Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Карасовой Н.Х, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Галды А.В, поступившую в суд первой инстанции 01 июля 2021 года, на решение Советского районного суда города Волгограда от 17 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 28 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Галды А.В. к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о признании публичных слушаний по проекту генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, заключение о результатах публичных слушаний N1 от 08 апреля 2020 года, проект Генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области и решение Среднеахтубинской районной думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 28 мая 2020 года незаконным.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Галда А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о признании публичных слушаний по проекту генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, заключение о результатах публичных слушаний N1 от 08 апреля 2020 года, проект Генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области и решение Среднеахтубинской районной думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 28 мая 2020 года незаконным.
Решением Советского районного суда города Волгограда от 17 ноября 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Галда А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 28 апреля 2021 года решение Советского районного суда города Волгограда от 17 ноября 2020 года в части отказа в удовлетворении административного искового заявления Галда А.В. к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, Среднеахтубинской районной Думе Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о признании проекта Генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области и решения Среднеахтубинской районной думы Среднехтубинского муниципального района Волгоградской области от 28 мая 2020 года N 14/138 незаконными, отменено и производство по делу в части указанных требований прекращено.
В остальной части решение Советского районного суда города Волгограда от 17 ноября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Галда А.В. просит отменить обжалуемые судебные акты в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний и принять по делу новое решение.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Положениями статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлены правила проведения публичных слушаний, в том числе по проектам генеральных планов.
В соответствии с частью 1 статьи 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 5 ГрК РФ участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 5 статьи 5.1 ГрК РФ процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале публичных слушаний;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;
4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;
5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний.
В соответствии с частью 6 статьи 5.1 ГрК РФ оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту; информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях; информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций; информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
В течение всего периода размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 статьи 5.1 ГрК РФ статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях и информационных материалов к нему проводятся экспозиция или экспозиции такого проекта (часть 6 статьи 5.1 ГрК РФ).
В соответствии с частью 18 статьи 5.1 ГрК РФ организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются дата оформления протокола общественных обсуждений или публичных слушаний; информация об организаторе общественных обсуждений или публичных слушаний; информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, дата и источник его опубликования; информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания; все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний.
В соответствии с частями 21 и 22 статьи 5.1 ГрК РФ на основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний. В заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны, в том числе наименование проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, сведения о количестве участников общественных обсуждений или публичных слушаний, которые приняли участие в общественных обсуждениях или публичных слушаниях; содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний. В случае внесения несколькими участниками общественных обсуждений или публичных слушаний одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний; аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний.
В соответствии с частью 24 статьи 5.1 ГрК РФ уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются: порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам; организатор общественных обсуждений или публичных слушаний; срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний; официальный сайт и (или) информационные системы; требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний; форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, порядок подготовки и форма заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; порядок проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, а также порядок консультирования посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Решением Среднеахтубинской районной Думы N 6/45 от 28 ноября 2019 года утвержден порядок организации и проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, согласно пункту 14 которого организатором проведения публичных слушаний на территории Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области является комиссия по подготовке проекта правил землепользований и застройки сельских поселений Среднеахтубинского муниципального района.
Положениями статьи 28 ГрК РФ предусмотрено особенности организации и проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений и городских округов.
В соответствии с частью 5 статьи 28 ГрК РФ в целях доведения до населения информации о содержании проекта Генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
В соответствии с частью 6 статьи 28 ГрК РФ участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.
В соответствии с частью 7 статьи 28 ГрК РФ заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 8 статьи 28 ГрК РФ срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Согласно части 9 статьи 28 ГрК РФ Глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение:
1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;
2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.
Из материалов дела следует, что Галда А.В. является собственником 201 земельного участка, расположенных по адресу: Среднеахтубинский район, х. Красный Сад, ул. Советская, относящихся к категории земель - земли населенных пунктов, с видами разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (в границах населенного пункта), размещения жилого дома, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 34:28:160004:140. Земельные участки расположены на территории муниципального образования - Красное сельское поселение Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.
Постановлением администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области N 112 от 21 февраля 2020 года решено:
- провести публичные слушания по проекту Генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в период с 25 февраля по 25 марта 2020 года;
- участники публичных слушаний имеют право вносить предложения и замечания путем направления в письменной форме в адрес администрации или посредством официального сайта администрации;
- назначить собрание по результатам обсуждения проекта Генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского района в здании "Красносадского сельского Дома культуры" по адресу: п. Красный Сад 19 марта 2020 года.
Оповещение о начале публичных слушаний и проект генерального плана опубликованы 25 февраля 2020 года и 03 марта 2020 года в газете "Звезда".
Организатором публичных слушаний оформлен протокол публичных слушаний по проекту генерального плана Красного сельского поселения N 1 от 19 марта 2020 года, в котором указано предложение в том числе участника публичных слушаний Галды А.В, являющегося собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" об отклонении проекта генерального плана Красного сельского поселения и сохранения земельного участка с кадастровым номером N с границах населенного пункта "адрес"".
По результатам проведения публичных слушаний составлено заключение N 1 от 08 апреля 2020 года, опубликованное в установленном порядке, в котором указано, что в слушаниях приняло участие 50 человек, указаны внесенные ими замечания и предложения, в том числе названное предложение Галда А.В. относительно сохранения принадлежащих ему на праве собственности земельных участков в границах территории населенного пункта. В заключении указано, что по результатам рассмотрения замечаний и предложений, в том числе истца, организатором публичных слушаний рекомендовано предложения Галда А.В. отклонить в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером N находится в зоне экстенсивного природопользования природного парка "Волго-Ахтубинская пойма", установленной Положением о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма", утвержденным постановлением администрации Волгоградской области от 22 июля 2016 года N389-П.
Согласно названному заключению по результатам публичных слушаний по проекту генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского района от 08 апреля 2020 года решено одобрить проект генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского района.
Судом апелляционной инстанции верно было указано, что публичные слушания являются лишь составной частью порядка принятия генерального плана. Публичные слушания, по своей сути, представляют форму волеизъявления заинтересованных лиц в отношении выносимого на обсуждение проекта соответствующего решения. При этом результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер, они учитываются при принятии соответствующего решения, но не являются обязательными к исполнению.
При изложенных выше обстоятельствах суды нижестоящих инстанций обосновано пришли к выводу о том, что публичные слушания, проведенные по проекту Генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, соответствуют законодательству, регулирующему порядок их организации и проведения, нарушения прав и законных интересов административного истца в ходе публичных слушаний не допущено.
Суд апелляционной инстанции так же пришел к выводу о том, что при рассмотрении судом первой инстанции требований в части признания незаконными проекта Генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области и решения Среднеахтубинской районной думы Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 28.05.2020 г. N14/138 "Об утверждении генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области" допущены нарушения норм процессуального права, выраженные в нарушении правил подсудности, а так же разрешено требование, которое не могло быть рассмотрено судом.
Судебная коллегия по административным делам соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно статьи 19 КАС РФ административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных ст. 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 20 КАС РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Помимо этого, в силу вышеназванных норм права, а также положений ст. 1, 4, 208-217 КАС РФ в суде могут быть обжалованы нормативные правовые акты, принятые, опубликованные (обнародованные) в установленном порядке и вступившие в силу. Проекты нормативных правовых актов не могут быть оспорены в судебном порядке.
Таким образом, требование истца о признании незаконным проекта Генерального плана Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области не подлежало рассмотрению в районном суде.
При изложенных выше обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что судом первой инстанции при разрешении указанных требований было допущено нарушение правил подсудности, а так же разрешено требование, которое не могло быть рассмотрено районный судом, в связи с чем решение суда первой инстанции в указанной части было отменено с прекращением производства.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных аков не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Волгограда от 17 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 28 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 10 сентября 2021 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.Х. Карасова
В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.