Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Бетрозовой Н.В, с участием прокурора Капитан-Дубровской Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Таганрога в интересах Паниной ФИО10 и Панина ФИО11 к Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области об обеспечении единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения
по кассационной жалобе представителя Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 18 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 22 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, представителя истцов, прокурора, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Таганрога обратился в Таганрогский городской суд в интересах Паниной ФИО10, Панина ФИО11 с иском к Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области об обеспечении Панина ФИО11 с составом семьи из двух человек (он и мать, Панина ФИО10) единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения.
Решением Таганрогского городского суда от 18.06.2020 иск прокурора г. Таганрога удовлетворен в полном объёме.
Суд возложил на Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области обязанность обеспечить Панина ФИО11 составом семьи 2 человека (он и мать, Панина ФИО10) единовременной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 22 декабря 2020 года решение Таганрогского городского суда от 18 июня 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с нарушением норм материального права, с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
Представитель Министерства в кассационной жалобе ссылается на требования статьи 17, 28.2. Федерального закона 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которым социальная выплата на приобретение жилья предоставляется непосредственно инвалиду. Согласно пункту 3.3 Положения о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденному Постановлением Правительства Ростовской области от 25 июня 2012 года N541, получателем мер социальной поддержки - социальной выплаты (субсидии) являются только инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов. Суды вышли за рамки переданных органам исполнительной власти полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, что влечет нарушение требований законодательства. В материалах гражданского дела содержатся сведения об инвалидности только в отношении Панина ФИО11, а Панина ФИО10. является ветераном труда и ей предоставляются иные меры социальной поддержки. Судами не указаны нормы материального права, на основании которых ответчик обязан обеспечить ветерана труда за счет средств областного бюджета социальной выплатой на приобретение жилья.
В судебном заседании представитель Панина ФИО11 и Паниной ФИО10 адвокат ФИО43 против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Прокурор Капитан-Дубровская Е.Н. сочла кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. От Панина ФИО11. и Паниной ФИО10 поступили заявления о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела.
Судом первой инстанции установлено, что Панин ФИО11. страдает тяжелым хроническим заболеванием, на которое распространяется пункт 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире", а также пунктом 2 Перечня заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", действовавших на момент постановки Панина ФИО11 25 ноября 2011 года на льготный учет.
Панин ФИО11 является инвалидом N группы бессрочно, в соответствии со справкой ВТЭ-260 N N от ДД.ММ.ГГГГ, имеет право на льготы, предусмотренные статьями 17, 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
На Панину ФИО10 распространяются положения статей 22, 23 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно удостоверению серии N N N, выданному ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения г. Таганрога.
Панин ФИО11 является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности, а Панина ФИО10 - собственником 2/3 долей в праве общей долевой собственности жилого помещения N N в кв. "адрес", общей площадью 19, 9 кв. м. Обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет менее 10 кв.м. на каждого члена семьи, состоящей из двух человек (истцов).
октября 2018 года Панина ФИО10, а 07 ноября 2018 года - Панин ФИО11
обратились в администрацию с заявлениями о включении в общеобластной список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в получении мер социальной поддержки, путем предоставления субсидии.
Судом первой инстанции установлено, что Постановлением администрации г. Таганрога от 25 ноября 2011 года N 4333 семья Паниной ФИО10 включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, в связи с тяжелой формой хронического заболевания Панина ФИО11 В указанном списке Панина ФИО10 значится под N N, в связи с чем суды усмотрели основания для удовлетворения иска в полном объеме.
При этом судами не учтено, что исковые требования о предоставлении единовременной выплаты на строительство и приобретение жилья основаны на положениях Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Положения о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в том числе в части приема и оформления органами местного самоуправления документов, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 25 июня 2012 года N 541, то есть на нормативных актах, устанавливающих льготы для инвалидов, а не на нормах Жилищного кодекса Российской Федерации (предоставление жилого помещения инвалиду предметом иска не является).
Согласно статье 17 Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Согласно статье 28.2 Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, издает обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические указания по осуществлению переданных в соответствии с настоящей статьей полномочий по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Согласно пункту 1 Положения о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в том числе в части приема и оформления органами местного самоуправления документов, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 25 июня 2012 года N 541, настоящее Положение определяет форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, постоянно проживающих и зарегистрированных на территории Ростовской области, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий (далее - гражданин), за счет субвенций из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации путем предоставления мер социальной поддержки по приобретению жилья в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614 "Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", Областным законом от 20 сентября 2010 года N 481-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан".
Оказание мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Единовременные денежные выплаты предоставляются гражданам в виде субсидии.
Получение субсидии является добровольным и носит заявительный характер (пункт 2 Положения).
В силу пункта 3 Положения получателями субсидии по настоящему Положению являются следующие категории граждан:
3.1. Ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в соответствии со статьей 14 в части, касающейся инвалидов боевых действий, вставших на учет до 1 января 2005 г, статьей 16 и статьей 21 в части, касающейся членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г, Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ.
3.2. Ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в соответствии со статьей 14 в части, касающейся инвалидов Великой Отечественной войны, статьями 15, 17 - 19 и статьей 21 в части, касающейся членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ.
3.3. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ.
Таким образом, настоящее Положение распространяется не на всех лиц, пользующихся льготами на основании Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", а на определенные категории: инвалидов боевых действий, вставших на учет до 1 января 2005 года; членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года; инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
Панина ФИО10 к данным категориям ветеранов не относится. В этой связи наличие у Паниной ФИО10 права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма юридического значения для разрешения настоящего спора не имеет.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что заявление подается персонально каждым гражданином, за исключением семей, имеющих детей-инвалидов, и граждан, признанных в установленном порядке недееспособными.
В случае если правом на получение субсидии обладают два и более членов одной семьи, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, субсидии предоставляются одновременно каждому из них в пределах общей площади жилого помещения, установленной Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ, от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ и настоящим Положением (пункт 13 Положения).
Жилое(ые) помещение(я) членами одной семьи, состоящими на учете, при наличии у каждого из них права на получение субсидии приобретается(ются) в собственность в равных долях, либо каждый член семьи приобретает отдельное жилье в собственность (пункт 15 Положения).
Исходя из изложенного, законодательством, в рамках которого прокурором подано исковое заявление в интересах Панина ФИО11 и Паниной ФИО10 предусмотрено индивидуальное предоставление субсидии гражданину, подпадающему под действие Положения о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Предоставление такому гражданину субсидии с учетом членов семьи либо заслуживающих внимание интересов, не предусмотрено.
Доводы кассационной жалобы в указанной части заслуживают внимания.
При таких обстоятельствах решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 18 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 22 декабря 2020 года нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным правоотношения нормам материального и процессуального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 18 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 22 декабря 2020 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Таганрогский городской суд Ростовской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.