Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Зиновьевой К.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Князевой Любови Захаровны, поданную 29 августа 2021 года, на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 15 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 29 апреля 2021 года
по административному делу N 2а-5447/2020 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее - УФНС России по Республике Хакасия) к Князевой Любови Захаровне о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N 1 по Республике Хакасия обратилась в Абаканский городской суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о взыскании с Князевой Л.З. (с учетом уточнения требований) задолженности по земельному налогу за 2017 год в сумме 65 275 руб, пени за несвоевременную уплату данного налога в сумме 954, 10 руб, задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 14 215, 43 руб, пени за несвоевременную уплату данного налога в сумме 207, 78 руб, пени за несвоевременную уплату взноса на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 914, 52 руб, пени за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2014 года в размере 1 450, 17 руб.
В обоснование требований указано, что административным ответчиком не уплачены обязательные платежи, об обязанности уплаты которых извещена налоговым органом. По истечении срока уплаты в адрес налогоплательщика направлены требования, которые не исполнены. Определением мирового судьи судебного участка N 1 г. Абакана Республики Хакасия от 20 июня 2019 года судебный приказ N 2а-12-904/2019 от 28 мая 2019 года отменён. Административный истец просил восстановить пропущенный срок на обращение в суд.
25 ноября 2020 года по ходатайству представителя Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Хакасия в связи с реорганизацией произведена замена административного истца Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Хакасия на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия.
Определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 15 декабря 2020 года производство по дела прекращено в части требований о взыскании пени за несвоевременную уплату страхового взноса на обязательное пенсионное страхование за периоды до 1 января 2017 года в размере 914, 52 руб, в связи с частичным списанием налоговым органом задолженности по требованиям N 147190 от 9 октября 2018 года, N 152833 от 13 декабря 2018 года, N 142577 от 6 июля 2018 года.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 15 декабря 2020 года восстановлен срок для подачи административного искового заявления. С Князевой Л.З. взыскана задолженность: по земельному налогу за 2017 год в размере 65 275 руб, пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2017 год в размере 954, 10 руб.; по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 14 215, 43 руб, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 207, 78 руб.; пени за несвоевременную уплату единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2014 года в размере 1 450, 17 руб. С Князевой Л.З. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2 663руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 29 апреля 2021 года постановлено: "Принять отказ Управления Федеральной налоговой службы по Республики Хакасия от административного иска в части требований о взыскании с Князевой Л.З. пени за несвоевременную уплату налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2014 года в размере 1 450, 17 руб.
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 15 декабря 2020 года в части взыскания с Князевой Л.З. пени за несвоевременную уплату налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2014 года в размере 1 450, 17 руб. и государственной пошлины отменить, прекратить производство по делу в части требований о взыскании с Князевой Л.З. пени за несвоевременную уплату налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2014 года в размере 1 450, 17 руб.
Взыскать с Князевой Л.З. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 620 руб.
В остальной части решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 15 декабря 2020 года оставить без изменения".
В кассационной жалобе Князевой Л.З. ставится вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Выражает несогласие с выводами судов о взыскании налогов и пени. Полагает необоснованными выводы о том, что предусмотренный законом шестимесячный срок для предъявления административного искового заявления в суд пропущен налоговым органом по уважительной причине. Настаивает, что при рассмотрении дела судами неполно исследованы материалы дела, что привело к неправильным выводам.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Нарушений такого характера при рассмотрении дела судами в обжалованной части допущено не было.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных указанным кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Руководствуясь указанными нормами, разрешая заявленные требования и удовлетворяя административное исковое заявление в части взыскания с Князевой Л.З. недоимки по земельному налогу за 2017 год, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год и соответствующих сумм пени, начисленных на недоимку по указанным налогам, суд первой инстанции, с которым в указанной части согласился суд апелляционной инстанции, пришел к обоснованным выводам о том, что обязанность по своевременному направлению налогового уведомления и требования об уплате образовавшейся недоимки исполнена налоговым органом в установленные законом сроки, административный ответчик не исполнил возложенную обязанность по уплате налогов и пени, срок для предъявления требований о взыскании недоимки и пени пропущен налоговым органом по уважительной причине и подлежит восстановлению.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, оснований для отмены судебных актов в обжалованной части, т.е. в части удовлетворения требований, по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не находит.
Судами установлено и следует из материалов дела, в адрес Князевой Л.З. было направлено налоговое уведомление N 35447794 от 6 сентября 2018 года об уплате земельного налога за 2017 год в размере 103 318 руб, налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 14 546 руб. в срок до 3 декабря 2018 года. В связи с неполной уплатой в установленный срок, направлено требование N 2505 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 30 января 2019 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 14 215, 43 руб, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 207, 78 руб, об уплате земельного налога за 2017 года в сумме 65 275 руб, пени по земельному налогу в размере 957, 10 руб, установлен срок для уплаты - до 13 марта 2019 года.
На основании заявления МИФНС России N 1 по Республике Хакасия, 28 мая 2019 года мировым судьей судебного участка N 12 г. Абакана был вынесен судебный приказ о взыскании спорной недоимки, который на основании возражений должника был отменен определением мирового судьи судебного участка N 1 г. Абакана от 20 июня 2019 года.
Административное исковое заявление было подано в суд 19 декабря 2019 года, т.е. в пределах установленного законом срока, определением судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 20 декабря 2019 года оставлен без движения, предоставлен срок для устранения недостатков до 14 января 2020 года. Установлено также, что меры по устранению недостатков, изложенные в определении суда, были приняты административным истцом 14 января 2020 года. С учетом изложенного, правильными являются выводы судов об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд и наличии оснований для их восстановления. Поскольку обращение в суд имело место в разумный срок после получения определения суда о возвращении административного искового заявления на основании определения суда от 15 января 2020 года.
Доводы кассационной жалобы о пропуске налоговым органом срока для принудительного взыскания задолженности, а равно доводы жалобы о нарушении процессуального порядка разрешения вопроса о восстановлении срока не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку основаны на неверной оценке заявителем фактических обстоятельств, нарушение судами норм права, которые могли повлечь неправильные выводы суда, не подтверждают.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены судебных актов в обжалованной части по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 15 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 29 апреля 2021 года в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.