Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-187/2021 по иску Ахмедгалинова Арамиса Накиповича к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Губахе Пермского края (межрайонное) о признании незаконным решения, включении периодов работы в специальный стаж, назначении страховой пенсии, по кассационной жалобе Ахмедгалинова Арамиса Накиповича на решение Губахинского городского суда Пермского края от 02 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 26 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ахметгалинов А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Губахе Пермского края (межрайонное) (далее по тексту - УПФ в г. Губахе) о признании незаконным решения от 25 ноября 2020 года об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды военной службы по призыву в рядах Вооружённых Сил со 02 июня 1988 года по 03 июня 1990 года, работы на руднике "Баренцбург" треста "Арктикуголь" с 27 мая 1992 года по 11 декабря 1994 года в льготном исчислении (в двойном размере), назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 04 декабря 2020 года.
В обоснование заявленных требований Ахметгалинов А.Н. сослался на то, что 25 ноября 2019 года обратился в УПФ в г..Губахе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решением УПФ в г..Губахе от 16 декабря 2019 года ему отказано в назначении такой пенсии. По расчетам ответчика его специальный стаж составил всего 07 лет 13 дней. Со слов специалиста пенсионного органа пенсия могла быть ему назначения по достижении 51 года, в связи с чем 18 ноября 2020 года он вновь обратился в УПФ в г..Губахе с заявлением о назначении пенсии. Решением ответчика от 25 ноября 2020 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", продолжительность его специального стажа по расчетам ответчика не изменилась.
Полагает указанное решение незаконным, так как согласно трудовой книжке он работал на подземных работах, полный рабочий день, с 14 декабря 1987 года по 27 мая 1988 года на шахте "Гремячинская" учеником машиниста подземных установок, затем машинистом подземных установок; с 03 июля 1990 года по 17 мая 1992 года на шахте "Западной" машинистом подземных установок; с 27 мая 1992 года по 16 ноября 1994 года на руднике "Баренцбург" треста "Арктикуголь" машинистом подземных установок; с 17 ноября 1994 года по 27 февраля 1995 года на шахте "Западной" машинистом подземных установок. В период призыва в армию и прохождения им военной службы действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённое постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, которое предусматривало при назначении на льготных условиях пенсии включение периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в специальный стаж. В соответствии с пунктом 18 типового трудового договора от 27 мая 1992 года, заключаемого с объединением "Арктикуголь", при исчислении трудового стажа, дающего работнику право на получение государственных пенсий, каждый проработанный им на архипелаге Шпицберген год засчитывается за два года работы.
Решением Губахинского городского суда Пермского края от 02 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 26 мая 2021 года, Ахметгалинову А.Н. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Ахметгалинов А.Н. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08 октября 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Губахе Пермского края (межрайонное) на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения не имеется.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно пункту 1 части 1, частям 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно подпункту "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
Согласно подпункту "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при исчислении периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии, если работа была предусмотрена Списками, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, и имела место до 01 января 1992 года, то к ней можно приравнять отдельные виды деятельности, предусмотренные пунктами 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", в частности, период службы в Вооружённых Силах СССР и период подготовки к профессиональной деятельности.
Согласно пункту 109 вышеуказанного Положения период службы в Вооружённых Силах СССР приравнивается к работе по Списку N 1, утверждённому в 1956 году, которая предшествовала данному периоду либо следовала за окончанием этого периода, а период подготовки к профессиональной деятельности (начальное профессиональное образование) приравнивается к периодам, которые за ним следовали. В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
В силу подпункта "д" пункта 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предоставлять дополнительно следующие льготы: засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Пунктом 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" сокращена продолжительность трудового договора, дающего право на получение льгот, предусмотренных статьёй 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", с пяти до трёх лет. Указано на предоставление этих льгот лицам, прибывшим в эти районы и местности по собственной инициативе, при условии заключения ими трудовых договоров на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года.
Положениями абзаца 7 части 1 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривалось, что при подсчёте стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 данного Закона, периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в льготном порядке - в полуторном размере.
В соответствии с разъяснениями, утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 года N 70 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчёта стажа применяется в том случае, если с учётом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что согласно трудовой книжке Ахметгалинов А.Н. работал в период с 14 декабря 1987 года по 27 мая 1988 года машинистом подземных установок на шахте "Западная" п/о "Кизелуголь"; с 02 июня 1988 года по 03 июня 1990 года служба в Советской Армии; с 03 июля 1990 года по 31 декабря 1991 года машинистом подземных установок на шахте "Западная" п/о "Кизелуголь"; с 27 мая 1992 года по 16 ноября 1994 года машинистом подземных установок на п/о "Арктикуголь" рудник "Баренцбург"; с 17 ноября 1994 года по 27 февраля 1995 года машинистом подземных установок на шахте "Западная" п/о "Кизелуголь".
25 ноября 2019 года Ахметгалинов А.Н. обратился в УПФ в г. Губахе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по исполнении 50 лет.
Решением УПФ в г. Губахе от 16 декабря 2019 года N 190000021006/722727/19 Ахметгалинову А.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по причине отсутствия у него требуемого специального стажа работы.
18 ноября 2020 года Ахметгалинов А.Н. вновь обратился в УПФ в г. Губахе с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФ в г. Губахе от 25 ноября 2020 года N 200000013309/60650/20 Ахметгалинову А.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия у него требуемого специального стажа работы 10 лет. Специальный стаж Ахметгалинова А.Н. по Списку N 1 составил 07 лет 13 дней.
Как следует из указанного решения, специальный стаж по Списку N 1 до 01 января 1992 года составил 03 года 10 месяцев 26 дней, в него были включены периоды работы с 14 декабря 1987 года по 27 мая 1988 года и с 03 июля 1990 года по 31 декабря 1991 года в качестве машиниста подземных установок общей продолжительностью 01 год 11 месяцев 13 дней, соответственно, приравненная к этой работе военная служба истца по призыву была включена пенсионным органом в его специальный стаж по Списку N 1 такой же продолжительности - 01 год 11 месяцев 13 дней.
В специальный стаж Ахметгалинова А.Н. после 01 января 1992 года пенсионным органом включены периоды работы с 01 января 1992 года по 17 мая 1992 года и с 27 мая 1992 года по 01 августа 1994 года в качестве машиниста подземных установок.
Период работы истца машинистом подземных установок на п/о "Арктикуголь" рудник "Баренцбург" зачтен в специальны стаж в календарном исчислении.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что периоды военной службы по призыву, как приравненная деятельность, подлежит зачёту в стаж работы с вредными условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в размере не превышающем суммарную продолжительность работы истца по Списку N 1 от 1956 года по состоянию на 31 декабря 1991 года в соответствии с действующим до 01 января 1992 года пенсионным законодательством; законодательство, регулирующее пенсионные правоотношения с 01 января 1992 года не предусматривало включение периодов военной службы по призыву в специальный стаж; на день отмены Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (01 января 2002 года) истец не выработал полностью необходимый специальный стаж по Списку N 1, утверждённому постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, а также по Списку N 1, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, в связи с чем исчисление выработанного им льготного стажа должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления страховой пенсии по старости, то есть на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которым не предусмотрен зачет в специальный стаж периодов работы в районах Крайнего Севера в льготном исчислении, в связи с чем спорный периоды работы истца с 27 мая 1992 года по 11 декабря 1994 года подлежат исчислению в календарном порядке, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Апелляционная инстанция с приведенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Ахметгалинова А.Н. о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 судом истолковано формально, без учета решения Верховного Суда Российской Федерации от 09 июня 2016 года N АКПИ 16-452, признавшего незаконным исключение возможности исчисления страхового стажа после 01 января 1992 года с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и (или) иной деятельности, позволяющего засчитывать такие периоды в стаж для назначения пенсии на льготных условиях; с ним был заключен трудовой договор по форме, утвержденной постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 13 марта 1981 года N 286 "Об утверждении типового трудового договора о работе на предприятиях и организациях Арктического производственного объединения по добыче угля на архипелаге Шпицберген", являющимся действующим по настоящее время. Типовой договор предусматривает льготный порядок исчисления стажа, в связи с чем период его работы с 27 мая 1992 года по 11 декабря 1994 года на архипелаге Шпицберген подлежит льготному исчислению, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Принимая во внимание положения частей 2, 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", части 12 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29 января 2004 года N2-П, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что нормы Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", а также Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, могли быть применены к периодам работы истца, имевшим место до 01 января 1992 года. После указанной даты пенсионное законодательство не предусматривало возможности приравнивать службу в вооруженных силах по призыву к работе по Списку N 1.
Из типовой формы трудового договора о работе на предприятиях и в организациях Арктического производственного объединения по добыче угля на архипелаге Шпицберген, утвержденной постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 13 октября 1981 года N 286, на которое ссылается истец, следует, что при исчислении трудового стажа, дающего работнику право на получение государственных пенсий, каждый проработанный им на архипелаге Шпицберген год засчитывается за два года работы (пункт 18 типового трудового договора). Данное положение свидетельствует о возможности льготного исчисления трудового (общего) стажа, а не специального.
Ссылки истца в кассационной жалобе на иную судебную практику правильность выводов судов не опровергают. Суд обязан принимать решение исходя из установленных по делу фактов, следовательно, выводы, содержащиеся в решениях иных судов по другим делам, не могут нарушать единообразие толкования и применения норм права и вступать в противоречие с выводами судов по настоящему делу, так как законодательством Российской Федерации прецедент как источник права не предусмотрен.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводы, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Губахинского городского суда Пермского края от 02 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 26 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ахмедгалинова Арамиса Накиповича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.