Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Корпачевой Е.С, Кудряшова В.К.
при секретаре Молчановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1167/2021 по административному исковому заявлению Титова Александра Васильевича о признании недействующим пункта 2.5.1.7 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27 марта 2012 года N 111-ПП, по апелляционной жалобе Титова Александра Васильевича на решение Московского городского суда от 12 мая 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Корачевой Е.С, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителей Правительства Москвы по доверенностям Гоголя С.А, Григорьевой А.Э, одновременно представляющей на основании доверенности интересы Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бобылевой О.А, полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Правительством Москвы 27 марта 2012 года принято постановление N111-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы". Нормативный правовой акт опубликован 10 апреля 2012 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", выпуск N 21.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы от 27 марта 2012 года N 111-ПП утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (приложение 1) (далее -Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы, Административный регламент).
Как следует из преамбулы постановление Правительства Москвы от 27 марта 2012 года N 111-ПП принято в целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановления Правительства Москвы от 15 ноября 2011 года N546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве".
Согласно пункту 1.1 Административного регламента данный административный регламент устанавливает последовательность и сроки административных процедур (действий) и принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемых по Заявлению физического лица либо его уполномоченного представителя.
В разделе 2.5. "Документы, необходимые для предоставления государственной услуги" Административного регламента предоставления государственной услуги "адрес" "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" предусмотрено:
"Пункт 2.5.1. При обращении за получением государственной услуги заявитель представляет:
2.5.1.7. Документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи за шесть последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи Заявления о предоставлении субсидии".
Титов А.В. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с 1 января 2018 года пункта 2.5.1.7 Административного регламента, в части возложения обязанности на заявителя при обращении за получением государственной услуги представлять документы, подтверждающие доходы членов его семьи за шесть последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии, в том случае, если получателем каких-либо доходов в данном периоде члены семьи заявителя не являлись фактически.
Требования мотивированы тем, что он является владельцем жилого помещения в городе Москве, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ, а впоследствии ДД.ММ.ГГГГ обращался с заявлениями в отдел жилищных субсидий N ГКУ города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приложив к ним необходимые документы. Однако, по результатам рассмотрения заявлений ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении субсидии, в связи с непредставлением документов, подтверждающих доходы супруги ФИО8 Отказ мотивирован положениями оспариваемого пункта Административного регламента.
Полагал, что пункт 2.5.1.7 Административного регламента не соответствует пункту 14 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 и предусматривающих в качестве основания к отказу в предоставлении субсидии предоставление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений, а не документов, как указано в оспариваемом пункте 2.5.1.7 Административного регламента, имеющих большую юридическую силу.
Также полагал, что положения оспариваемого пункта 2.5.1.7 Административного регламента носят неопределенный характер и направлены не на реализацию, а на лишение заявителя законного права, предусмотренного статьёй 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. Из буквального содержания указанного пункта следует, что положительное решение вопроса о предоставлении субсидии ставится в прямую зависимость от обязательного наличия у члена семьи заявителя хоть какого-либо дохода из всех существующих видов доходов в целом. Оспариваемая норма права фактически принуждает члена семьи заявителя иметь какой-либо доход или совершить действия для приобретения статуса гражданина. Однако, действующим законодательством не предусмотрена обязанность гражданина иметь какой-либо доход, приобретение статуса безработным не является обязательным, осуществляется на добровольной основе. Следовательно, предоставление документов о доходах членов своей семьи является обязательным только в случае, если это является возможным.
Решением Московского городского суда от 12 мая 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить судебный акт и принять решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; неправильное применение и толкование норм материального права, регулирующего возникшие правоотношения.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Москвы и участвовавшим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности постановленного судебного решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании части 5 статьи 213, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Судом первой инстанции установлено и участвовавшими в деле лицами не оспаривалось, что Административный регламент принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемая норма не может рассматриваться как противоречащая федеральному законодательству и нарушающая права заявителя.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из мер по реализации гарантий социальной защиты граждан.
Регулируя отношения в сфере предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, Жилищный кодекс Российской Федерации в части 7 статьи 159 предусматривает, что порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, подпунктом "д" пункта 8 которых (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) также предусмотрено, что для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.
Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (пункт 32 Правил).
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512.
Отсутствие у граждан доходов согласно пункту 48 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2016 года N 1037/пр/857, подтверждается документами об отсутствии выплаты всех видов пособий по безработице и других выплат (для имеющих статус безработного), справкой об отсутствии стипендии (для граждан до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения) либо документами, подтверждающими принадлежность гражданина к категории лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства (лица, содержащиеся под стражей; находящиеся в розыске; находящиеся на длительном стационарном лечении; матери, осуществляющие уход за ребенком до трех лет; неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, детьми-инвалидами и получающие компенсационные выплаты по уходу; беременные женщины со сроком беременности не менее 28 недель; многодетные матери (отцы), воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей).
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, федеральным законодателем в период возникновения спорных правоотношений была предусмотрена прямая обязанность заявителя представить документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии
В силу пункта 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что оспариваемые заявителем нормы Административного регламента не противоречат федеральному законодательству, предусматривающему, что наличие документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии, является необходимым условием предоставления субсидии.
Доводы апелляционной жалобы не могут изменить правовую судьбу обжалуемого судебного решения, все они судом проверялись, им дана надлежащая судебная оценка, что нашло отражение в судебном решении, с которой судебная коллегия согласна.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 12 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Титова Александра Васильевича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.