N 88-14636/2021
г. Кемерово 11 октября 2021 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Попова А.А, рассмотрев гражданское дело N 22MS0126-01-2020-002160-12 по иску некоммерческой организации "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" к Ефремовой Н.П. о взыскании задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, по кассационной жалобе Ефремовой Н.П. на решение мирового судьи судебного участка N 1 Шипуновского района Алтайского края от 4 февраля 2021 г. и апелляционное определение Шипуновского районного суда Алтайского края от 26 мая 2021 г,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" обратилась с исковым заявлением к Ефремовой Н.П, в котором с учетом уточнения иска просила взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества в размере "данные изъяты" руб, пени за несвоевременно и не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт общего имущества дома, расположенного по адресу: "адрес" размере "данные изъяты" руб, судебных расходов.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Ефремова Н.П. является собственником жилого помещения, площадью 60, 80 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес"
"адрес", был включен в краевую программу "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 года, утвержденную постановлением Администрации Алтайского края от 27 марта 2014 г. N 146, в связи с чем у жильцов указанного дома с 1 декабря 2014 г. возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, срок для принятия и реализации решения об определении способа и формирования фонда капитального строительства которого исчислялся с 31 марта 2014 г. по 30 сентября 2014 г.
Поскольку собственники жилого дома в установленный срок не приняли решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта постановлением органа местного самоуправление было принято решение о его формировании на счете регионального оператора, в связи с чем у них возникла обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов - извещение на оплату взноса на капитальный ремонт, представленных региональным оператором в срок до 10 числа месяца, следующего за истекшим.
По состоянию на 2 ноября 2020 г. за ответчиком Ефремовой Н.П, числится задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" размере "данные изъяты" руб, а также пеня за ненадлежащее исполнение обязательств в размере "данные изъяты" руб, которую истец просил взыскать с ответчика Ефремовой Н.П. в свою пользу.
Решением мирового судьи судебного участка N1 Шипуновского района Алтайского края от 4 февраля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Шипуновского районного суда Алтайского края от 26 мая 2021 г. исковые требования истца удовлетворены в полном объеме. С Ефремовой Н.П. в пользу Некоммерческой организации "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" взыскана задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт общедомового имущества многоквартирного дома по адресу: "адрес" за период с 1 декабря 2014 года по 31 августа 2020 года в размере "данные изъяты" руб, пеня за несвоевременную и не полную уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: "адрес" за период с 10 сентября 2015 г. по 5 апреля 2020 г. в размере "данные изъяты" руб, расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб, а всего взыскано "данные изъяты" руб.
Ефремовой Н.П. подана кассационная жалоба на решение мирового судьи судебного участка N 1 Шипуновского района Алтайского края от 4 февраля 2021 г. и апелляционное определение Шипуновского районного суда Алтайского края от 26 мая 2021 г, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов.
Относительно доводов кассационной жалобы Некоммерческой организацией "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" принесены письменные возражения.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не усматривается и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не имеется оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что Ефремова Н.П. с 13 августа 2014 г. является собственником квартиры N в многоквартирном доме "адрес", что подтверждается выпиской ЕГРН от 29 июля 2015 г.
Постановлением Администрации Алтайского края от 27 марта 2014 г. N 146 "Об утверждении краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014- 2043 годы многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес" включен в краевую программу "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2026-2028 г.г.
Согласно Паспорту краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014 - 2043 г.г. исполнителями основных мероприятий программы является, в том числе, некоммерческая организация "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов", задачами которого является организация работы по начислению и взиманию взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Аналогичные цели определены в Уставе Фонда.
Согласно статье 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Статьей 9 Закона Алтайского края от 28 июня 2013 г. N 37-3C "О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" определено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками, помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования краевой программы, в которую включен многоквартирный дом и в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Срок для принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирных домах решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта исчислялся с 31 марта 2014 г. по 30 сентября 2014 г.
Поскольку собственники жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" не приняли решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в установленный законом срок, администрацией Шипуновского района Алтайского края принято решение о его формировании на счете регионального оператора.
Следовательно, у собственников жилых помещений по указанному адресу обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в Алтайском крае возникла с 1 декабря 2014 г.
В период с 2014 г. по 2019 г. постановлениями Администрации Алтайского края установлены минимальные размеры взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края.
Как следует из расчета за период с 1 декабря 2014 г. по 31 августа 2020 г. у Ефремовой Н.П. по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома имеется задолженность в размере "данные изъяты" рублей.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик систематически не исполнял свои обязанности по своевременной оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанным выводом мирового судьи.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции полагает обоснованными указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций, оснований не согласиться с приведенными выводами не усматривается, поскольку они в полной мере соответствуют нормам процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации включает в себя плату за содержание жилого помещения (пункт 1), взнос на капитальный ремонт (пункт 2), плату за коммунальные услуги (пункт 3).
Согласно статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (часть 2). Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (часть 3).
Положения части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных части 2 настоящей статьи, части 8 статьи 170 и части 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии с часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Согласно части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
В силу статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1).
В рассматриваемом случае взносы на капитальный ремонт установлены Постановлением Администрации Алтайского края от 27 марта 2014 года N 146 "Об утверждении краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края".
Вопреки доводам кассатора, суды пришли к верному выводу о том, что истцом соблюдены требования действующего законодательства по начислению задолженности.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами нижестоящих инстанций определены верно. В обжалуемых судебных постановлениях содержатся исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных фактов, которые в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Указанные в кассационной жалобе доводы, в том числе о том, что истек срок исковой давности по всему спорному периоду, основаны на неверном толковании норм права, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую оценку, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, они не могут быть приняты во внимание, так как такая оценка отнесена законом к компетенции судов первой и второй инстанций, тогда как суд кассационной инстанции в силу норм главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не наделен.
Кроме того, следует отметить, что принцип правовой определенности, являющийся гарантией верховенства права, предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии неоспоримых обстоятельств.
При изложенных обстоятельствах, исходя из доводов кассационной жалобы, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется. Из материалов дела усматривается, что нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судами доказательств допущено не было. Выводы судов первой и апелляционной инстанции мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права со стороны нижестоящих судов не усматривается.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 1 Шипуновского района Алтайского края от 4 февраля 2021 г. и апелляционное определение Шипуновского районного суда Алтайского края от 26 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ефремовой Н.П. - без удовлетворения.
Судья А.А. Попов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.