Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Монмаря Д.В.
судей Капункина Ю.Б, Иванова А.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу
Зитляева Э.С. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 27 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Зитляева Э.С. к администрации Вересаевского сельского поселения Республики Крым об оспаривании решения органа местного самоуправления, заслушав доклад судьи Монмаря Д.В,
УСТАНОВИЛА:
Зитляев Э.С. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ администрации Вересаевского сельского поселения Сакского района Республики Крым в завершении оформления права собственности на земельный участок общей площадью 0, 12 га, расположенный по адресу: "адрес", оформленный письмом от 29 сентября 2020 года N, и обязать административного ответчика повторно рассмотреть поданное 18 сентября 2020 года заявление Зитляева Э.С. о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок и принять решение по существу рассматриваемого вопроса.
Требования административного иска мотивированы тем, что 27 октября 2009 года решением Вересаевского сельского совета Сакского района N "Об отводе земельного участка для индивидуального строительства жилого дома и хозяйственных построек на территории Вересаевского сельского совета" Зитляеву Э.С. выдано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка общей площадью 0, 12 га по "адрес" для индивидуального строительства жилого дома и хозяйственных построек, с указанием в пункте 4 данного решения срока его действия до 27 октября 2010 года. Истец обратился в администрацию Вересаевского сельского поселения с заявлением о завершении оформления права собственности на указанный земельный участок, однако 29 сентября 2020 года ему было отказано.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 14 декабря 2020 года требования административного иска удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 27 апреля 2021 года решение Сакского районного суда Республики Крым от 14 декабря 2020 года отменно, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 26 августа 2021 года, ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, принятого с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как усматривается из материалов дела, решением Вересаевского сельского совета Сакского района от 27 октября 2009 года N "Об отводе земельного участка для индивидуального строительства жилого дома и хозяйственных построек на территории Вересаевского сельского совета" Зитляеву Э.С. выдано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка общей площадью 0, 12 га из земель, не предоставленных в собственность или постоянное пользование в границах населенного пункта, расположенного на территории Вересаевского сельского совета в селе Вересаево по "адрес" для индивидуального жилого дома и хозяйственных построек. На Зитляева Э.С. возложена обязанность представить сельскому совету на утверждение проект землеустройства по отводу земельного участка (пункт 3). Решение действительно до 27 октября 2010 года (пункт 4).
Постановлением Администрации Вересаевского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 17 января 2019 года N 11 определена категория земель и вид разрешенного использования земельного участка расположенного по адресу: "адрес".
17 сентября 2020 года Зитляев Э.С. обратился в Администрацию Вересаевского сельского поселения Сакского района Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок.
По результатам рассмотрения данного заявления администрацией принято решение об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка общей площадью 0, 12 га, в порядке завершения оформления права на земельный участок, начатого до 21 марта 2014 года, оформленного письмом от 29 сентября 2020 года N998/02-29, в связи с истечением срока действия решения Вересаевского сельского совета 38-ой сессии 5 созыва от 27 октября 2009 года N463 "Об отводе земельного участка для индивидуального строительства жилого дома и хозяйственных построек на территории Вересаевского сельского совета".Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что вынесенный административным ответчиком отказ, оформленный письмом от 29 сентября 2020 года N998/02-29, не соответствует Закону Республики Крым N38-ЗРК "Об особенностях регулирования земельных и имущественных отношений на территории Республики Крым" и нарушает право истца на дооформление земельного участка в собственность.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд апелляционной инстанции, указал на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что обращаясь в администрацию Вересаевского сельского поселения Сакского района Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления права, административным истцом, среди прочего была предоставлена копия решения Вересаевского сельского совета от 27 октября 2009 года N 643. В пункте 4 данного решения установлен срок его действия до 27 октября 2010 года.
На момент принятия Вересаевским сельским советом Сакского района Автономной Республики Крым решения от 27 октября 2009 года N 463 порядок предоставления земельных участков в собственность граждан регулировался законодательством Украины.
Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель коммунальной собственности подают ходатайство в орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или принимает мотивированный отказ в его предоставлении.
Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству" от 16 сентября 2008 года N509-VI были внесены изменения в Земельный кодекс Украины, в частности, в статью 151, которой было установлено, что срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований по его отводу составляют один год и может быть продлен единоразово на такой же срок. В случае, если на протяжении установленного срока проект отвода земельного участка не подан на утверждение соответствующего органа, разрешение на разработку проекта отвода земельного участка и требования по его отводу считаются аннулированными.
Законом Украины от 05 ноября 2009 года N1708-17 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по упрощению порядка приобретения прав на землю" положения статьи 118, статьи 151 Земельного кодекса Украины были изложены в новой редакции, которые не содержали указаний об определении конкретного срока, в течение которого должен быть разработан проект отвода земельного участка.
Правосубъектность публичных органов в целом строится на основе прав и функций в области управления землей того государственного или местного образования, который от имени этого образования участвует в правовых отношениях. Правосубъектность органов государственной власти и органов местного самоуправления подразделяется на полномочия по распоряжению земельными участками (предоставление земельных участков, участие в договорных отношениях, направленных на передачу прав на землю иным лицам) и полномочия в области управления земельными ресурсами.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о разрешении на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка являлось первым юридически значимым действием при переходе права на земельный участок, который находился в государственной или коммунальной собственности. Оно выступало выражением воли собственника при отчуждении участка. При безвозмездной передаче земельного участка решение служило основанием для отвода и в последующем государственной регистрации прав на участок.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, будучи собственником земельного участка и обладая властно-распорядительными полномочиями, Вересаевский сельский совет Сакского района Автономной Республики Крым, в пределах своей компетенции в решении от 27 октября 2009 года N 463 правомерно определилсрок действия указанного решения до 27 октября 2010 года, что не противоречило действующему на тот период земельному законодательству Украины, которое не предусматривало запрета на установление срока.
Таким образом, поскольку решение Вересаевского сельского совета Сакского района АР Крым N463 от 27 октября 2009 года утратило силу в соответствии с пунктом 4 данного решения, администрация Вересаевского сельского поселения Сакского района Республики Крым, являясь собственником испрашиваемого земельного участка, действуя в пределах представленных полномочий, правомерно отказала Зитляеву Э.С. в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что обжалуемое решение администрации, оформленное письмом от 29 сентября 2020 года N998/02-29, принято уполномоченным органом, в порядке и на основаниях, определенных законодательством.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данным выводом суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене определения суда апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных доказательств.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, апелляционное определение второй инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 27 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 07 октября 2021 года.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи А.Е. Иванов
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.