Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Чаус И.А.
судей Малоедовой Н.В, Чернецовой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5596/2020 по иску Лопатина Николая Петровича, Лопатиной Екатерины Валерьевны, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей "данные изъяты" к администрации г. Кудымкара, Министерству социального развития Пермского края о признании незаконным решения жилищной комиссии, признании права на получение социальной выплаты, по кассационной жалобе администрации г. Кудымкара Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 28 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 05 апреля 2021 года, Заслушав доклад судьи Чаус И.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лопатин Н.П, Лопатина Е.В, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей "данные изъяты" обратились в суд с иском к администрации г. Кудымкара, Министерству социального развития Пермского края о признании незаконным решения жилищной комиссии от 13 февраля 2019 г, постановления администрации г. Кудымкара N 145-01-04 от 21 февраля 2019 г. в части снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключении из списка участников подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края" в рамках участия Пермского края в основном мероприятии "Обеспечением жильем молодых семей" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ"; о признании права молодой семьи на получение социальной выплаты в размере 10 % расчетной (средней) стоимости жилья в рамках реализации указанной подпрограммы.
В обосновании заявленных требований указали, что в 2009 году были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека, включены в очередность молодых семей в рамках программы "Жилище для молодых семей", в 2016 году у них родился сын, в этом же году была приобретена квартира с использованием заемных денежных средств (ипотечного кредита), однако в 2019 году с соответствующих учетов они были сняты, что считают незаконным. Основанием снятия с учета явилась обеспеченность истцов жильем, поскольку при определении нуждаемости была учтена квартира, приобретенная в ипотеку, а также в качестве членов семьи учтено 6 человек, которые были зарегистрированы по предыдущему адресу регистрации истцов.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 28 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 05 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация г. Кудымкара Пермского края ставит вопрос об отмене вынесенных судебных актов, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права. Указывает на нарушение судом правил подсудности рассмотрения спора, считает, что заявленный иск подлежал рассмотрению по месту нахождения администрации г. Кудымкара, вынесшей оспариваемые истцами решения. Считают, что абзац 3 пункта 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 в редакции 2020 года при разрешении спорных правоотношений применению не подлежит, поскольку был введен в действие уже после вынесения обжалуемого постановления администрации г. Кудымкара.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание суда кассационной инстанции истцы Лопатин Н.П, Лопатина Е.В, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей "данные изъяты". не явились, ответчики администрация г. Кудымкара, Министерство социального развития Пермского края своих представителей в суд не направили.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых постановлений в кассационном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1050 от 17.12.2010 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными слугами граждан Российской Федерации" утверждена целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила) (Приложение N1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации").
В соответствии с п. 6 Правил, участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в которой возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 Правил; у семьи имеются доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (пункт 7 Правил).
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е" и "и" пункта 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита (абзац 3 пункта 7 Правил, который был дополнен постановлением Правительства РФ от 15.07.2020 N 1042 "О внесении изменений в особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и действующий с 01 августа 2020 года).
Как установлено судами и следует из материалов дела, семья в составе Лопатина Н.П, Лопатиной Е.В, несовершеннолетних "данные изъяты" включена в сводный список граждан - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
Письмом администрации г. Кудымкара от 25 января 2019 г. N 433 Лопатина Е.В. уведомлена о том, что ее семья является претендентом на получение свидетельства для получения социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья в рамках подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края".
Судом также установлено, что Лопатиной Е.В. на праве собственности принадлежит 1/3 доля квартиры, расположенной по адресу: "данные изъяты", общей площадью 47 кв.м.
Лопатину Н.П. принадлежит ? доли в квартире, расположенной по адресу: "данные изъяты", общей площадью 33, 3 кв.м.
В соответствии с договором купли-продажи от 02 июня 2016 г. Лопатиным Н.П, с использованием кредитных денежных средств ПАО "Сбербанк России" приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты", общей площадью 29, 1 кв.м. До настоящего времени кредитные обязательства не исполнены.
Обратившись в 2019 году в администрацию г. Кудымкара с заявлением о выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья в рамках Подпрограммы, комиссией принято решение об отказе в выдаче свидетельства Лопатиной Е.В. на основании пункта 5.7.3 Подпрограммы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 01 апреля 2014 г. N 215-п, в связи с тем, что приобретенное истцами с помощью заемных средств жилое помещение, находящееся по адресу: "данные изъяты", не соответствует требованиям пункта 2.8 указанного Порядка.
При расчете уровня обеспеченности истцов жилищной комиссией учтен суммарный размер общей площади принадлежащих истцам жилых помещений, а также учтен состав семьи, состоящий из 10 человек. На одного члена семьи уровень обеспеченности составил 10, 94 кв.м, что превысило учетную норму в 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи, установленную Решением Думы муниципального образования "Городской округ - город Кудымкар от 27 октября 2006 г. N 157.
На основании постановления администрации г. Кудымкара от 21 февраля 2019 г. N 145-01-01 семья Лопатиных снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключена из списка участников Подпрограммы.
Суд первой инстанции, установив, что квартира, расположенная по адресу: "данные изъяты" приобретена Лопатиными за счет средств ипотечного кредита, находится в залоге ПАО "Сбербанк России", руководствуясь положениями статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N1050 от 17 декабря 2010 года "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", постановлениями Правительства Пермского края от 03.10.2013 N1321-п, от 01.04. 2014 N 215-п, от 21.10.2016 N962-п, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, удовлетворив их в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился, указав, что поскольку квартира по адресу: "данные изъяты" приобретена истцами с использованием средств ипотечного кредита, постольку указанной жилое помещение не подлежит учету при определении обеспеченности истцов жилым помещением, на дату заключения кредитного договора семья истцов не была обеспечена площадью жилого помещения, превышающей учетную норму, не обеспечена она жилым помещением по установленной норме и в настоящее время, при этом истцы вправе направить социальную выплату на погашение кредита и процентов по нему.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, оснований для удовлетворения кассационной жалобы об отмене оспариваемых постановлений не находит.
Доводы жалобы о том, что абзац 3 пункта 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 применению не подлежит, поскольку был введен в действие уже после вынесения обжалуемого постановления администрации г. Кудымкара являются несостоятельными.
Согласно пп. "е" п. 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (в редакции от 30 января 2019 года, действующей на момент принятия оспариваемого постановления) социальные выплаты используются, в том числе, для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
В п. 19 данных Правил указано, что для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с пп. "е" п. 2 настоящих Правил, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства также документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в пп. "д" настоящего пункта.
С учетом приведенных норм права, учитывая, что на момент заключения кредитного договора семья Лопатиных не была обеспечена помещением площадью, превышающей учетную норму и на день заключения кредитного договора продолжала оставаться нуждающейся в жилом помещении, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истцы вправе направить социальную выплату на погашение ипотечного кредита и процентов по нему, а жилое помещение, приобретенное с использованием кредитных средств не подлежит учету при определении обеспеченности семьи жилым помещением.
Законодательно аналогичные выводы были закреплены в новой редакции пункта 7 Правил, предусматривающего возможность при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е" и "и" пункта 2 настоящих Правил не учитывать жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
Судами первой и апелляционной инстанций проанализированы и верно применены правовые нормы как Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, так и Порядка реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 03 октября 2013 года N1321-п.
По указанным основаниям, доводы жалобы о неправильном применении судом норм материального права, подлежат отклонению.
Отклоняется судом кассационной инстанции и довод жалобы относительно нарушения правил подсудности, поскольку в силу части 1 статьи 31 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или адресу одного из ответчиков по выбору истца.
Истцами предъявлен иск к нескольким ответчикам, один из которых расположен в г. Пермь, следовательно, судом принято и рассмотрено дело правомерно по месту нахождения одного из ответчиков.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 28 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 05 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Кудымкара Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.