Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Карасовой Н.Х, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Моревой В.А. по доверенности Дударева Д.С, поступившую в суд первой инстанции 29 июня 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 31 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Моревой В.А. к администрации Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым о признании решения незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Морева В.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым о признании незаконным Постановления администрации Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым N419-П от 16 ноября 2020 года "Об отмене постановления от 05 июня 2020 года N221-П и об отказе в утверждении схемы земельного участка путем его перераспределения, площадью 2055 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес"", обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление Моревой В.А. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Симферопольский район, с. Фонтаны, ул. Чкалова, 52, кадастровый номер N
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 14 января 2021 года административное исковое заявление Моревой В.А. удовлетворено.
Судом признано незаконным Постановление администрации Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым N419-П от 16 ноября 2020 года "Об отмене постановления от 05 июня 2020 года N221-П и об отказе в утверждении схемы земельного участка путем его перераспределения, площадью 2055 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес"
Суд обязал администрацию Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым повторно рассмотреть заявление Моревой В.А. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 31 марта 2021 года решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 14 января 2021 года отменено.
По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Моревой В.А. к администрации Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия - отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Моревой В.А. по доверенности Дударев Д.С. просит отменить обжалуемое апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое Моревой В.А. постановление принято в пределах предоставленных администрации Чистенского сельского поселения полномочий, является обоснованным и не противоречащим действующему законодательству. Оспариваемое постановление прав административного истца не нарушает, поскольку в его собственности уже находится земельный участок для ИЖС площадью 1500 кв.м, что фактически вдвое больше минимально предусмотренного вышеуказанными Правилами размера земельного участка, предоставляемого гражданам с указанным видом разрешенного использования, и целью испрашиваемого административным истцом перераспределения земельных участков не являлось исключить вклинивания, вкрапливания, изломанность границ или чересполосицу.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 КАС РФ.
Из материалов дела следует, что Морева В.А. с 11 августа 2017 года является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
04 июня 2020 года в администрацию Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым поступило заявление Моревой В.А. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2055 кв.м, по адресу: "адрес", предназначенного для индивидуального жилищного строительства.
В заявлении в графе "вид права на земельный участок в случае, если, земельный участок раннее был предоставлен заявителю" указано: ст. 39.29, 39.28 ЗК РФ; "цель использования" - для индивидуального жилищного строительства.
Из приложенной к заявлению Схемы усматривается образование испрашиваемого земельного участка из вышеуказанного земельного участка, находящегося в собственности Моревой В.А, площадью 1500 кв.м, территории земель муниципальной собственности в размере 555 кв.м.
Из материалов дела усматривается, что по результатам повторного рассмотрения указанного заявления по решению Симферопольского районного суда Республики Крым от 24 августа 2020 года по делу N 2а-2296/2020 Администрацией Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым принято постановление N 419-П от 16 ноября 2020 года "Об отмене постановления от 05 июня 2020 года N221-П и об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка путём его перераспределения, площадью 2055 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Симферопольский район, с. Фонтаны, ул. Чкалова, 52.
Основанием для отказа в перераспределении земельного участка со ссылкой на подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) администрацией указано, что в соответствии с Генеральным планом с. Фонтаны Чистенского сельского поселения, из прилегающих земель возможно образовать самостоятельный земельный участок.
В соответствии с подпунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а так же земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Устава муниципального образования Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в полномочия администрации Чистенского сельского поселения входит: управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности Поселения, решение вопросов по созданию, приобретению, использованию, распоряжению и аренде объектов муниципальной собственностью.
Согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 ЗК РФ установлены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
- перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
- перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
- перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
- земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Положениями статьи 39.29 ЗК РФ регламентирован порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 39.29 ЗК РФ, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Пункт 9 статьи 39.29 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В частности, в подпункте 9 указанной нормы права, указано, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27.06.2017 N1266-О, Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает в статье 39 в качестве основного способа приватизации земли торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности. С учетом специфики земельных отношений Земельный кодекс Российской Федерации также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности (статья 39.28). Подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).
Постановлением Администрации Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 01 марта 2019 года N107-НПА утверждён Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Чистенского сельского поселения, и земельных участков, находящихся в частной собственности".
Согласно пункту 2.3 данного Регламента, конечным результатом предоставления указанной муниципальной услуги является: постановление Администрации Чистенского сельского поселения о заключении Соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Чистенского сельского поселения, и земельных участков, находящихся в частной собственности; заключение Соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Чистенского сельского поселения, и земельных участков, находящихся в частной собственности; уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги по форме согласно Приложению N4 к настоящему Административному регламенту.
В пункте 2.6.1 Регламента указано, что основанием для предоставления муниципальной услуги является заявление о заключении Соглашения о перераспределении земельных участков согласно Приложению N3 к Регламенту.
Также установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательством или иными нормативными правовыми актами, для предоставления услуги: документ, подтверждающий личность заявителя (представителя заявителя); копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранные юридическое лицо.
Таким образом, процедура рассмотрения вопроса перераспределения земель, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, отличается от порядка, установленного для утверждения схемы расположения земельного участка, регулируемого положениями статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, и утвержденного постановлением Администрации Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 30 мая 2019 года N261-НПА Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по обращению заинтересованных лиц".
В соответствии со статьей 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
На территории муниципального образования Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков определяются Правилами землепользования и застройки данного муниципального образования, утвержденными решением Симферопольского районного совета Республики Крым от 26 июня 2019 года N 1241.
В соответствии с поименованными Правилами, земельный участок, принадлежащий административному истцу, и земли, за счет которых он предполагает осуществить увеличение его площади, расположены в территориальной зоне Ж-1 "Зона застройки индивидуальными жилыми домами", вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства" код 2.1. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам: минимальные размеры земельных участков 0, 06 га, максимальные размеры земельных участков 0, 25 га.
Администрацией Чистенского сельского поселения, на запрос суда апелляционной инстанции, представлены графические материалы (л.д. 159), согласно которым заявленная Моревой В.А. площадь земель муниципальной собственности в размере 555 кв.м. обособленным земельным участком не является, поскольку фактически является частью общей территории земель муниципальной собственности в размере 1093 кв.м.
В связи с чем, из земель муниципальной собственности площадью 1093 кв.м. возможно сформировать самостоятельный земельный участок в минимальном предусмотренном Правилами землепользования и застройки данного муниципального образования размере 0, 6 га.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, обосновано пришел к выводу о том, что оспариваемое Моревой В.А. Постановление принято в пределах предоставленных администрации Чистенского сельского поселения полномочий, является обоснованным и не противоречащим действующему законодательству.
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов суда они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 31 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 10 сентября 2021 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.Х. Карасова
В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.