Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Песоцкого В.В, судей Кудрявцевой Е.Н, Лопаткиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора города Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию "Полигон", администрации муниципального образования города Новороссийска Краснодарского края об устранении нарушений требований природоохранного законодательства по кассационным жалобам администрации муниципального образования города Новороссийска Краснодарского края, Муниципального унитарного предприятия "Полигон" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Песоцкого В.В, выслушав объяснения представителей администрации муниципального образования город Новороссийск Шоова В.Р, Александровскую Е.И, поддержавших доводы кассационной жалобы, а также прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пономареву П.Г. об отсутствии оснований для удовлетворения жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
И.о. прокурора города Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Муниципальному унитарному предприятию "Полигон" (далее - МУП "Полигон"), администрации муниципального образования города Новороссийска Краснодарского края об устранении нарушений требований природоохранного законодательства.
В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой города Новороссийска проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства МУП "Полигон", по результатам которой выявлены нарушения действующего природоохранного законодательства.
Истец просил запретить МУП "Полигон" осуществлять сбор и размещение отходов производства и потребления I-V классов опасности на земельном участке с кадастровым N по адресу: "адрес" обязать МУП "Полигон" разработать и утвердить проект рекультивации земельного участка с кадастровым N в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель") и подпункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"; провести рекультивацию земельного участка в соответствии разработанным и утвержденным проектом рекультивации земель; обязать администрацию муниципального образования города Новороссийска разработать и утвердить проект рекультивации земельного участка с кадастровым N в соответствии е требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800 "О проведении рекультивации и Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель") и подпункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N174-ФЗ "Об экологической экспертизе"; провести рекультивацию земельного участка в соответствии разработанным и утвержденным проектом рекультивации земель; обеспечить надлежащее и своевременное финансирование МУП "Полигон" для проведения рекультивации земельного участка с кадастровым N.
Решением Приморского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 18 декабря 2020 года иск удовлетворен частично.
МУП "Полигон" запрещено осуществлять сбор и размещение отходов производства и потребления I - IV классов опасности на земельном участке с кадастровым N по адресу: "адрес" и разрешено осуществлять прием и размещение отходов V класса опасности (за исключением пожароопасных отходов) для подсыпки пустот и изоляции "тела свалки", предотвращения её возгорания и задымления; на МУП "Полигон" возложена обязанность разработать и утвердить проект рекультивации земельного участка с кадастровым N по адресу: "адрес" в соответствии требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" и подпункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и провести рекультивацию указанного земельного участка в соответствии с разработанным и утвержденным проектом рекультивации земель; на администрацию муниципального образования город Новороссийск возложена обязанность разработать и утвердить проект рекультивации земельного участка с кадастровым N по адресу: "адрес" в соответствии требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" и подпункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", а также провести рекультивацию данного земельного участка.
В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Решение суда обращено к немедленному исполнению в части запрета МУП "Полигон" осуществлять сбор и размещение отходов производства и потребления I-IV классов опасности на земельном участке с кадастровым N.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 мая 2021 года решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении иска.
Резолютивная часть решения суда изложена в следующей редакции:
"Удовлетворить исковые требования и.о. прокурора города Новороссийска.
Запретить МУП "Полигон", зарегистрированному по адресу: "адрес" осуществлять сбор и размещение отходов производства и потребления I-V классов опасности на земельном участке с кадастровым N по адресу: "адрес"
Возложить обязанность на МУП "Полигон" разработать и утвердить проект рекультивации земельного участка с кадастровым N, по адресу: "адрес" в соответствии требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" и подпунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Возложить обязанность на МУП "Полигон" провести рекультивацию земельного участка с кадастровым N, по адресу: "адрес", в соответствии с разработанным и утвержденным проектом рекультивации земель.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования город Новороссийск разработать и утвердить проект рекультивации земельного участка с кадастровым N, по адресу: "адрес" в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" и подпунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования город Новороссийск провести рекультивацию земельного участка с кадастровым N, по адресу: "адрес", в соответствии с разработанным и утвержденным проектом рекультивации земель.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования город Новороссийск обеспечить надлежащее и своевременное финансирование МУП "Полигон" для проведения рекультивации земельного участка с кадастровым N, по адресу: "адрес" в соответствии с разработанным и утвержденным проектом рекультивации земель.
Отменить обеспечительные меры, наложенные определением Приморского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 21 октября 2020 года в виде запрета на эксплуатацию земельных участков с кадастровыми N и N, по адресу: "адрес"
Судебное постановление обратить к немедленному исполнению".
В остальной части решение Приморского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 18 декабря 2020 года оставлено без изменения.
В кассационных жалобах администрацией муниципального образования города Новороссийска и МУП "Полигон" поставлен вопрос об отмене указанного апелляционного определения ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Представитель МУП "Полигон", представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, МУП "Полигон" использует земельный участок с кадастровым N, категория земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", расположенный по адресу: "адрес" общей площадью 201 805 кв.м.
Данный участок используется в соответствии с договором аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения от 11 апреля 2014 года, а также постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 11 февраля 2014 года.
Срок договора - до 11 февраля 2024 года.
Ранее вышеуказанным договором от 11 апреля 2014 года администрацией муниципального образования город Новороссийск МУП "Полигон" представлен земельный участок с кадастровым N общей площадью 202 806 кв. м. В настоящее время данный земельный участок имеет статус "архивный".
Земельные участки с кадастровыми N и N образованы путем раздела земельного участка с кадастровым N на основании постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 21 марта 2019 года N.
Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет.
Земельный участок площадью 201 805 кв.м с кадастровым N имеет вид разрешенного использования "действующие полигоны ТБО, свалки мусора, подлежащие рекультивации до их рекультивации, площадки, площадки временного хранения ТБО, сооружения для ЖБО" (в настоящее время является предметом действующего договора от 11 апреля 2014 года); земельный участок площадью 1 000 кв.м с кадастровым N имеет вид разрешенного использования "действующие полигоны ТБО, свалки мусора, подлежащие рекультивации до их рекультивации, площадки, площадки временного хранения ТБО, сооружения для ЖБО".
Объект размещения отходов (свалка) на земельном участке с кадастровым N (ранее - земельный участок с кадастровым N), эксплуатируемый МУП "Полигон", не внесен в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Проектная документация на объект размещения отходов не разрабатывалась, эксплуатация в 1973 году начата без разрешительных документов. На вышеназванном земельном участке МУП "Полигон" осуществляется деятельность в области обращения с отходами в рамках Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно сведениям МУП "Полигон" за 2019 год предприятием принято строительных отходов в объеме 56 715, 69 м3, пожароопасных отходов - 35 151 м3, пищевых отходов - 1 075 м3, смет, грунт - 7 075 м3. Итого 100 016, 69 м3. За период с января 2020 года по август 2020 года предприятием принято отходов - 50 118, 5 м3, пожароопасных отходов - 29 019, 5 м3, пищевых отходов- 3 756 м3, смет, грунт - 2 891, 5 м3. Итого - 85 785, 5 м3.
По результатам осмотра территории 15 сентября 2020 года установлено, что МУП "Полигон" осуществляет размещение твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым N
ООО "НИПИЭКОПРОЕКТ" разработан проект санитарно-защитной зоны для МУП "Полигон", однако предприятие до настоящего времени не включено в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Краснодарского края.
30 января 2020 года министерством природных ресурсов Российской Федерации, министерством ТЭК и ЖКХ Краснодарского края МУП "Полигон" отказано во включении в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации по причине отсутствия возможности минимизации воздействия на окружающую среду, отсутствия проектных решений, которые должны были быть предусмотрены в проекте строительства объекта.
У МУП "Полигон" отсутствует лицензия на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Пунктом 7 приложения к приказу министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 16 января 2020 года N 19 "Об утверждении территориальной схемы обращения отходами на территории Краснодарского края" определена схема обращения от источников образования отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания и объектов их размещения, включенных в государственный реестр, где полигон, эксплуатируемый МУП "Полигон", отсутствует.
Судами установлено, что МУП "Полигон" осуществляет деятельность по сбору, размещению отходов производства и потребления IV-V класса опасности на основании договоров на оказание услуг, заключенных с юридическими и физическими лицами.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что МУП "Полигон" мер по проведению рекультивации в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель") вышеуказанного земельного участка не принимается, что в свою очередь приводит к ухудшению качества земель. Вследствие биохимического разложения твердых бытовых отходов и отсутствия мероприятий по изоляции отходов, размещенных на свалке, слоем грунта, возникают и могут возникать очаговые задымления с едким запахом. При горении в атмосферный воздух попадают токсины, отражающиеся на свойствах кислорода. Вплотную к телу свалки прилегают естественные лесные массивы государственного лесного фонда, а также жилые дома. В результате постепенного разложения отходов образуется свалочный газ, в состав которого входят метан, диоксид углерода, азот, сероводород и иные соединения. Выделяющиеся газы негативно влияют на здоровье человека. До настоящего времени санитарно-защитная зона МУП "Полигон" не установлена.
Отказывая в части исковых требований, суд первой инстанции указал на сохранение возможности приема МУП "Полигон" отходов V класса опасности (за исключением пожароопасных) с целью изоляции тела свалки и во избежание возгорания, превышения показателей пожаро- и взрывоопасного уровня концентрации метана, диоксида углерода на теле свалки, а также предотвращения задымления путем подсыпки инертным грунтом, промышленными отходами карту полигона. Использование отходов V класса опасности не противоречит законодательству Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований указал, что администрация муниципального образования город Новороссийск наделена полномочиями по обеспечению надлежащего и своевременного финансирования МУП "Полигон" для проведения рекультивации земельного участка с кадастровым N в соответствии с разработанным и утвержденным рекультивации земель.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 мая 2021 года законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции обоснованно, со ссылками на положения статьи 42 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 11части 1 статьи 4, статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 3, пункта 2 статьи 11, статьи 12, пункта 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разъяснений Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21 февраля 2013 года N ВК-03-03-36/2216 "О нарушении законодательства об экологической экспертизе при осуществлении рекультивации", пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и.о. прокурора города Новороссийска в полном объеме.
Прием отходов V класса опасности (за исключением пожароопасных отходов) МУП "Полигон" не является правомерным мероприятием по подсыпке пустот и изоляции тела свалки, предотвращающим ее возгорание и задымление и данные действия предприятия определяются деятельностью по размещению отходов и влекут за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значениямуниципального, городского округа относится участие в организациидеятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронениютвердых коммунальных отходов.
Согласно пунктам 1.4, 1.12, 4.7 Устава МУП "Полигон" учредителемпредприятия является администрация муниципального образования городНовороссийска. Предприятие в своей деятельности руководствуетсядействующим законодательством, а также решениями учредителя.
Предприятие ежегодно перечисляет в городской бюджет частьприбыли, остающийся в его распоряжении после уплаты налогов и иныхобязательных платежей в порядке, установленном органами местногосамоуправления. Оставшейся прибылью предприятие распоряжаетсясамостоятельно.
Таким образом, администрация муниципального образования городНовороссийск наделена полномочиями по обеспечению надлежащего исвоевременного финансирования МУП "Полигон" для проведениярекультивации земельного участка с кадастровым N в соответствии с разработанным и утвержденнымпроектом рекультивации земель.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и являются несостоятельными, поскольку все доказательства по делу были проверены судами и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 мая 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы администрации муниципального образования города Новороссийска Краснодарского края и Муниципального унитарного предприятия "Полигон" - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Песоцкий
Судьи Е.Н. Кудрявцева
Н.А. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.