Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 42RS0019-01-2020-008525-79 (2-317/2021) по иску С.Н.Б. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области- Кузбасса (межрайонное) о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, по кассационной жалобе С.Н.Б. на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 10 февраля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
С.Н.Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее- УПФР в г. Новокузнецке) о назначении ежемесячной доплаты к пенсии.
В обоснование требований указал, что с 30 ноября 2009 г. он является получателем досрочной пенсии по старости.
31 марта 2016 г. он уволился с должности проходчика подземного ООО "ОШПУ" и ему была назначена ежемесячная доплата к пенсии как работнику организации угольной промышленности.
С 16 ноября 2016 г. был трудоустроен в ООО "Шахта "Бутовская" на должность подземного проходчика и назначенные ранее выплаты, как работнику организации угольной промышленности, ему были прекращены.
11 марта 2020 г. он вновь обратился с заявлением к ответчику о назначении ему дополнительного социального обеспечения отдельным категориям работников организаций угольной промышленности.
Решением ответчика от 15 мая 2020 г. N ему было отказано в установлении дополнительного социального обеспечения шахтерам по причине того, что он не выработал стаж, дающий право на назначение дополнительного социального обеспечения отдельным категориям работников организаций угольной промышленности.
Считает отказ УПФР в г. Новокузнецке в установлении дополнительного социального обеспечения как работнику угольной промышленности незаконным, поскольку при назначении ему досрочной пенсии ответчик учел весь период его подземных работ по соответствующему Списку N 1, он составил более 20 лет подземной работы по ведущим профессиям, а при назначении доплаты к пении в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" (далее- Федеральный закон от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ) в стаж для назначения такой доплаты не включены некоторые периоды его работы в организациях угольной промышленности, в связи, с чем продолжительность его стажа составляет 19 лет 3 месяца 08 дней и не дает права на назначение ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с данным законом. Считает, что порядок исчисления стажа для назначения доплаты идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах, следовательно, установленный при назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж не может быть пересмотрен при определении права работника угольной промышленности на доплату к такой пенсии.
Просил суд с учетом уточнений признать указанное решение ответчика незаконным, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж для назначения ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N84- ФЗ период обучения в СГПТУ N 50 с 1 сентября 1975 г. по 15 июня 1979 г. (3 года 9 месяцев 14 дней) и период службы в Советской Армии с 3 мая 1980 г. по 10 апреля 1982 г. (1 год 11 месяцев 7 дней) и назначить ему доплату по дополнительному социальному обеспечению, установленному для отдельной категории работников организации угольной промышленности с даты обращения за ее назначением 11 марта 2020 г.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка от 10 февраля 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 мая 2021 г. решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 10 февраля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, С.Н.Б. ставит вопрос об отмене судебных актов как незаконных, принятых с нарушением норм материального права, настаивая на доводах иска.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворений жалобы.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Как установлено судами, С.Н.Б. является получателем пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 30 ноября 2009 г.
11 марта 2020 г. С.Н.Б. обратился в УПФР в г. Новокузнецке с заявлением о назначении ему дополнительного социального обеспечения как работнику организаций угольной промышленности в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ.
Решением от 15 мая 2020 г. N ответчик отказал С.Н.Б. в установлении дополнительного социального обеспечения в соответствии с упомянутым законом в связи с отсутствием специального стажа, дающего право на назначение дополнительного социального обеспечения отдельных категорий работников организаций угольной промышленности.
Согласно оспариваемому решению на дату обращения 11 марта 2020 г. специальный стаж С.Н.Б. составил 19 лет 3 месяца 8 дней.
В стаж истца для назначения дополнительного социального обеспечения не были включены периоды его работы в качестве проходчика в ООО "Сибшахторудстрой", ООО "СибШахтоСервис", ООО "Сибирское Горнорудное Управление", поскольку данные предприятия не являются плательщиками взносов по тарифу в размере 6, 7% и в Перечне организаций, являющихся плательщиками взносов, установленным Правительством Российской Федерации данные организации не внесены.
Также судами установлено, что с 1 сентября 1975 г. по 15 июня 1979 г. истец обучался в СГПТУ N50 г. Новокузнецка на машиниста горных выемочных машин; 25 июня 1979 г. принят на шахту "Байдаевская" п/о "Южкузбассуголь" подземным горнорабочим очистного забоя, 12 апреля 1980 г. уволен в связи с призывом в Советскую Армию; с 3 мая 1980 г. по 10 апреля 1982 г. проходил службу в рядах Советской Армии; 31 марта 1982 г. принят на добычный участок подземным машинистом горных выемочных машин на Шахту "Байдаевская п/о Южкузбассуголь; 31 мая 1994 г. уволен по собственному желанию.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным законом 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ пришел к выводу о том, что в отличие от страховой пенсии ежемесячная доплата к пенсии, установленная лицам, работавшим в организациях угольной промышленности, имеет иную правовую природу, что подтверждается и порядком финансирования данной доплаты, а также механизмом определения размера взносов, за счет которых она выплачивается. Также суд первой инстанции указал, что возможность применения п. 109 Положения от 3 августа 1972 г. N 590 к подп. "е" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, относящемуся к п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 не предусмотрена, в связи с чем период прохождения истцом службы в Советской Армии с 3 мая 1980 г. по 10 апреля 1982 г. и период обучения в СГПТУ N 50 с 1 сентября 1975 г. по 15 июня 1979 г. не подлежат включению в специальный стаж истца, дающий ему право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости, предусмотренную Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллеги по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами нормы материального права при разрешении заявленных исковых требований применены правильно.
Так, пенсионное обеспечение работников организаций угольной промышленности осуществляется как в рамках обязательного пенсионного страхования - на основании Федеральных законов от 15 декабря 2001 г. N 167- ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так и посредством имеющего обязательный характер дополнительного пенсионного обеспечения - на основании Федерального закона от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2011 г.
Статьей 1 Федерального закона от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ предусмотрено, что лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы).
В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в настоящей статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Аналогичные положения в части стажа работы были предусмотрены подп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент назначения пенсии истцу.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно пп. "е" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, применяется список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481 "Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет".
Судами правильно учтено, что в период прохождения истцом обучения в училище, а также службы в армии до 1 января 1992 г. действовал закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, п. 109 которого было предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подп. "з").
Действительно, впервые пенсия за выслугу лет (независимо от возраста) гражданам, не менее 25 лет непосредственно занятым полный рабочий день на подземных горных работах была введена Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 1992 г.
Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и соответственно Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 фактически утратили силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", подп. "е" п. 1 которого установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, применяется Список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481 "Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет".
Проанализировав изменения законодательства, суды пришли к правильному выводу о том, что возможность применения п. 109 вышеуказанного Положения от 3 августа 1972 г. N 590 к подп. "е" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, относящемуся к п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающим досрочное назначение пенсии лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они проработали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет) в п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 не предусмотрена, поэтому к указанным лицам п. 109 Положения от 3 августа 1972 г. N 590 не применяется.
Судами также правильно указано, что в отличие от страховой пенсии ежемесячная доплата к пенсии, установленной лицам, работавшим в организациях угольной промышленности, имеет иную правовую природу, что подтверждается и порядком финансирования данной доплаты, а также механизмом определения размера взносов, за счет которых она выплачивается.
Так, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии, включая расходы на организацию работы по ее выплате и доставке, производится за счет взносов, поступивших от плательщиков взносов, сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за неправомерные действия, связанные с реализацией настоящего Федерального закона.
Статьей 6 указанного Федерального закона для плательщиков взносов установлен тариф взносов в размере 6, 7 процента выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин. Правоотношения, связанные с установлением размера тарифа, облагаемой базы, исчислением и уплатой (перечислением) взносов плательщиками взносов на доплату к пенсии, контролем за правильностью начисления и уплатой взносов на доплату к пенсии, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Перечень организаций, являющихся плательщиками взносов, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, ежемесячная доплата к пенсии, установленной лицам, работавшим в организациях угольной промышленности, имеет обособленный источник финансирования, формируемый за счет взносов, которые начисляются работодателями по дополнительному тарифу на фонд оплаты труда работающих представителей данной профессиональной группы, не подлежат капитализации и направляются на финансирование ежемесячной доплаты к пенсии тем работникам организаций угольной промышленности, кто оставил работу, дающую право на получение доплаты к пенсии.
Судом первой инстанции было установлено, что предприятия - ООО "Сибшахторудстрой", ООО "СибШахтоСервис", ООО "Сибирское Горнорудное Управление" отсутствуют в перечне организаций угольной промышленности, являющихся в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ плательщиками взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии работников указанных организаций. Соответственно указанные предприятия не начисляют и не производят уплату взносов по дополнительному тарифу в соответствии со ст. 6 указанного Федерального закона.
Выводы судов об отсутствии правовых оснований для учета вышеназванных периодов при расчете стажа истца для назначения доплаты к пенсии в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ сторонами не обжалуются.
Установив, что имеющаяся у истца без учета спорных периодов продолжительность стажа работы в угольной промышленности Российской Федерации и бывшего СССР до 1 декабря 1991 г. составляет менее установленного законом срока, что не дает ему права на назначение ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию истца, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных постановлениях и отклонены как несостоятельные, выводы суда первой и апелляционной инстанции не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как несогласие заявителей кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 10 февраля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу С.Н.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.