в размере 8 726 руб. в месяц.
Законом Свердловской области от 6 ноября 2018 г. N 126-ОЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2019 года" установлена величина прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2019 год в целях определения социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в размере 8 846 руб. в месяц.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2017 г. N 339н утверждены Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, её установления и выплаты (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается гражданину территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту пребывания. Указанная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения этого пенсионера с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Размер федеральной социальной доплаты к пенсии при ее установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ, и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в пунктах 6 и 7 настоящих Правил.
В случае отсутствия у гражданина права на федеральную социальную доплату к пенсии территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации выносится решение об отказе в установлении федеральной социальной доплаты к пенсии в срок, предусмотренный для вынесения решения об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии (пункт 17 Правил).
Выплата федеральной социальной доплаты к пенсии приостанавливается, в частности, если общая сумма материального обеспечения пенсионера, которому установлена федеральная социальная доплата к пенсии, достигла величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации по его месту жительства или месту пребывания (подпункт 3 пункта 28 Правил).
Установив, что решением руководителя территориального подразделения пенсионного органа истцу с 1 декабря 2015 г. установлена федеральная социальная доплата к пенсии, размер которой впоследствии ежемесячно пересматривался с тем расчетом, чтобы общая сумма материального обеспечения соответствовала размеру прожиточного минимума, установленного Законом Свердловской области от 28 октября 2015 г. N 127-ОЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2016 год", Законом Свердловской области от 19 декабря 2016 г. N 154-ОЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2017 года", Законом Свердловской области от 3 ноября 2017 г. N 118-ОЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2018 года", Законом Свердловской области от 6 ноября 2018 г. N 126-ОЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2019 года", суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что пенсионное обеспечение Ромачевского А.И. в спорный период с января 2016 г. по март 2019 г. производилось в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе о наличии оснований для удовлетворения иска, несогласии с выводами судов, повторяют правовую позицию стороны истца в судах первой и апелляционной инстанций, исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, являющимся основанием для отмены судебных актов, сводятся к иной оценке установленных судами обстоятельств и собранных по делу доказательств. Между тем, оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах является проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанций, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти. В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции правом самостоятельно устанавливать обстоятельства и давать иную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Мотивы, по которым суды признали заявленные истцом требования необоснованными и отклонили доводы его апелляционной жалобы, подробно приведены судами в обжалуемых судебных постановлениях, суд кассационной инстанции с этими выводами соглашается.
Нарушений либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 24 июня 2019 г. и апелляционное определение Свердловского областного суда от 30 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ромачевского Андрея Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.