Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Зиновьевой К.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общественного объединения Комитет "Нация и свобода", поданную 22 июня 2021 года, на решение Красноярского краевого суда от 28 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2020 года
по административному делу N 3а-562/2020 по административному исковому заявлению прокурора Красноярского края о признании общественного объединения Комитет "Нация и свобода" экстремистской организацией и запрете его деятельности.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения представителя административного ответчика Амбарцумова А.Е. поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Коган А.Г, возражавшей в удовлетворении кассационной жалобы, поддержавшей доводы, изложенные в возражениях, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Красноярского края обратился в суд с административным иском о признании общественного объединения Комитет "Нация и свобода" (далее также - общественное объединение, Комитет) экстремистской организацией и запрете его деятельности, мотивируя тем, что деятельность указанного общественного объединения, имеющего структурные подразделения (ячейки) в 18 субъектах Российской Федерации, противоречит требованиям законодательства и носит экстремистский характер, что влечет нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан и создает реальную угрозу причинения вреда обществу и государству.
Осуществляемая организацией экстремистская деятельность основана на националистической идеологии, побуждает к свержению действующей в Российской Федерации конституционной власти и установлению режима националистического государства.
Указанная деятельность пропагандируется, в том числе через региональные подразделения, посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", где освещается идеология, направленная на возбуждение ненависти, вражды, унижения достоинства человека и групп лиц по признакам национальности, принадлежности к социально-профессиональным группам сотрудников правоохранительных органов, неопределенному кругу лиц, осуществляющих власть в Российской Федерации, а также унижения достоинства граждан по признакам их неучастия в националистическом движении.
Решением Красноярского краевого суда от 28 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2020 года, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе административным ответчиком ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права. Полагает, что судебные акты вынесены с нарушением территориальной подсудности, поскольку адресом организации является город Москва; доказательства деятельности бригады Комитета, проживания координатора общественного объединения на территории города Красноярска административным истцом не представлены. Считает ложными положенными в основу обжалуемых судебных постановлений выводы комплексных социально-психологических исследований о разжигании национальной и социальной розни со стороны административного ответчика, указывая, что данные выводы на материалах административного дела не основаны, в заключении от 10 мая 2018 года эксперты вышли за пределы специальных знаний, заключение экспертов содержит доводы о насильственном вовлечении в деятельность "Бригад действия" при отсутствии каких-либо доказательств такового.
Прокурором Красноярского края принесены возражения на кассационную жалобу о несостоятельности ее доводов и законности судебных постановлений.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, ходатайств об отложении заседания не представили. Представителем Управления Минюста России по Кемеровской области - Кузбассу представлено заявление о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, заслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.
На основании пункта 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной 4 ноября 1950 года, осуществление прав на свободу собраний и объединений не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 29 не допускает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" запрещается создание и деятельность общественных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
К экстремистской деятельности, как следует из статьи 1 указанного Федерального закона (здесь и далее - в редакции, распространяющей свое действие на спорные правоотношения), относится насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся
преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Удовлетворяя административный иск, суды обоснованно исходили из того, что общественное объединение "Комитет "Нация и свобода", не зарегистрированное в качестве юридического лица, действующее с 21 сентября 2014 года, является межрегиональным общественным объединением, активно осуществляющим деятельность, подпадающую под признаки экстремистской.
Материалами дела подтверждено, что Комитет имеет Устав, свою символику, сайты в сети "Интернет". Основными информационными ресурсами Комитета для осуществления пропагандистской деятельности являются Youtube, Twitter, Facebook, Telegram. На странице Комитета в социальной сети "ВКонтакте" неоднократно размещалась ссылка на официальный сайт Комитета.
На основании решения Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 5 июля 2017 года доступ к официальному сайту общественного объединения Комитет "Нация и Свобода" ограничен в связи с размещением экстремистских материалов, а также заблокировано 11 страниц региональных подразделений.
Цели деятельности общественного объединения по своей сути направлены на насильственное изменение основ конституционного строя в Российской Федерации.
Об активной деятельности общественного объединения свидетельствует наличие подразделений на территории не менее 18 субъектов Российской Федерации, в которых имеются его структурные подразделения (бригады), в том числе в Красноярском крае; в городе Красноярске бригада Комитета, в состав которой входит 183 участника, осуществляет свою деятельность с 2014 года.
Социально-психологическим исследованием и психолого-лингвистическим исследованием, проведенным специалистами ФГБОУ ВПО "Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева", подтверждается, что текст Устава общественного объединения "Комитет "Нация и свобода" формирует представление об организации как особой социальной группе, имеющей задачу позиционироваться в обществе за счет публичных "акций протеста", "общегражданских протестных кампаний" и символики организации. Текст Устава содержит признаки возбуждения ненависти, вражды, унижения достоинства в отношении лиц и групп лиц, выделенных по признакам национальности, а также по социальным и социально-политическим признакам. В скрытом виде содержатся признаки оправдания экстремистской деятельности.
В рамках деятельности комитета его участниками осуществляется экстремистская деятельность, за что ряд участников привлечены к уголовной ответственности.
Руководитель (лидер) объединения на территории города Красноярска Исупов К.В. вступившим в законную силу приговором Центрального районного суда г. Красноярска от 12 февраля 2018 года осужден по части 1 статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации за совершение действий, направленных на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека и группы лиц по признакам национальности, происхождения, а равно принадлежности к социальным группам, совершенные публично, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет".
Вступившим в законную силу приговором Гагаринского районного суда г. Москвы от 12 марта 2018 года Комарницкий В.Г. (псевдоним - Владимир Ратников), являющийся одним из активных лидеров Комитета, осужден за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного частью 1 статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Приговором Советского районного суда г. Астрахани от 16 мая 2016 года Стенин И.А, разместивший в свободном доступе в сети "Интернет" материалы, содержащие призывы к экстремистской деятельности, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Размещение Исуповым К.В, Комарницким В.Г, Стениным И.А. экстремистских материалов осуществлялось в рамках деятельности Комитета, соответствовало его идеологии и одобрялось на Интернет-страницах Комитета его участниками. Администрация официального сообщества Комитета в социальной сети "ВКонтакте" признает Стенина И.А. "одним из лидеров КНС"", участниками движения выражается поддержка и одобрение его экстремистской деятельности.
11 января 2016 года Следственным отделом по расследованию особо важных дел СУ по Центральному административному округу ГСУ СК РФ по городу Москве в отношении руководителя и лидера Комитета Поткина В.А. возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации по факту размещения на своей странице "ВКонтакте" высказываний, направленных на пропаганду неполноценности человека по признаку национальности (не русские), а также возбуждение вражды, ненависти (розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо группе. Постановлением 1 отделения 2 ОРЧ "РНО" ОУР УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве от 3 марта 2016 года Поткин В.А. объявлен в международный розыск.
При таких данных признание судами общественного объединения "Комитет "Нация и свобода" экстремистской организацией и запрещение его деятельности на территории Российской Федерации является правомерным.
Деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" (часть 6 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях").
В случае, предусмотренном частью 4 статьи 7 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", либо в случае осуществления общественным объединением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности").
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для признания деятельности Комитета экстремистской со ссылкой на ложность и недоказанность выводов комплексных социально-психологических исследований, выход экспертов при подготовке исследований за пределы специальных знаний, несостоятельны.
Данные доводы касаются доказательственной базы и подлежат отклонению, поскольку вопрос относимости, допустимости и достоверности доказательств разрешается судами первой и апелляционной инстанций в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела, и входит в круг вопросов, рассмотрение которых не относится к компетенции суда, рассматривающего дело в порядке кассационного производства.
Содержание судебных актов свидетельствует, что указанные доводы ранее заявлялись административным ответчиком и были проверены судами применительно к имеющимся в их распоряжении материалам дела. Повторяя заявленные доводы, ответчик фактически выражает несогласие с выводами судов относительно обстоятельств дела, настаивая на иной оценке доказательств и установлении новых обстоятельств. Такие доводы, учитывая полномочия суда кассационной инстанции, определенные статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание.
Исходя положений части 4 статьи 2, статей 19, 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" и учитывая, что экстремистская деятельность Комитета выявлена, в том числе, на территории Красноярского края, также подлежит отклонению приведенный административным ответчиком в кассационной жалобе довод о вынесении обжалуемых судебных актов с нарушением территориальной подсудности. О незаконности обжалуемых судебных постановлений данный довод не свидетельствует и основанием к отмене правильных по существу судебных актов являться не может.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы нет.
В силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими. С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения ходатайства представителя административного ответчика об опросе экспертов не имеется.
Иное толкование подателем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов, не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красноярского краевого суда от 28 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу общественного объединения Комитет "Нация и свобода" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.