Кассационный военный суд
в составе председательствующего Сивова В.В, судей Лядова В.Л. и Страхова В.Е. при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-7/2021 по кассационной жалобе представителя административного ответчика начальника Федерального казённого учреждения " "данные изъяты"" (далее - Управление) Ценевой Оксаны Сергеевны на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 20 января 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 19 мая 2021 г, принятые по административному иску "звание" Багамаева Шамиля Курбановича об оспаривании действий начальника 2 отделения (финансово-расчётного пункта) Управления (далее - ФРП), связанных с выплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Страхова В.Е, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по нему судебных актов, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Владикавказский гарнизонный военный суд указанным решением, оставленным без изменения Южным окружным военным судом, частично удовлетворил административный иск Багамаева, признав незаконными действия начальника ФРП, связанные с отказом согласовать проект приказа командира войсковой части N. о выплате административному истцу компенсации за наём жилого помещения и возложив на указанное должностное лицо обязанность повторно рассмотреть данный вопрос.
Кроме того, с Управления в пользу Багамаева взысканы судебные расходы в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части административного иска, связанного с возложением на начальника ФРП обязанности согласовать приведённый проект приказа и взыскании с Управления компенсации морального вреда, отказано.
В кассационной жалобе, поданной 6 августа 2021 г, представитель административного ответчика просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций в связи с неправильным применением норм материального права и отказать в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
В обоснование Ценева, излагая обстоятельства дела и приводя отдельные положения нормативно-правовых актов, регламентирующие порядок и основания выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилья, утверждает, что регистрация членов семьи военнослужащего по месту жительства в местах прохождения им военной службы является обязательным условием включения в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилья.
Кроме того, автор кассационной жалобы указывает, что судебными инстанциями не приведено доводов, опровергающих данную позицию и причины по которым действия начальника ФРП являются незаконными.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильных судебных актов.
По настоящему делу таких оснований не имеется.
Согласно обстоятельствам, которые судами первой и апелляционной инстанций установлены при рассмотрении административного дела и подтверждаются его материалами, Багамаев с членами семьи признаны нуждающимися в служебном жилом помещении по месту военной службы в войсковой части N. с 2016 года.
Командованием войсковой части N. в адрес начальника ФРП 5 октября 2020 г. направлен на согласование проект приказа о выплате административному истцу денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 29 декабря 2018 г. по 2 сентября 2020 г.
Начальник ФРП письмом от 6 октября 2020 г. отказал в согласовании данного приказа, указав, что документы, свидетельствующие о регистрации Багамаева по месту жительства в месте прохождения военной службы, не представлены и, кроме того, основания для выплаты административному истцу денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 января по 24 октября 2019 г, а также за 2020 год отсутствуют, так как в 2019 году он обратился с соответствующим рапортом лишь 25 октября 2019 г, а в 2020 году указанный рапорт не подавался.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам, имеющим воинское звание офицера, за исключением проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абз. 3 настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1103 "Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения", по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения).
В соответствии с п. 2, 4, 18 и 19 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303 (далее - Инструкция) выплата денежной компенсации осуществляется военнослужащему ежемесячно через финансово-экономические органы по месту прохождения военной службы со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения.
Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта, к которому прилагаются, в том числе копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии) и свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста.
Разрешая при установленных обстоятельствах данный административный иск, суды, проанализировав вышеприведенные нормы права, пришли к верному выводу о том, что поскольку Багамаев предоставил предусмотренные п. 4 Инструкции документы, подтверждающие наличие у него права на оспариваемую компенсацию вместе с членами семьи, то отсутствие регистрации по месту жительства в месте прохождения военной службы не является препятствием для выплаты денежной компенсации, так как право на её получение имеют военнослужащие, не обеспеченные жилым помещением по месту прохождения ими военной службы.
В связи с этим у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в согласовании приказа на выплату оспариваемой компенсации, поэтому суды обоснованно удовлетворили требования административного истца в этой части.
Вопреки доводам автора жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, которое опровергает позицию должностных лиц и явилось основанием для признания действий начальника ФРП незаконными, поскольку отсутствие регистрации по месту жительства в местах прохождения им военной службы не является основанием для отказа в выплате данной компенсации, так как свидетельство о регистрации по месту жительства является одним из документов подтверждающих проживание военнослужащего и членов семьи по месту прохождения военной службы, о чем верно указал окружной военный суд.
Иные доводы автора кассационной жалобы на правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций не влияют, поскольку не основаны на нормах материального и процессуального законов и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что в силу ч. 3 ст. 329 КАС РФ основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов, в том числе и для безусловной отмены, предусмотренных ч. 3 ст. 328 КАС РФ, из материалов дела не усматривается, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 327, 329 и 330 КАС РФ, Кассационный военный суд, определил:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 20 января 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 19 мая 2021 г, принятое по административному иску Багамаева Ш.К, оставить без изменения, кассационную жалобу представителя начальника Управления Ценевой О.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в порядке гл. 35 КАС РФ путём подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 этого же Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в окончательной форме 4 октября 2021 г.
Председательствующий В.В. Сивова
Судьи В.Л. Лядов
В.Е. Страхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.