Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу защитника ФИО2, действующего в интересах администрации Советского района города Астрахани, на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по Астраханской области от 6 октября 2020 года, решение судьи Советского районного суда города Астрахани от 30 ноября 2020 года и решение судьи Астраханского областного суда от 29 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ, в отношении администрации Советского района города Астрахани,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по Астраханской области от 6 октября 2020 года администрация Советского района города Астрахани признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда города Астрахани от 30 ноября 2020 года постановление заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по Астраханской области от 6 октября 2020 года оставлено без изменения.
Решением судьи Астраханского областного суда от 29 января 2021 года решение судьи Советского районного суда города Астрахани от 30 ноября 2020 года оставлено без изменения.
Защитник ФИО2, действующий в интересах администрации Советского района города Астрахани, обратился в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с жалобой на указанные судебные постановления, в которой ставит вопрос об их отмене. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что обязанность по приведению мест сбора и накопления ТКО возложена на Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО "Город Астрахань", в связи с чем вина администрации Советского района г. Астрахани по содержанию мест скопления отходов отсутствует.
Ознакомившись с жалобой, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологически правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее-Закон от 10 января 2002 года), который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее-Закон от 30 марта 1999 года).
В силу статьи 11 Закона от 30 марта 1999 года индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания, своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Согласно статье 10 Закона от 10 января 2002 года управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Закона от 10 января 2002 года).
Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов согласно абзацу 16 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 и пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Более того, согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с Положением об администрации Советского района города Астрахани, утвержденным городской Думой муниципального образования "Город Астрахань" от 20 марта 2014 года N36 "Об утверждении Положения об администрации Советского района города Астрахани (с изменениями на 18 августа 2020 года) Администрация района осуществляет следующие полномочия:
- координирует деятельность муниципальных бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, путем информирования управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации "адрес" о необходимости проведения работ в вышеуказанной сфере на соответствующей территории;
- осуществляет и контролирует мероприятия по обустройству в жилых микрорайонах мест для складирования мусора, бытовых отходов и подъездных путей к ним в соответствии с муниципальными правовыми актами;
- осуществляет взаимодействие со структурными подразделениями администрации города по вопросам благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территориях, прилегающих к учреждениям, предприятиям и организациям района (в том числе мест отдыха горожан), их озеленения.
Как следует из материалов дела, по "адрес" организовано несанкционированное размещение отходов производства и потребления, а также отходов, образованных от ухода за зелеными насаждениями (ветки деревьев, части деревьев), что свидетельствует о невыполнении требований статьи 11 Закона от 30 марта 1999 год.
Факт совершения администрацией Советского района города Астрахани вменяемого административного правонарушения и ее виновность подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, а именно, протоколом об административном правонарушении от 28 сентября 2020 года, представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, фотоматериалами.
Указанные доказательства оценены судьями на предмет относимости, допустимости и достаточности с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.
Квалификация действий администрации Советского района города Астрахани является правильной.
Совокупность исследованных доказательств объективно свидетельствует о наличии в действиях администрации Советского района города Астрахани состава административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что обязанность по приведению мест сбора и накопления ТКО возложена на Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО "Город Астрахань", в связи с чем вина администрации Советского района г. Астрахани по содержанию мест скопления отходов отсутствует, подлежат отклонению, поскольку в соответствии с действующим законодательством именно собственники земельных участков несут ответственность по их содержанию. Учитывая приведенные полномочия администрации района, а также то, что вывод о собственнике земельных участков не опровергнут, полагаю, что выводы судей являются обоснованными.
Иные доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления, поскольку нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьями соблюден. Доказательств, опровергающих их выводы, в деле не имеется.
Учитывая, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт совершения администрацией Советского района города Астрахани административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ, материалы дела не свидетельствуют о нарушении судьями норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебных постановлений, вступивших в законную силу, полагаю, что постановление заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по Астраханской области от 6 октября 2020 года, решение судьи Советского районного суда города Астрахани от 30 ноября 2020 года и решение судьи Астраханского областного суда от 29 января 2021 года подлежат оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по Астраханской области от 6 октября 2020 года, решение судьи Советского районного суда города Астрахани от 30 ноября 2020 года и решение судьи Астраханского областного суда от 29 января 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника ФИО2, действующего в интересах администрации Советского района города Астрахани, - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.