Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Зиновьевой К.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Конгурова Анатолия Ивановича, поданную 30 августа 2021 г, на решение Новоселовского районного суда Красноярского края от 26 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 19 июля 2021 года
по административному делу N 2а-123/2021 по административному исковому заявлению Конгурова Анатолия Ивановича о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю) от 18 августа 2020 года в государственной регистрации права собственности на земельный участок, о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, пояснения Конгурова А.И. и его представителя Мухамедшина Р.А, поддержавших доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Конгуров А.И. обратился в Новоселовский районный суд Красноярского края с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Красноярскому краю от 18 августа 2020 года N КУВД-001/2019-17056708/8 в государственной регистрации права собственности на земельный участок, о возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 740 кв.м, из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование требований указано, что Управлением Росреестра по Красноярскому краю отказано в государственной регистрации права собственности в отношении указанного земельного участка, поскольку по принадлежащее ему жилое помещение является квартирой, расположенной в многоквартирном доме, в связи с чем исключается возможность передачи земельного участка в собственность одному из собственников помещений.
Отказ полагает незаконным. Указывает, что земельный участок приобретен на основании договора купли-продажи N 51 от 26 декабря 2019 года, земельный участок, прилегает к двухквартирному жилому дому. Настаивает, что двухквартирный дом является домом блокированной застройки, не является многоквартирным, состоит из двух частей, имеющих независимые выходы на отдельные земельные участки, соответственно, каждый из собственников имеет право приобретение земельного участка. Под каждой квартирой (частью жилого дома) образован отдельный земельный участок, сведения о которых учтены в государственном кадастре недвижимости, за собственниками другой квартиры зарегистрировано право общей долевой собственности на соответствующий прилегающий к квартире земельный участок. Споры между собственниками отсутствуют.
Решением Новоселовского районного суда Красноярского края от 26 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 19 июля 2021 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Конгуровым А.И. ставится вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Выражает несогласие с выводами судов о том, что двухквартирный дом является многоквартирным жилым домом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения административного истца и его представителя, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами при рассмотрении дела.
В силу положений статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, осуществляется без проведения торгов собственникам таких зданий, сооружений либо помещений.
Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (части 1, 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 2, 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Под квартирой понимается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Многоквартирным домом, согласно понятию, изложенному в пункте 6 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Состав общего имущества в многоквартирном доме установлен статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в который, в частности, включены: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) (пункт 1); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункт 3); земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, границы и размер которого определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (пункт 4).
Согласно понятию, изложенному в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Судами установлено и следует из материалов дела, Контуров А.И. является собственником квартиры N 2 в жилом доме N 7 по "адрес", площадью 37, 7 кв.м. Квартира с кадастровым номером "данные изъяты", поставлена на кадастровый учет 8 июля 2014 года.
Собственниками квартиры N 1 в жилом доме N 7 по указанному адресу, кадастровый номер квартиры - "данные изъяты", присвоенный 24 июля 2014 года, площадью 39.3 кв.м, являются Михеев В.В, Михеев А.В, Михеева Н.В. (по 1/3 доли в праве каждый).
Постановлением администрации Новоселовского района Красноярского края N 912 от 24 декабря 2019 года земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: "адрес", разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, предоставлен в собственность Конгурову А.И. за плату.
Согласно сведениями об основных характеристиках объекта недвижимости, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 740+/-3кв.м, категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, поставлен на кадастровый учет 14 декабря 2005 года, в границах земельного участка расположен объект недвижимости - "данные изъяты".
26 декабря 2019 года между муниципальным образованием Новоселовский район Красноярского края и Конгуровым А.И. на основании указанного постановления администрации Новоселовского района Красноярского края заключен договор N "данные изъяты" купли-продажи земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес".
30 декабря 2020 года представителем муниципального образования Новоселовский район Красноярского края и Конгурова А.И. подано заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" на основании договора N "данные изъяты" купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности от 26 декабря 2019 года.
Уведомлением Управления Росреестра по Красноярскому краю от 16 января 2020 года N КУВД- 001/2019-17056708/1 государственная регистрация прав приостановлена по основанию, предусмотренному пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с невозможностью осуществить регистрацию, поскольку за Конгуровым А.И. зарегистрировано право собственности на квартиру с кадастровым номером "данные изъяты", по адресу: "адрес", которая является составной частью многоквартирного жилого дома, на земельном участке может располагаться многоквартирный жилой дом. Сведения о том, что квартира является блоком и располагается в жилом доме блокированной застройки, отсутствуют.
18 августа 2020 года Управлением Росреестра по Красноярскому краю отказано в государственной регистрации прав земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", в связи с не устранением препятствий послуживших основанием для приостановления регистрации.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о законности отпариваемого отказа в государственной регистрации права, поскольку принадлежащее административному истцу на праве собственности жилое помещение является квартирой в многоквартирном жилом доме. Наличие отдельного входа в квартиру само по себе не влечет изменение существующего статуса жилого помещения, принадлежащего административному истцу на праве собственности и дома как многоквартирного,, административным истцом не представлено доказательств, что каждая из квартир является структурно обособленным объектом, не имеющих общих с другой квартирой инженерных мелей, оборудования и коммуникаций. Соответственно, правильными являются выводы административного ответчика о невозможность формирования и предоставления в собственность земельного участка владельцу одной из квартир многоквартирного жилого дома.
Судебная коллегия, проверяя законность решения в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась, указав что административным истцом не представлено доказательств того, что принадлежащая ему квартира, является жилым блоком с самостоятельными инженерными системами и индивидуальными подключениями к внешним сетям, не имеющим общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками, отклонив доводы заявителя об отсутствии споров с собственниками квартиры N 1.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами судов, поскольку из материалов дела не представляется возможным установить характеристики объекта недвижимости, собственником которого является административный истец, техническая документация на объект недвижимого имущества - жилой дом и квартиры, в ходе рассмотрения дела не представлена, сведения о кадастровом учете жилого дома отсутствуют.
В соответствии с частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, в том числе, обязанность доказывать соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на лицо, принявшее оспариваемое решение.
Однако, в ходе рассмотрения дела сведения, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок не представлены, судом не истребованы. Выводы судов об оценке технической характеристики жилого дома и посещений в нем, в том числе принадлежащего административному истцу, на материалах дела не основаны.
Кроме того, не получили правовой оценки доводы административного истца, а также сведения, имеющиеся в материалах дела, свидетельствующие о том, что за собственниками квартиры N 1 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 183 кв.м, постановленный на кадастровый учет 14 декабря 2005 года, без определения границ, расположенный по адресу: "адрес". Обстоятельства, свидетельствующие о возможности или невозможности образования земельного участка для размещения многоквартирного дома и реализации права административного истца на приобретение земельного участка в собственность, применительно к обстоятельствам, входящим в предмет доказывания по настоящему делу, судами не установлены и не получили правовой оценки.
Указанные обстоятельства не приняты во внимание также судом апелляционной инстанции, мер, направленных на истребование доказательств и установление обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не было принято. Полномочия суда апелляционной инстанции, установленные статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не выполнены
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что апелляционное определение не может быть признано законным и обоснованным, выводы суда установленным обстоятельствам не соответствуют, апелляционное определение подлежит отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрению в суд апелляционной инстанции, поскольку оценка доказательств и установление фактических обстоятельств дела в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
При новом рассмотрении суду следует принять меры для всестороннего и полного установления фактических обстоятельств по административному делу с учетом характера спорного правоотношения, разрешить спор в соответствии с нормами права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 19 июля 2021 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.