Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лопаткиной Н.А, судей Дурневой С.Н, Песоцкого В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ореховского Владимира Андреевича к администрации г. Симферополя об отмене постановления, признании участником мероприятия по обеспечению жилыми помещениями, признании нуждающимся в жилом помещении вне очереди, признании права на дополнительную общую жилую площадь по кассационной жалобе представителя ответчика администрации г. Симферополя Республики Крым по доверенности Лемтюжниковой А.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 27 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Лопаткиной Н.А, судебная коллегия
установила:
Ореховский В.А. обратился в суд с иском к администрации г. Симферополя об отмене постановления, признании участником мероприятия по обеспечению жилыми помещениями, признании нуждающимся в жилом помещении вне очереди, признании права на дополнительную общую жилую площадь.
Требования мотивированы тем, что на основании решения гарнизонной жилищной комиссии Симферопольского пограничного гарнизона Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины истец принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и внесен в список лиц, нуждающихся во внеочередном получении жилого помещения в связи с увольнением в запас Вооруженных Сил Украины по пункту "б" части 6 статьи 26 (по состоянию здоровья). После постановки на учет с 27 января 2011 года по 1 апреля 2014 года истец был зарегистрирован в дислоцировавшейся в г..Симферополе Республики Крым воинской части Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины по адресу: "адрес", с 2 апреля 2014 года по 22 ноября 2018 года зарегистрирован по тому же адресу при Управлении пограничной службы ФСБ Российской Федерации по Республике Крым, с 22 ноября 2018 года зарегистрирован по адресу: "адрес" по месту дислокации Объединенного военного комиссариата г..Симферополя. До настоящего времени истец не обеспечен жилым помещением. 16 октября 2018 года им подано заявление в администрацию г..Симферополя о предоставлении денежной выплаты на приобретение жилья. На основании постановления администрации г..Симферополя от 30 января 2019 года N 361 Ореховский В.А. признан участником мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента РФ N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г..Севастополя" и нуждающимся в жилых помещениях с даты постановки на учет в воинских частях вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба. При этом не было учтено его право на получение жилого помещения вне очереди, предусмотренного абзацем 2 пункта 3 статьи 12 Закона Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей".
Постановлением администрации г..Симферополя от 5 июня 2019 года N 2833 "О внесении изменений в постановление администрации г..Симферополя Республики Крым от 30 января 2019 года N 361" исключены пункт 7 приложения 1 и пункт 7 приложения 2 постановления в связи с выявленной ошибкой. Истец считает указанное постановление незаконным, поскольку решением гарнизонной жилищной комиссии Симферопольского пограничного гарнизона Азово-Черноморского регионального управления от 17 февраля 2011 года он был признан нуждающимся в жилом помещении вне очереди, состоял на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволен до 18 марта 2014 года с военной службы из дислоцировавшихся на территории Республики Крым и г..Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба. Кроме того, при признании его участником программы неверно осуществлен расчет размера единовременной денежной выплаты. Уточнив исковые требования в окончательной редакции Ореховский В.А. просил суд отменить постановление администрации г..Симферополя от 5 июня 2019 года N 2833, оставив в силе постановление администрации г..Симферополя от 30 января 2019 года N 361, признать его участником мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента РФ от 22 марта 2018 года N 116, признать его нуждающимся в жилом помещении с 17 февраля 2011 года вне очереди, признать за ним право на дополнительную жилую площадь в размере 15 кв.м. при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера единовременной выплаты на приобретение жилого помещения.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 3 июня 2020 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 27 января 2021 года решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 3 июня 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным и отменено постановление администрации г. Симферополя от 5 июня 2019 года N 2833 в части исключения в приложении N 1 пункта 7 о признании Ореховского В.А. участником мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента РФ от 22 марта 2018 года N 116. Признано незаконным и отменено постановление администрации г. Симферополя от 5 июня 2019 года N 2833 в части исключения в приложении N 2 пункта 7 о признании Ореховского В.А. нуждающимся в жилых помещения с даты постановки на учет в воинских формированиях Украины, в которых предусмотрена военная служба.
В кассационной жалобе представитель ответчика Лемтюжникова А.В. просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции в связи с тем, что судебной коллегией допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, сделаны ошибочные выводы при неполном выяснении всех существенных обстоятельств по делу. В обоснование жалобы указывает, что после проведения тщательной дополнительной проверки документов, послуживших основанием для постановки Ореховского В.А. на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрацией правомерно было издано оспариваемое постановление, так как истец согласно выписке из приказа Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины от 27 декабря 2010 года N 423-с исключен из списков личного состава и всех видов обеспечения. Он зачислен на квартирный учет с 17 февраля 2011 года, то есть после увольнения с военной службы.
В суд кассационной инстанции поступили пояснения Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, в которых представитель органа поддерживает доводы кассационной жалобы.
Также поступили возражения на кассационную жалобу от истца, в которых содержится критика приведенных в ней доводов, просьба об оставлении судебного акта без изменения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru. Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ. В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, полковник Ореховский В.А. до 27 декабря 2010 года проходил военную службу в Симферопольском пограничном гарнизоне Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины.
Приказом председателя Государственной пограничной службы Украины от 24 декабря 2010 года N 665-ос полковник Ореховский В.А. уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья. Приказом начальника Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины от 27 декабря 2010 года N 423-ос полковник Ореховский В.А. исключен из списков личного состава воинской части и направлен для постановки на воинский учет в Оболонский райвоенкомат "адрес", Украина, так как с 18 мая 2002 года был зарегистрирован по адресу: "адрес".
6 января 2011 года после увольнения с военной службы в запас истец снялся с регистрации по указанному адресу, с 27 января 2011 года был зарегистрирован по адресу: "адрес".
На основании поданного в феврале 2011 года рапорта решением жилищной комиссии Симферопольского пограничного гарнизона Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины от 17 февраля 2011 года (протокол N N) полковник запаса Ореховский В.А. принят на учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту бывшей службы в Симферопольском пограничном гарнизоне Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины и включен в список внеочередников как военнослужащий, уволенный с военной службы в запас.
Впоследствии военнослужащие, уволенные в запас, состоящие на квартирном учете по месту службы в Симферопольском пограничном гарнизоне Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины, были сняты с квартирного учета по месту бывшей службы, их учетные дела переданы в Федеральную службу безопасности Российской Федерации, где организован их учет и хранение. В марте 2018 года указанные учетные дела переданы в управление реформирования жилищного хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
16 октября 2018 года Ореховский В.А. обратился в администрацию г. Симферополя Республики Крым с заявлением на предоставление единовременной денежной выплаты на основании Указа Президента РФ от 22 марта 2018 года N116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя", по результатам рассмотрения которого постановлением администрации г. Симферополя Республики Крым от 30 января 2019 года N 361 признан участником мероприятия по обеспечению жилым помещением и нуждающимся в жилых помещениях с даты его постановки на учет по месту службы.
После проведения дополнительной проверки документов, послуживших основанием для постановки Ореховского В.А. на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрация г. Симферополя Республики Крым постановлением от 5 июня 2019 года N 2833 внесла изменения в свое постановление от 30 января 2019 года N 361 и исключила пункты о признании истца участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента РФ от 22 марта 202018 года N 116 и о признании Ореховского В.А. нуждающимся в жилом помещении с даты постановки на учет по месту бывшей службы в Симферопольском пограничном гарнизоне Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины, после увольнения с военной службы в запас 24 декабря 2010 года.
Разрешая спор по существу и приходя к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент принятия на квартирный учет в феврале 2011 года Ореховский В.А. уже был уволен с военной службы и проживал в г. Симферополе менее одного месяца, соответственно он не приобрел права на постановку на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В связи с допущенными судом первой инстанции при рассмотрении дела процессуальными нарушениями определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 9 ноября 2020 года судебная коллегия перешла к слушанию дела по правилам производства суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Оценив доводы и возражения сторон, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями статей 53, 56, 57 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", судебная коллегия апелляционного суда посчитала заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению и указала, что Ореховский В.А. был поставлен и продолжал состоять на очереди по избранному месту жительства в г. Симферополе с февраля 2011 года. По смыслу положений указа Президента РФ N116 постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении после увольнения, снятие с регистрационного учета в г. Киеве 6 января 2011 года не могло учитываться при отказе в предоставлении жилого помещения или получения единовременной денежной выплаты и снятии с очереди в 2019 году, так как истцом никакие нормы закона не нарушались.
Позиция кассатора сводится к повторному изложению возражений относительно исковых требований и несогласию с толкованием норм права и оценкой юридически значимых обстоятельств, данных судом апелляционной инстанции, в связи с чем подлежит отклонению как несостоятельная.
В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса РФ предоставлено гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного кодекса оснований снятия их с учета, согласно которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В статье 56 Жилищного кодекса РФ перечислены случаи, при которых граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, среди которых подача ими по месту учета заявления о снятии с учета; утрата ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; получение ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставление в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента РоРФ или законом субъекта Российской Федерации; выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, федеральный законодатель, устанавливая одним из условий снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ), вместе с тем предусмотрел правовые последствия гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях либо претендующих на принятие на жилищный учет, говоря о том, что при признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются статья 53 и часть 8 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
В статье 53 Жилищного кодекса РФ закреплено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В части 8 статьи 57 Жилищного кодекса РФ указано, что при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Доводы кассационной жалобы о нарушении положений указа Президента РФ от 22.03.2018 N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя" (далее Указ) основаны на неверном его толковании.
Согласно пункту 1 Указа установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями имеют постоянно проживающие на территориях Республики Крым и г. Севастополя граждане Российской Федерации, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 г. с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба.
Пунктом 3 Указа определено, что порядок обеспечения жилыми помещениями определяется законодательством Республики Крым и г. Севастополя. Таковой нормативный акт был утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 09.08.2018 N 384, согласно пункту 2 которого установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Крым, а именно граждане Российской Федерации, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 года с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территории Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба.
В настоящем Порядке под нуждающимися в жилых помещениях понимаются граждане, принятые воинскими частями вооруженных сил, воинскими формированиями, правоохранительными органами Украины, в которых предусмотрена военная служба, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 года, подтвердившие нуждаемость в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, состоят ли они на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного проживания участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом N 116 (пункт 3).
Судами определенно установлено, что истец был уволен с военной службы, которую проходил в Симферопольском пограничном гарнизоне Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы, то есть на территории Республики Крым, уволен до 18 марта 2014 года, встал на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях также в городе Симферополе до 18 марта 2014 года. Таким образом, все условия, определенные в Указе Президента РФ от 22.03.2018 N 116 им соблюдены.
Ни Указ Президента, ни принятый во исполнение его Порядок обеспечения жилыми помещениями не содержат положения о зависимости даты увольнения и даты принятия на учет в качестве нуждающихся, при таких обстоятельствах, указанные доводы кассационной жалобы подележат отклонению.
В оспариваемом судебном постановлении приведены результаты оценки доказательств, а также мотивы, по которым обжалуемое постановлении администрации г. Симферополя признано незаконным, так как оно противоречит положениям норм материального права и нарушает гарантированное действующим законодательством право военнослужащего, уволенного с военной службы, на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Выводы суда апелляционной инстанции согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия кассационного суда приходит к выводу о том, что доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда апелляционной инстанции и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таковых нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационных жалоб и отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 27 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ответчика администрации г. Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.