Кассационный военный суд в составе
председательствующего Сивова В.В, судей Лядова В.Л. и Страхова В.Е. при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело N 2а-58/2021 по кассационной жалобе представителя административного истца Пантелеева Константина Владимировича на решение Саратовского гарнизонного военного суда от 14 апреля 2021 г. и апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 9 июля 2021 г. по административному исковому заявлению военнослужащего отдела в городе "данные изъяты" "звание" Батыргалиева Рашида Нурбулатовича об оспаривании действий начальника и аттестационной комиссии "данные изъяты", связанных с отказом в увольнении с военной службы.
Заслушав доклад председательствующего Сивова В.В, Кассационный военный суд
установил:
Саратовский гарнизонный военный суд указанным решением, оставленным без изменения Центральным окружным военным судом, отказал в удовлетворении административного искового заявления Батыргалиева, в котором он просил:
- признать незаконным решение аттестационной комиссии "данные изъяты" от 28 января 2021 г. об отказе в удовлетворении его рапорта об увольнении с военной службы по собственному желанию и рекомендации ему об убытии в регион со сложной оперативной обстановкой и регион, приравненный к нему, в соответствии с заключением ВВК ВМС Управления;
- обязать начальника "данные изъяты" отменить указанное решение;
- обязать аттестационную комиссию "данные изъяты" повторно рассмотреть его рапорт и принять решение об его удовлетворении.
В поданной 19 августа 2021 г. кассационной жалобе представитель административного истца просит судебные акты отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование Пантелеев, анализируя обстоятельства дела, повторяя доводы апелляционной жалобы и ссылаясь на п. 85 Приказа ФСБ России от 8 апреля 2016 г. N 241 "Об утверждении Инструкции об организации военно-врачебной экспертизы в "данные изъяты"" и постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", указывает, что имеющееся у административного истца заболевания обязывали председателя военно-врачебной комиссии военной-медицинской службы "данные изъяты" (далее по тексту - ВВК ВМС Управления) принять при освидетельствовании решение о негодности административного истца к военной службе и вынести заключение о причинной связи заболевания с условиями военной службы, определив перспективу дальнейшего служебного использования.
Кроме того автор жалобы утверждает, что в отношении административного истца нарушен порядок проведения процедуры аттестации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Препятствий для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом, не имеется.
Проверив в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по делу не имеется.
Судебными инстанциями установлено и подтверждается материалами дела, что Батыргалиев 7 ноября 2018 г. заключил контракт о прохождений военной службы сроком на 5 лет
2 сентября 2020 г. административный истец обратился с рапортом о проведении в отношении него военно-врачебной экспертизы с целью определения годности к прохождению военной службы в "данные изъяты".
20 октября 2020 г. по результатам медицинского освидетельствования ВВК ВМС Управления по роду заболевания Батыргалиеву рекомендована смена климатической зоны (морской, влажный климат).
9 декабря 2020 г. по результатам медицинского освидетельствования ВВК ВМС Управления Батыргалиев признан годным к службе в условиях Крайнего Севера и в регионе со сложной оперативной обстановкой. К службе в высокогорной местности, местности с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями не годен.
15 декабря 2020 г. Батыргалиев обратился с рапортом об увольнении с военной службы по собственному желанию и в обоснование просьбы указал, что за время прохождения военной службы он приобрел заболевание, которое неблагоприятно сказывается на состоянии его здоровья.
22 декабря 2020 г. начальником отдела в городе "данные изъяты" и его заместителем с Батыргалиевым проведена беседа в связи с поданным им рапортом об увольнении с военной службы, в ходе которой ему была доведена рекомендация проходить дальнейшую службу в регионах со сложной оперативной обстановкой и регионах Крайнего Севера. На предложение написать рапорт о переводе в другую местность Батыргалиев отказался.
28 января 2021 г. аттестационная комиссия "данные изъяты", признав причины для увольнения Батыргалиева неуважительными, ходатайствовала об отказе в удовлетворении его рапорта и предложении ему убыть в регион со сложной оперативной обстановкой и регион, приравненный к нему, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии. Данное заключение коллегиального органа было утверждено начальником "данные изъяты" 3 февраля 2021 г.
Суды первой и апелляционной инстанций, правильно установив имеющие значение для дела обстоятельства и проанализировав положения Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе"), Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее по тексту - Положение), постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", пришли к обоснованному выводу о законности заключения аттестационной комиссии "данные изъяты" от 28 января 2021 г.
Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
В соответствии с п. 6 ст. 51 Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службе" и подп. "з" п. 4 ст. 34 Положения, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта.
Согласно абз. 2 п. 12 и п. 13 ст. 34 Положения необходимым условием для увольнения военнослужащего с военной службы по данному основанию является наличие рапорта военнослужащего, а также соответствующего заключения аттестационной комиссии.
При этом следует также учитывать, что военно-врачебной комиссией не принималось заключения о признании административного истца негодным к военной службе либо ограниченно годным к военной службе, а Батыргалиевым при предъявлении рассматриваемого административного иска требований о признании незаконными либо необоснованными имеющихся заключений ВВК ВМС Управления не заявлялось и в рамках производства по настоящему делу судом не рассматривалось.
В этих условиях заключение аттестационной комиссии "данные изъяты" от 28 января 2021 г. об отказе в удовлетворении рапорта Батыргалиева об увольнении его с военной службы по собственному желанию является законным и обоснованным.
Также при таких данных, вопреки выраженному в кассационной жалобе мнению, аттестационная комиссия "данные изъяты" была лишена возможности рекомендовать Батыргалиева к увольнению по состоянию здоровья, поскольку это противоречило бы требованиям подп. "в" п. 1 и подп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также подп. "в" п. 3 и подп. "б" п. 5 ст. 34 Положения, допускающим возможность увольнения военнослужащего с военной службы по состоянию здоровья только в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе либо наделяющим правом на такое увольнение только в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.
Иные доводы административного истца, изложенные в кассационной жалобе, были тщательно проверены судом первой и апелляционной инстанции и отвергнуты с приведением соответствующих убедительных мотивов, не согласиться с которыми Кассационный военный суд оснований не усматривает.
Таким образом, оснований для отмены или изменения в кассационном порядке состоявшихся по делу судебных актов, в том числе и для их безусловной отмены, предусмотренных ч. 3 ст. 328 КАС РФ, из материалов дела не усматривается. Поэтому кассационная жалоба административного истца не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 177, 327, 329 и 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Саратовского гарнизонного военного суда от 14 апреля 2021 г. и апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 9 июля 2021 г. по административному исковому заявлению Батыргалиева Р.Н. оставить без изменения, а кассационную жалобу его представителя Пантелеева К.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи в установленный ч. 2 ст. 318 этого же Кодекса срок кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в окончательной форме 4 октября 2021 г.
Председательствующий В.В. Сивов
Судьи В.Л. Лядов
В.Е. Страхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.