Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Зориной С.А, Малоедовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по кассационной жалобе Кузнецова Антона Николаевича на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 20 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 17 мая 2021 года, вынесенные по гражданскому делу N 2-1974/2021 по иску Кузнецова Антона Николаевича к Департаменту имущественных отношении Администрации г. Тюмени о включении молодой семьи в список участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы.
Заслушав доклад судьи Зориной С.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Кузнецов А.Н. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации города Тюмени о признании решения от 07 декабря 2020 года об исключении молодой семьи из списка участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" незаконным, о возложении обязанности включить семью Кузнецова А.Н. в список участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской федерации" на 2021 год.
Требования мотивированы тем, что приказом директора Департамента от 01 октября 2019 года на основании заявления Кузнецовой Е.В. семья истца с составом 5 человек была признана участником вышеуказанного мероприятия на 2021 год. Списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших получить социальную выплату в планируемом году, формируются органом местного самоуправления исходя из даты и времени подачи молодой семьей заявления на участие в мероприятии. Молодые семьи, имеющие трех и более детей, в указанные списки включаются в первую очередь. Приказом директора Департамента от 07 декабря 2020 года N 4676 семья истца из списка участников 2021 года исключена, поскольку на дату утверждения списка претендентов 2021 года возраст супруги истца превышал 35 лет. По мнению истца правоотношения по признанию молодой семьи Кузнецова А.Н, нуждающейся в жилых помещениях, возникли на основании упомянутого приказа директора Департамента от 2019 года, когда семья в полной мере соответствовала всем критериям участника мероприятия. Постановление от 23 марта 2011 года N78-п, которым утвержден порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства, такого основания, как достижение возраста 36 лет, для исключения из списка молодых семей не содержит.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 20 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 17 мая 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их незаконность.
В возражениях на кассационную жалобу Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки не сообщили. При этом информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии установленных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом Департамента от 01 октября 2019 года N 4101 семья Кузнецова А.Н. с составом семьи 5 человек признана нуждающейся в жилом помещении для целей предоставления социальной выплаты и признания участницей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Приказом Департамента от 27 мая 2020 года N 2056 семья Кузнецова А.Н. с составом 5 человек включена в список молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году по муниципальному образованию городской округ город Тюмень.
Приказом Департамента от 07 декабря 2020 года N 4676 семья истца исключена из указанного списка, поскольку возраст супруги истца на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом 2021 году превышает 35 лет, о чем в адрес истца было направлено уведомление.
Поскольку в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение N1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации") в качестве основания для участия молодой семьи в подпрограмме является соответствие членов семьи возрастному критерию (не более 35 лет для каждого из супругов), молодая семья должна соответствовать данному критерию на всем протяжении участия в подпрограмме, суд первой инстанции, установив, что на момент принятия Департаментом оспариваемого решения от 07 декабря 2020 года, супруге истца Кузнецовой Е.В. исполнилось 36 лет, то есть она достигла предельного возраста, установленного для участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" до утверждения списка претендентов Департаментом, в связи с чем она перестала относиться к категории граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты молодым семьям для приобретения жилья за счет бюджетных средств, пришел к выводу, что Департамент обоснованно, в пределах предоставленных ему полномочий, исключил семью истца из сводного списка молодых семей, изъявляющих желание получить социальную выплату в 2021 году.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Проверив оспариваемые судебные акты по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для их отмены или изменения.
Доводы кассационной жалобы о том, что на момент обращения с заявлением о включении в состав участников мероприятия, а также на день первоначального включения в состав участников мероприятия истцы семья истца соответствовала требованиям программы, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Само по себе включение органом местного самоуправления в состав участников мероприятия не означает, что такие семьи обладают субъективным правом на получение мер государственной поддержки. Молодые семьи должны соответствовать требованиям программ на протяжении всего времени до момента получения выплаты.
В целях реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710, Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года N 78-п утвержден Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка участником мероприятия ведомственной целевой программы является молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с Правилами и настоящим Порядком;
в) все члены молодой семьи постоянно проживают (с соблюдением правил регистрации) в Тюменской области, не включая Ханты-Мансийский автономный округ - Югру и Ямало-Ненецкий автономный округ, и имеют доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п. 4.2 Порядка после доведения ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету Тюменской области на планируемый (текущий) год, до исполнительных органов государственной власти Тюменской области уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской области на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в областном и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы, утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (далее - список претендентов) по форме, установленной ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.
Поскольку материалами дела подтверждается, что до утверждения списка претендентов Департаментом супруга истца достигла предельного возраста, установленного для участников подпрограммы, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований заявителей.
Указание заявителя о том, что достижение возраста 36 лет супругой истца после включения семьи истца в список участников не зависело от указанных лиц и не может являться основанием для исключения из списка участников мероприятия, не состоятельно.
Реализация права на участие молодых семей на получение социальной выплаты не носит безусловного характера, а носит заявительный, добровольный характер и осуществляется в соответствии с порядком и правилами программы.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 20 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 17 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кузнецова Антона Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.