Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Зиновьевой К.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Раковской Людмилы Анатольевны, поданную 30 августа 2021 года, на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 26 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 14 июля 2021 года
по административному делу N 2а-990/2021 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва (далее - УФНС России по Республике Тыва) к Раковской Людмиле Анатольевне о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, пояснения Раковской Л.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы представителя УФНС России по Республике Тыва Артына С.С, возражавшей в удовлетворении кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N 1 по Республике Тыва обратилась в Минусинский городской суд Красноярского края с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 руб, пени 18, 64 руб, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 29 354 руб, пени 79, 50 руб.
В обоснование требований указано, что Раковская Л.А. была обязана уплатить страховые взносы на основании требования от 14 января 2020 года N 2361, которые не уплачены. Судебный приказ о взыскании страховых взносов на основании возражений должника отменен 27 марта 2020 года.
25 ноября 2020 года по ходатайству Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Хакасия в связи с реорганизацией произведена замена административного истца Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Хакасия на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия.
Решением Минусинского городского суда Красноярского края от 26 апреля 2021 года с Раковской Л.А. взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 руб, пени 18, 64 руб, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 29 354 руб, пени 79, 50 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 14 июля 2021 года решение Минусинского городского суда Красноярского края от 26 апреля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Раковской Л.А. ставится вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, заслушав лиц, участвующих в деле и их представителей, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения было допущены судами при разрешении дела.
Разрешая заявленные требования о принимая решение об их удовлетворении, суд первой инстанции указал, что в налоговом периоде Раковская Л.А. являлась плательщиком страховых взносов - адвокатом. Обязанность по уплате страховых взносов Раковской Л.А. не исполнена, сроки и порядок взыскания задолженности налоговым органом соблюдены.
Судебная коллегия, проверяя законность решения в апелляционном порядке, с выводами суда об удовлетворении требований согласилась, признав необоснованными доводы административного ответчика об отсутствии обязанности по уплате страховых взносов, поскольку установлено, что в спорный налоговый период являлась адвокатом, что подтверждено сведениями из реестра адвокатов Республики Тыва. Срок обращения в суд соблюден.
Суд кассационный инстанции не может согласиться с выводами судов, полагает, что при разрешении требований судами не установлены и не дана оценка обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела, допущено нарушение норм материального и процессуального права, которое повлекло принятие неправильного решения и является основанием для отмены судебных актов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок направления требования об уплате налога (страховых взносов) плательщику в случае неисполнения обязанности по уплате налогов (страховых взносов) в установленный срок. При этом, как следует из положений пункта 1 указанной статьи, срок направления требования исчисляется со дня выявления недоимки, о возникновении которой налоговый орган составляет акт о выявлении недоимки. Либо, как установлено в пункте 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (абзац 4 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении должны быть указаны, в частности: наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет (пункт 2); сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке (пункт 4); размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию (пункт 5).
К административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке (из положений части 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, о чем указано в части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе в силу требований, содержащихся в части 5 указанной статьи.
В силу положений части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Указанные нормы материального и процессуального права не были применены судами при разрешении требований, что повлекло неправильные выводы судов и является основанием для отмены судебных актов.
Административное исковое заявление и обжалуемые судебные акты не содержат сведений о расчетном периоде, за который подлежат уплате взыскиваемые страховые взносы. Отсутствуют сведения об акте налогового органа о выявления недоимки или решении, принятом по результатам налоговой проверки, которые послужили основанием для направления требования об уплате страховых взносов. Сведения о направлении требования в адрес налогоплательщика Раковской Л.А. в порядке, установленном статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, сведения о размещении требований в личном кабинете налогоплательщика в материалах дела отсутствуют.
Так в материалах дела также отсутствуют сведения о постановке на налоговый учет Раковской Л.А. в налоговом органе, в том числе в качестве плательщика страховых взносов.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов о наличии спорной обязанности по уплате страховых взносов, соответствии размера страховых взносов требованиям налогового законодательства, а равно выводы судов о соблюдении порядка и сроков взыскания страховых взносов на материалах дела не основаны. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора судами в нарушение требований процессуального законодательства не установлены, возражения административного ответчика не получили правовой оценки, выводы судов постановлены с нарушением норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, что является основанием для отмены судебных актов и направления административного дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, принять меры к истребованию доказательств с целью установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, разрешить спор в соответствии с требованиями норм права.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Минусинского городского суда Красноярского края от 26 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 14 июля 2021 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.