Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В, рассмотрела кассационную жалобу представителя Готфрида Э.Е. по доверенности Нагорной Е.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 30 апреля 2021 года, которым отменено решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 2 декабря 2020 года по административному исковому заявлению Готфрида Э.Е. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании распоряжения незаконным.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Готфрид Э.Е. обратился в Балаклавский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя (далее - Департамент) от 26 марта 2020 года N "Об отмене распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 17 декабря 2019 года N" (далее - оспариваемое распоряжение).
В обоснование административного иска Готфрид Э.Е. указал, что решением Орлиновского сельского Совета от 25 марта 2008 года утверждены материалы предварительного согласования места расположения и назначения земельного участка ориентировочной площадью 0, 25 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, расположенного по адресу: "адрес" (далее - спорный земельный участок), и дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу указанного земельного участка. Административным истцом разработан проект землеустройства, согласован в установленном законом порядке, участку присвоен кадастровый номер "данные изъяты". В целях реализации права на окончание оформления права собственности на земельный участок Готфрид Э.Е. обратился в Департамент с соответствующим заявлением. Распоряжением административного ответчика от 17 декабря 2019 года N утверждена схема расположения спорного земельного участка. На основании данной схемы участок был поставлен на кадастровый учет в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя. В апреле Готфриду Э.Е. стало известно о принятии административным ответчиком оспариваемого распоряжения. Административный истец полагает указанное распоряжение незаконным, поскольку Департамент не обладает полномочиями по отмене ранее принятых решений. Также указывает, что оспариваемое распоряжение реализовано, земельный участок поставлен на кадастровый учет. Кроме того, в обоснование довода о незаконности распоряжения административный истец ссылается на недоказанность административным ответчиком нахождения земельного участка во втором поясе санитарной охранной зоны Чернореченского водохранилища, зоне природно-заповедного фонда и охранной зоне инженерных коммуникаций, ППТ и ПМТ " "данные изъяты"".
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 2 декабря 2020 года административное исковое заявление удовлетворено.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение Департамент от 17 декабря 2019 года N было реализовано Готфридом Э.Е. на основании предоставленного ему пунктом 6 оспариваемого распоряжения права обратиться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка. Принятие отмененного распоряжения породило соответствующие права и обязанности у заинтересованного круга лиц, и они не могут считаться отмененными автоматически, через значительный промежуток времени. Также оспариваемое распоряжение Департамента принято за пределами полномочий, которые не позволяют государственному органу отменять ненормативные правовые акты, на основании которых уже возникли гражданско-правовые отношения, Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 30 апреля 2021 года решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 2 декабря 2020 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Готфрида Э.Е.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 21 июля 2021 года, представитель Готфрида Э.Е. по доверенности Нагорная Е.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 30 апреля 2021 года и оставлении в силе решения Балаклавского районного суда г. Севастополя от 2 декабря 2020 года. Как указывает заявитель, судами первой и апелляционной инстанций не установлены обстоятельства, препятствующие утверждению схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также нормативно-правовыми актами г. Севастополя. Также ссылается на то, что в выписке из ЕГРН от 14 февраля 2020 года информация об ограничениях в использовании земельного участка и об установлении каких-либо охранных зон или зон с особыми условиями использования не указана. Считает, что в оспариваемом распоряжении отсутствует необходимое обоснование и мотивировка, что является достаточным основанием для признания его недействительным. Полагает вывод суда апелляционной инстанции об истечении срока действия решения Орлиновского поселкового совета от 25 апреля 2008 года N, наделяющего заявителя правом на завершение оформления в собственность земельного участка, незаконным. По мнению подателя кассационной жалобы, суд возложил на Готфрида Э.Е. ответственность за негативные последствия вследствие действий органа власти.
Определением судьи от 18 августа 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Готфрид Э.Е, представители административного ответчика и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, выслушав представителя Готфрида Э.Е. по доверенности Нагорную Е.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, прокурора Фролову Е.В, полагавшую обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как следует из материалов дела, решением Орлиновского сельского Совета от 25 апреля 2008 года N Готфриду Э.Е. дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу спорного земельного участка.
На основании заявления административного истца, учитывая указанное решение Орлиновского сельского Совета, административным ответчиком издано распоряжение об утверждении схемы расположения спорного земельного участка. Готфрид Э.Е. наделен правом обратиться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка.
Из выписки из ЕГРН видно, что 14 февраля 2020 года спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет.
22 января 2020 года прокуратурой г. Севастополя вынесен протест на распоряжение Департамента от 17 декабря 2019 года N об утверждении схемы расположения спорного земельного участка.
Основанием для опротестования распоряжения административного ответчика послужило то обстоятельство, что испрашиваемый Готфридом Э.Е. земельный участок согласно Генеральному плану расположен в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы и др.), 2-м поясе санитарной охранной зоны Чернореченского водохранилища, зоне природно-заповедного фонда и охранной зоне инженерных коммуникаций ППТ и ПМТ " "данные изъяты"". Также прокуратура г. Севастополя в протесте указывает, что срок действия решения Орлиновского поселкового совета от 25 апреля 2008 года, наделяющего заявителя правом на завершение оформления в собственность земельного участка, истек 25 апреля 2009 года.
С учетом протеста прокуратуры г. Севастополя от 22 января 2020 года N Департаментом издано оспариваемое распоряжение.
В силу частей 1.1, 1.2 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
До 31 декабря 2020 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона г. Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС) указанным законом установлены особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.
Частями 1, 5, 6 статьи 12 Закона N 46-ЗС определено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года согласно определенному Правительством Севастополя порядку.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном приведенной статьей, является: нахождение испрашиваемого земельного участка в границах земель лесного фонда и (или) в границах земель особо охраняемых природных территорий и объектов; несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями указанной статьи определяется Правительством Севастополя.
В свою очередь постановлением Правительства Севастополя от 1 февраля 2016 года N 25-ПП утвержден "Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления г. Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству" (далее - Порядок).
В силу пункта 3 Порядка земельный участок может быть предоставлен заинтересованному лицу в порядке завершения оформления прав на земельный участок только в том случае, если сведения о местоположении границ земельного участка на момент рассмотрения заявления внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пунктам 9, 10 Порядка уполномоченный орган вправе направлять запросы в иные исполнительные органы государственной власти г. Севастополя и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации государственной и муниципальной формы собственности в целях получения информации об объектах, в том числе инженерной инфраструктуры, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
При наличии обстоятельств, указанных в части 6 статьи 12 Закона N 46-ЗС, уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В случае, если указанные обстоятельства будут установлены при рассмотрении вопроса об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, они являются основанием для отказа в утверждении схемы.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда исходила из того, что на момент издания Департаментом распоряжения от 17 декабря 2019 года решение Орлиновского сельского Совета от 25 апреля 2008 года утратило силу.
Судом установлено, что решением Орлиновского сельского Совета от 25 апреля 2008 года N Готфриду Э.Е. утверждены материалы предварительного согласования места расположения и назначения спорного земельного участка, дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу названного земельного участка (пункт 2 решения).
Пунктом 3.1 названного решения на административного истца возложена обязанность в срок до 25 апреля 2009 года через соответствующую землеустроительную организацию обеспечить выполнение работ по разработке проекта землеустройства по отводу испрашиваемого земельного участка, согласовать его в установленном законом порядке и представить на рассмотрение его в установленном законом порядке, представить на рассмотрение депутатской комиссии по земельным ресурсам и экологии Орлиновского сельского совета.
В случае неисполнения требований пункта 3.1 данного решения в указанный срок, оно утрачивает силу, а земельный участок переходит в земли запаса Орлиновского сельского совета (пункт 4 решения).
Как следует из проекта землеустройства спорного земельного участка, он был представлен в совет по истечении срока, установленного пунктом 3.1 решения Орлиновского сельского Совета от 25 апреля 2008 года, 30 ноября 2009 года, то есть утратил силу.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы о том, что в оспариваемом распоряжении отсутствует необходимое обоснование и мотивировка, и это достаточно для признания его недействительным, являются несостоятельными, поскольку в распоряжении в качестве основания для его вынесения указан протест прокуратуры г. Севастополя от 22 января 2020 года N (от 23 января 2020 года N).
Утверждения жалобы о незаконности вывода суда апелляционной инстанции об истечении срока действия решения Орлиновского поселкового совета от 25 апреля 2008 года являются несостоятельными. Истечение срока действия указанного решения, исходя из положений пункта 1 статьи 12 Закона N 46-ЗС, не могло служить основанием для завершения оформления права на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, и, соответственно, основанием для утверждения схемы.
Иные доводы кассационной жалобы представителя административного истца направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела, которая в силу положений части 3 статьи 329 КАС РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции, и основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 30 апреля 2021 года, соответствующими обстоятельствам административного дела и, вопреки доводам жалобы, постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 30 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Готфрида Э.Е. по доверенности Нагорной Е.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 23 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.