Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ПАО "НМТП", общество) Черкасова М.А. на вступившие в законную силу решение судьи Краснодарского краевого суда от 24 февраля 2021 года, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора N0490/03/225-КНД/ПР/2020 от 29 октября 2020 года, вынесенные в отношении ПАО "НМТП" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора N0490/03/225-КНД/ПР/2020 от 29 октября 2020 года ПАО "НМТП" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 08 декабря 2020 года постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора N0490/03/225-КНД/ПР/2020 от 29 октября 2020 года отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 24 февраля 2021 года решение судьи Ленинского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 08 декабря 2020 года отменено, дело направлено в Ленинский районный суд города Новороссийска на новое рассмотрение.
Решением судьи Ленинского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 08 апреля 2021 года постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора N0490/03/225-КНД/ПР/2020 от 29 октября 2020 года оставлено без изменения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 21 июня 2021 года решение судьи Ленинского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 08 апреля 2021 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Черкасов М.А. просит об отмене решения судьи Краснодарского краевого суда от 24 февраля 2021 года и постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора N0490/03/225-КНД/ПР/2020 от 29 октября 2020 года, вынесенных в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, Как усматривается из судебных актов, в соответствии с приказом Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 03 сентября 2020 года N 225-КНД в период с 14 сентября 2020 года по 09 октября 2020 года была проведена внеплановая выездная проверка ПАО "НМТП", по результатам которой было установлено, что ПАО "НМТП" разработана проектная документация "Устройство ливнеотвода на причале N9 Широкого пирса "N2 в районе тылового сопряжения" N3214-МПГ.20/08. На момент осмотра 16 сентября 2020 года работы по устройству ливнеотвода выполнены в полном объеме. При этом сведения о том, что данная проектная документация устройства ливнеотведения получила положительное заключение государственной экологической экспертизы - отсутствуют.
Отменяя постановление о прекращении, судья районного суда пришел к выводу о том, что согласно проектной документации все строительные работы по "Устройству ливнеотвода на причале N9 Широкого пирса N2 в районе тылового сопряжения" выполнялись на существующей территории порта и не затрагивали акваторию Черного моря. Указанной проектной документацией хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море не предусмотрена, в связи с чем, она объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня на основании пункта 7 статьи 11 Федерального закона N174 -ФЗ "Об экологической экспертизе" не является.
Отменяя решение судьи районного суда от 08 декабря 2020 года, судья Краснодарского краевого суда пришел к выводу, что из буквального толкования пункта 3 статьи 34 Федерального закона N155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", на государственную экологическую экспертизу представляются документы, имеющие отношение к любой хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на все компоненты окружающей среды во внутренних морских водах.
Вместе с тем, решение судьи Краснодарского краевого суда законными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Как следует из Государственной экологической экспертизы от 15 ноября 2018 года, представленные на государственную экологическую экспертизу материалы "Обоснование хозяйственной деятельности ПАО "НМТП" во внутренних морских водах Российской Федерации" соответствуют экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
По результатам рассмотрения материалов "Обоснование хозяйственной деятельности ПАО "НМТП" во внутренних морских водах Российской Федерации" экспертная комиссия пришла к выводу о том, что предусмотренное воздействие на окружающую среду допустимо, а реализация объекта экспертизы возможна. Также при производстве данной экспертизы, была дана оценка воздействия на поверхностные воды водоснабжения, водоотведения, в том числе ливневым сточным водам (в том числе и выпускам сточных вод) (том N1 л.д. 2-30)
Согласно Государственной экологической экспертизе от 29 мая 2014 года, из Заключения N1 следует, что проектная документация "Реконструкция тылового сопряжения причала N9 на Широком пирсе N2 морского порта Новороссийск" соответствует экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Экспертная комиссия пришла к выводу о допустимом уровне воздействия на окружающую среду, прогнозируемом при осуществлении намеченной деятельности по проектной документации "Реконструкция тылового сопряжения причала N9 на Широком пирсе N2 морского порта Новороссийск" (том N1 л.д. 198-123).
Как следует из заключения экологической экспертизы, проектная документация "Реконструкция тылового сопряжения причала N9 на Широком пирсе N2 морского порта Новороссийск", предполагала хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах.
Как следует из проектной документации "Устройства ливнеотвода на причале N9 Широкого пирса N2 в районе тылового сопряжения", в ней не предусмотрена хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах (том N1 л.д. 31-59).
Федеральный закон N 174-ФЗ от 23 ноября 1995 года "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ) регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждений негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Статьей 3 Закона N 174-ФЗ установлены принципы экологическойэкспертизы, к которым, в числе прочих, относится обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы.
Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня определены статьей 11 Федерального закона N 174-ФЗ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11 Закона N 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Пунктом 1 статьи 34 Закона N 155-ФЗ установлено, что государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.
Согласно пункту 2 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закона N 155-ФЗ) все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море, подлежат государственной экологической экспертизе. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Согласно письму заместителя руководителя Росприроднадзора от 27 ноября 2014 установлено, что обращение относительно необходимости организации и проведения государственной экологической экспертизы проектной документации "Реконструкция ливневой канализации Восточного пирса ОАО "НМТП" с устройством локальных очистных сооружений", было рассмотрено. В результате рассмотрения дан ответ, что, если проектной документацией хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах не предусмотрена, то она объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня не является (том N1 л.д. 125).
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В материалах административного дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что при выполнении работ "Устройства ливнеотвода на причале N9 Широкого пирса N2 в районе тылового сопряжения осуществлялась хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах.
Учитывая, что проектной документацией "Устройства ливнеотвода на причале N9 Широкого пирса N2 в районе тылового сопряжения" не предусмотрена хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах, то она объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня не является. Следовательно, привлечение ПАО "НМТП" к административной ответственности за нарушения Федерального закона N 174-ФЗ от 23 ноября 1995 года "Об экологической экспертизе" и Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" нельзя признать правомерным.
Таким образом, судьей краевого суда не были соблюдены требования статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В настоящей жалобе защитником общества не ставится вопрос об отмене решения судьи Ленинского районного суда города Новороссийска от 08 апреля 2021 года и решения судьи Краснодарского краевого суда от 21 июня 2021 года.
Однако, в соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах, решение судьи Краснодарского краевого суда от 24 февраля 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда города Новороссийска от 08 апреля 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 21 июня 2021 года, вынесенные в отношении ПАО "НМТП" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене с оставлением без изменения решения судьи Ленинского районного суда города Новороссийска от 08 декабря 2020 года об отмене постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора N0490/03/225-КНД/ПР/2020 от 29 октября 2020 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Краснодарского краевого суда от 24 февраля 2021 года, решения судьи Ленинского районного суда города Новороссийска от 08 апреля 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 21 июня 2021 года, вынесенные в отношении ПАО "НМТП" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Судья А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.