Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев жалобу защитника ООО "ТК ЭКСИС" по доверенности Андреева Ю.А. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Сочинского отдела МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 27 августа 2020 года, решение судьи Туапсинского городского суда Краснодарского края от 2 октября 2020 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 17 декабря 2020 года, вынесенные в отношении ООО "ТК ЭКСИС" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Сочинского отдела МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 27 августа 2020 года ООО "ТК ЭКСИС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание назначено в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Туапсинского городского суда Краснодарского края от 2 октября 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 17 декабря 2020 года решение судьи городского суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "ТК ЭКСИС" по доверенности Андреев Ю.А. просит указанные процессуальные акты отменить, полагая их незаконными и необоснованными, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "ТК ЭКСИС" к административной ответственности) выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года N 1213 указанные вопросы отнесены к компетенции Министерства транспорта Российской Федерации.
В соответствии с приказом Минтранса России от 21 августа 2013 года N 273 и приложением N 2 к приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 года N 36 тахографами оснащаются, в том числе, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т (категория М3).
В силу пункта 13 Правил использования тахографов, установленных на транспортных средствах, утвержденных приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 года N 36 (далее - Правила), владельцы транспортных средств осуществляют работы, в том числе, по проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов, обеспечивают эксплуатацию тахографа в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации тахографа, утвержденного организацией - изготовителем тахографа, а также выгружают данные с карты водителя каждые 28 дней и хранят данные, выгруженные с карты водителя, в базах данных владельца транспортного средства, в течение одного года и обеспечивают их доступность для проверки.
Согласно пунктам 8-10 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года N 15, в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников. На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.
В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и 17 настоящего Положения.
Как следует из материалов дела, 21 августа 2020 года в 11 часов 00 минут по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, ул. Бондаренко, д. 14, в ходе контрольных мероприятий установлено, что ООО "ТК ЭКСИС" эксплуатировало транспортные средства "данные изъяты"" с государственным регистрационным номером N под управлением ФИО1 и транспортное средство "данные изъяты" с государственным регистрационным номером N под управлением ФИО2 с нарушением установленных требований к использованию тахографа, а именно требований приложения N 3 приказа Минтранса России от 13 февраля 2013 года N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства": выгружать данные с карты водителя каждые 28 дней; хранить данные, выгруженные с карты водителя, в базах данных владельца транспортного средства, в течение одного года и обеспечивать их доступность для проверки
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "ТК ЭКСИС" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения правонарушения, подтверждаются доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Выводы нижестоящих инстанций являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не нашли своего подтверждения материалами дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО "ТК ЭКСИС" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что должностным лицом не обеспечено право защитника или законного представителя ООО "ТК ЭКСИС" участвовать при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, не состоятелен и опровергается материалами дела.
ООО "ТК ЭКСИС" посредством почтовой корреспонденции направлено уведомление от 10 августа 2020 года N 09-671, в котором старший государственный инспектор просила обеспечить явку законного представителя юридического лица для ознакомления и подписания административного материала дела (протокола) 21 августа 2020 года, а также разъяснила, что в случае неявки в указанный срок, протокол об административном правонарушении будет составлен без участия законного представителя юридического лица, а административное дело будет рассмотрено 27 августа 2020 года. (л.д. 32-33).
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 35280304646692, размещенному на официальном сайте АО "Почта России" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" корреспонденция направлена ООО "ТК ЭКСИС" 10 августа 2020 года и получена адресатом 13 августа 2020 года.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом 21 августа 2020 года, постановление о привлечении названного лица к административной отвественности вынесено 27 августа 2020 года.
Вместе с тем, ООО "ТК ЭКСИС" явку защитника или законного представителя не обеспечило, о причинах своей неявки должностному лицу не сообщило, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляло.
Таким образом, требования, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, должностным лицом не нарушены, необходимые условия для реализации права юридического лица на защиту и непосредственное участие при составлении процессуального документа, а также при рассмотрении дела созданы.
Данное право реализовано обществом по своему усмотрению.
Вопреки доводам заявителя несвоевременное направление копии протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу, не является основанием к отмене состоявшихся по делу постановлений, поскольку в силу абзаца 3 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Сочинского отдела МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 27 августа 2020 года, решение судьи Туапсинского городского суда Краснодарского края от 2 октября 2020 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 17 декабря 2020 года, вынесенные в отношении ООО "ТК ЭКСИС" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.