Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черемисина Е.В, судей Зиновьевой К.В. Пушкаревой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Стукалова Алексея Александровича на решение Кемеровского областного суда от 26 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 3 августа 2021 г.
по административному делу N 42OS0000-01-2021-000085-63 (N3а-96/2021) по административному исковому заявлению Стукалова Алексея Александровича о признании недействующими пункта 2.3 и абзаца 4 пункта 2.6 "Порядка, условий предоставления некоторым категориям граждан мер социальной поддержки в натуральной форме и возмещения расходов, связанных с их предоставлением", утверждённого постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 19 июля 2010 года N 317.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В, выслушав объяснения Стукалова А.А, поддержавшего кассационную жалобу, объяснения представителя Правительства Кемеровской области - Кузбасса Сухоруковой А.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Трифоновой М.К. об оставлении судебных актов без изменения, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Стукалов А.А. обратился с административным исковым заявлением о признании не соответствующими законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положений пункта 2.3 и абзаца 4 пункта 2.6 "Порядка, условий предоставления некоторым категориям граждан мер социальной поддержки в натуральной форме и возмещения расходов, связанных с их предоставлением", утверждённого постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 19.07.2010 N 317.
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемые положения нормативного правового акта возлагают на инвалидов, получивших на территории Кемеровской области - Кузбасса единый социальный проездной билет, обязанность предъявлять при проезде в автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугорного сообщения документ, на основании которого этот билет выдан - справку, подтверждающую факт установления инвалидности, что противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Полагает, что сведения об установлении инвалидности конкретным физическим лицам надлежит запрашивать в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, а не у самих инвалидов.
В судебном заседании административный истец требования поддержал.
Представитель административного ответчика Правительства Кемеровской области - Кузбасса Долгушина О.В. иск не признала.
Прокурор Канаплицкая О.А. в заключении полагала необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Кемеровского областного суда от 26 апреля 2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 3 августа 2021 г. решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Стукалова А.А. - без удовлетворения.
Стукалов А.А. 17 августа 2021 г. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, которая поступила 24 августа 2021 г.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и принять по новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В возражениях прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса содержится просьба об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Как установлено судом первой инстанции, оспариваемый Стукаловым А.А. правовой акт обладает нормативным характером, принят Коллегией Администрации Кемеровской области в пределах предоставленных полномочий в соответствии с установленным порядком, опубликован на официальном сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" и по указанным основаниям не оспаривается.
Проверив соответствие оспариваемых положений "Порядка, условий предоставления некоторым категориям граждан мер социальной поддержки в натуральной форме и возмещения расходов, связанных с их предоставлением" нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к выводам о том, что указанные положения, исходя из регламентируемого ими этапа предоставления мер социальной поддержки, не содержат предписаний, отличных от норм законодательства Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов и не вводят не предусмотренных данным законодательством ограничений прав инвалидов.
Меры социальной поддержки инвалидов в виде оплаты проезда отдельными видами транспорта (за исключением проезда к месту лечения и обратно) на уровне Российской Федерации не установлены, действующее законодательство Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов не содержит нормативного правового акта, который устанавливал бы обязанность субъекта Российской Федерации осуществить иное правовое регулирование по вопросу, о котором возник спор.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт, определяя порядок и условия реализации права на получение меры социальной поддержки по оплате проезда инвалидам в Кемеровской области, не нарушает и не ограничивает права, свободы и законные интересы административного истца, не противоречит федеральному законодательству в сфере защиты прав инвалидов.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами согласился, признав их основанными на правильном применении норм права.
В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с выводами судов по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и в апелляционной жалобе.
С доводами заявителя, изложенными в кассационной жалобе, согласиться нельзя исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 36 "Правил признания лица инвалидом", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации (далее - Правила признания лица инвалидом).
Федеральный реестр инвалидов является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5.1 Закона о социальной защите инвалидов).
В соответствии с частью 8 статьи 5.1 Закона о социальной защите инвалидов принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 7 "Порядка формирования и ведения федерального реестра инвалидов, а также использования содержащихся в нем сведений", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года N 674.
Пунктом 105 "Перечня документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2016 года N 2326-р, предусмотрено, что сведения, подтверждающие факт установления инвалидности, предоставляются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Оценив указанные нормативные положения, суды пришли к верному выводу о том, что ими определен круг субъектов, уполномоченных на использование содержащихся в федеральном реестре инвалидов сведений, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, предоставляющие государственные или муниципальные услуги.
Также данными нормами определен перечень принимаемых указанными субъектами решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В этой связи суды обоснованно указали на то, что организации, осуществляющие перевозки граждан, в том числе инвалидов, не относятся к организациям, принимающим решения о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта, о предоставлении государственных услуг, а значит, не имеют обязанности использовать сведения федерального реестра инвалидов.
Статьей 3 Закона Кемеровской области от 28 декабря 2016 года N 97-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта" предусмотрены меры социальной поддержки льготной категории граждан в виде бесплатного проезда или снижения на 50 процентов стоимости проезда в зависимости от видов транспорта, перевозок и сообщений.
Судами обоснованно, со ссылкой на положения частей 1, 11 статьи 20 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, "Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112, от 1 октября 2020 г. N1586, сделаны выводы о том, что для проезда автомобильным транспортом общего пользования пригородного и междугорного сообщения льготной категории граждан необходимо предъявить билет, предназначенный для лица, которому предоставлены преимущество или льгота по оплате проезда (единый социальный проездной билет) и документ, подтверждающий право на преимущество или льготу.
К таким документам относится справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, выдача которой предусмотрена пунктом 36 "Правил признания лица инвалидом".
С учетом изложенного суды пришли к верным выводам о том, что оспариваемые Стукаловым А.А. нормы, возлагающие на инвалидов обязанность предъявлять, в том числе при проезде в автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугорного сообщения документ, на основании которого этот билет выдан - справку, подтверждающую факт установления инвалидности, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выводы судов основаны на правильном применении норм материального права, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кемеровского областного суда от 26 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 3 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Стукалова Алексея Александровича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 18 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.