Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Иванова А.Е, Капункина Ю.Б.
рассмотрела кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Волгоградской области на решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 20 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 20 января 2021 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Волгоградской области к Дьякову Ю.И. о взыскании задолженности.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N 7 по Волгоградской области (далее - Инспекция) обратилась в Новоаннинский районный суд Волгоградской области с административным исковым заявлением о взыскании с Дьякова Ю.И. задолженности в сумме 12 964 рублей 10 копеек, в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год - 9521 рубль 84 копейки; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год - 2609 рублей 26 копеек; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 4 июня 2019 года по 2 апреля 2020 года - 654 рубля 73 копейки; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 4 июня 2019 года по 2 апреля 2020 года - 178 рублей 27 копеек.
В обоснование административного иска Инспекция указала, что Дьяков Ю.И. состоит на налоговом учете в налоговом органе в качестве физического лица - адвоката. 24 мая 2019 года административный ответчик снят с учета в качестве адвоката, фактически деятельность им прекращена 17 мая 2019 года. Дьяков Ю.И. за 4 месяца 17 дней 2019 года имеет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 11 126 рублей 11 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 2609 рублей 26 копеек. В связи с неуплатой страховых взносов в добровольном порядке Инспекция направила в адрес Дьякова Ю.И. требование от 3 апреля 2020 года об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов. Административным ответчиком в счет погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование 13 июня 2019 года было оплачено 1604 рубля 27 копеек, в связи с чем сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 9521 рубль 84 копейки. Ввиду того, что административным ответчиком требование в добровольном порядке не исполнено, налоговый орган обратился в суд.
Решением Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 20 октября 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Дьяков Ю.И. в 2019 году адвокатскую деятельность не осуществлял, с 28 декабря 2018 года его статус адвоката был приостановлен, а с 24 мая 2019 года - прекращен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 20 января 2021 года решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 20 октября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 19 июля 2021 года, Инспекция ставит вопрос об отмене решения Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 20 октября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 20 января 2021 года. По мнению заявителя, судами неверно истолкованы нормы материального права, а именно пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Ссылается на то, что освобождение от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхования носит заявительный характер, однако Дьяков Ю.И. с таким заявлением в Инспекцию не обращался.
Определением судьи от 26 августа 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Стороны в судебное заседание не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 6 статьи 289 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу пункта 2 части 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно пункту 1 статьи 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено приведенной статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рублей за расчетный период 2019 года; а также уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6884 рублей за расчетный период 2019 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с указанным Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 НК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.
В силу пунктами 3, 5 статьи 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Судом установлено, что с 24 сентября 2002 года по 24 мая 2019 года Дьяков Ю.И. состоял на учете в налоговом органе в качестве адвоката.
Ввиду того, что административным ответчиком обязанность по уплате страховых взносов за 2019 год в установленный срок не исполнена, налоговым органом Дьякову Ю.И. выставлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) от 3 апреля 2020 года N, должнику предложено в срок не позднее 15 мая 2019 года оплатить задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 2609 рублей 26 копеек и пени в размере 178 рублей 27 копеек, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 11 126 рублей 11 копеек и 654 рубля 73 копейки пени.
Данное требование налогового органа оставлено административным ответчиком без исполнения, в связи с чем административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Дьякова Ю.И. задолженности по страховым взносам.
14 июля 2020 года мировым судьей судебного участка N Волгоградской области вынесен судебный приказ о взыскании с Дьякова Ю.И. заявленной задолженности, который определением мирового судьи от 3 августа 2020 года отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
В соответствии с пунктом 7 статьи 430 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2019 году) в том числе адвокаты не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.
Частью 2 статьи 85 НК РФ установлено, что адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.
Как следует из представленных в дело выписки из протокола заседания Совета Адвокатской палаты Волгоградской области от 28 декабря 2018 года N и уведомления о внесении в реестр адвокатов сведений о приостановлении статуса адвоката от 15 января 2019 года статус адвоката Дьякова Ю.И. был приостановлен с 28 декабря 2018 года в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон N 63-ФЗ) в связи с неспособностью адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности.
26 апреля 2019 года Дьяков Ю.И. обратился в Совет Адвокатской палаты Волгоградской области с заявлением, в котором просил прекратить ему статус адвоката на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 63-ФЗ.
Согласно уведомлению адвокатской консультации Новоаннинского района Волгоградской области от 7 октября 2020 года в период с 28 декабря 2018 года по 22 мая 2019 года адвокату Дьякову Ю.И. ордеры для ведения дел в судах не выдавались.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции с учетом позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 N 211-О, исходили из того, что необходимые для предоставления права на освобождение от уплаты страховых взносов сведения о принятых решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов поступают в налоговые органы от адвокатских палат субъектов Российской Федерации в рамках пункта 2 статьи 85 НК РФ, и непредставление Дьяковым Ю.И. в налоговый орган заявления об освобождении от уплаты страховых взносов препятствием к принятию судом решения об отсутствии оснований для взыскания с Дьякова Ю.И. сумм страховых взносов за спорный период не является.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций.
Доводы кассационной жалобы о том, что освобождение от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхования носит заявительный характер, не могут быть приняты во внимание по приведенным основаниям.
По существу доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов обеих инстанций, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и, вопреки доводам кассационной жалобы, постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 20 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 20 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Волгоградской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 14 октября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.