Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-91/2020 (УИД 04RS0015-01-2020-000084-83) по иску Рудич Валентины Васильевны к администрации Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" о признании отказа незаконным, вынесении решения о назначении доплаты, взыскании доплаты и судебных расходов, по кассационной жалобе администрации Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" на решение Муйского районного суда Республики Бурятия от 11 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 31 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Рудич Валентина Васильевна (далее - Рудич В.В, истец) обратилась в суд с иском к администрации Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" о признании отказа незаконным, вынесении решения о назначении доплаты, взыскании доплаты и судебных расходов.
В обоснование требований указывала на то, что Рудич В.В. с 15 ноября 2005 г. по 29 октября 2008 г. замещала должность председателя Совета депутатов городского поселения "Северомуйское", с 28 июня 2012 г. по 22 ноября 2016 г. замещала выборную должность главы муниципального образования городское поселение "Северомуйское", освобождена от должности в связи с прекращением полномочий досрочно, по собственному желанию по состоянию здоровья.
6 декабря 2016 г. Рудич В.В. обратилась в администрацию Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за муниципальный стаж в соответствии с "Положением о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещающим выборные и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Муниципального образования городское поселение "Северомуйское", утвержденное решением Совета депутатов Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" третьего созыва от 27 августа 2014 г. N 375. Решение по ее заявлению принято не было.
5 июня 2017 г. Рудич В.В. повторно обратилась с аналогичным заявлением, на которое ответчиком 24 июля 2017 г. дан ответ об отказе в установлении ежемесячной доплаты ввиду недостатка бюджетных ассигнований, дефицита бюджета, блокировкой расходного лицевого счета с марта 2016 г.
27 июля 2017 г. Рудич В.В. получено уведомление N 777 о том, что ее заявление от 6 декабря 2016 г. направлено в Совет депутатов поселения для рассмотрения в порядке статьи 8 Закона Республики Бурятия от 8 мая 2009 г. N798-IV "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления", а также в порядке части 9 статьи 27 Устава Муниципального образования городское поселение "Северомуйское".
11 ноября 2019 г. Рудич В.В. вновь обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной доплаты. 12 декабря 2019 г. получен ответ о том, что оснований для назначения доплаты не имеется, поскольку по результатам анализа информационно-правовых источников Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" решение Совета Депутатов Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" от 27 августа 2014 г. N 375 отсутствует.
19 декабря 2019 г. Рудич В.В. вновь подано заявление, на которое 27 декабря 2019 г. дан аналогичный ответ об отказе в удовлетворении заявления.
Рудич В.В. считает отказ ответчика незаконным, поскольку доплата к пенсии предусмотрена муниципальным нормативным правовым актом, истец является пенсионером по старости с 17 марта 2005 г, имеет необходимый стаж муниципальной службы, уволена по собственному желанию.
Рудич В.В. просила суд признать незаконным отказ администрации Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии согласно Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещающим выборные и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Муниципального образования городское поселение "Северомуйское", обязать вынести решение о назначении такой доплаты, взыскать надбавку к страховой пенсии за период с января 2017 г. по февраль 2020 г. в размере 482 600 руб, а также судебные расходы в размере 8326 руб, всего 490 926 руб.
Решением Муйского районного суда Республики Бурятия от 11 декабря 2020 г. исковые требования Рудич В.В. удовлетворены. Признан незаконным отказ администрации Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" в назначении Рудич В.В. ежемесячной доплаты к страховой пенсии в размере 12 700 руб, начиная с декабря 2016 г. согласно Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовым пенсиям лицам, замещавшим выборные и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Муниципального образования городское поселение "Северомуйское". На администрацию Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" возложена обязанность принять решение о назначении Рудич В.В. ежемесячной надбавки к страховой пенсии в размере 12700 руб, начиная с декабря 2016 г. согласно Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовым пенсиям лицам, замещавшим выборные и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Муниципального образования городское поселение "Северомуйское". С администрации Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" в пользу Рудич В.В. взыскана надбавка к страховой пенсии за период с января 2017 г. по февраль 2020 г. в размере 482 600 руб, а также судебные расходы в размере 8326 руб, всего 490 926 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 31 марта 2021 г. решение Муйского районного суда Республики Бурятия от 11 декабря 2020 г. изменено. Абзацы 2 и 3 решения изложены в следующей редакции: "Признать незаконным отказ администрации Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" в назначении Рудич В.В. доплаты к страховой пенсии по ее заявлению от 5 июня 2017 г. согласно Положению о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовым пенсиям лицам, замещавшим выборные и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Муниципального образования городское поселение "Северомуйское". Обязать администрацию Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" назначить Рудич В.В. ежемесячную надбавку к страховой пенсии, начиная с 5 июня 2017 г. в соответствии с Положением о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовым пенсиям лицам, замещавшим выборные и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Муниципального образования городское поселение "Северомуйское"". Снижен размер судебных расходов, взысканных с администрации Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" в пользу Рудич В.В. до 300 руб. Решение Муйского районного суда Республики Бурятия от 11 декабря 2020 г. в части взыскания с Администрации Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" в пользу Рудич В.В. надбавки к страховой пенсии в размере 482 600 руб. отменено. В этой части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Рудич В.В. в указанной части отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" просит об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25 февраля 2010 г. N 169-О-О, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (часть 2 статьи 39).
Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), размер государственной пенсии муниципального служащего (часть 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"), дополнительные гарантии муниципальным служащим (часть 3 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации") осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения муниципальных служащих муниципальных образований субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на органы местного самоуправления, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Рудич В.В. замещала муниципальную выборную должность главы Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" в период с 28 июня 2012 г. по 22 ноября 2016 г, ее полномочия прекращены досрочно в связи с отставкой по собственному желанию.
6 декабря 2016 г. Рудич В.В. обратилась к главе Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" с заявлением об установлении ей ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в соответствии Положением "О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовым пенсиям лицам, замещающим выборные и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Муниципального образования городское поселение "Северомуйское", утвержденным решением N 357 от 27 августа 2014 г. сорок третей внеочередной сессии Совета депутатов Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" третьего созыва, которым предусмотрено, что правом на получение ежемесячной доплаты к трудовым пенсиям пользуются в том числе, лица, замещающие не менее трех лет на постоянной основе выборные муниципальные должности в Муниципальном образовании городское поселение "Северомуйское".
Ответ на заявление администрацией Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" не дан, решение не принято.
5 июня 2017 г. истцом подано аналогичное заявление, на которое 24 июля 2017 г. администрацией Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" дан ответ об отказе в установлении ежемесячной доплаты ввиду недостатка бюджетных ассигнований, дефицитом бюджета, блокировкой расходного лицевого счета с марта 2016 г, выплата данного вида пенсии в настоящее время невозможна.
25 июля 2017 г. администрацией Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" дан ответ на заявление от 6 декабря 2016 г. о том, что ее заявление направлено в Совет депутатов Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" для рассмотрения.
11 ноября 2019 г. Рудич В.В. вновь подано заявление об установлении ежемесячной доплаты к пенсии.
10 декабря 2019 г. администрацией Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" дан ответ об отказе в рассмотрении заявления об установлении доплаты к трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием оснований.
19 декабря 2019 г. Рудич В.В. вновь подано заявление, на которое 27 декабря 2019 г. администрацией Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" дан ответ об отказе.
Удовлетворяя требования Рудич В.В, суд первой инстанции с учетом возражений по иску лишь в части нарушения процедуры опубликования нормативного акта исходил из того, что Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовым пенсиям лицам, замещавшим выборные и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Муниципального образования городское поселение "Северомуйское", утвержденное Решением Совета депутатов N 375 от 27 августа 2014 г, введено в действие с соблюдением установленной процедуры его опубликования, а учитывая требуемый стаж работы истца в муниципальной должности последняя имеет право на получение доплаты к страховой пенсии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для применения к спорным правоотношениям Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовым пенсиям лицам, замещавшим выборные и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Муниципального образования городское поселение "Северомуйское", утвержденное Решением Совета депутатов N 375 от 27 августа 2014 г, указав на правильность выводов суда первой инстанции о том, что процедура опубликования данного акта была соблюдена, указанное положение было в установленном порядке обнародовано, в связи с чем подлежит применению.
При этом суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда об определении периода, с которого подлежит назначению спорная надбавка, с учетом заявленного стороной ответчика ходатайства о применении срока на обращение в суд.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования (часть 1).
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3).
Статьей 37 Устава Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" предусмотрено, что официальным опубликованием считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в периодическом печатном издании, определенном правовым актом Главы городского поселения. Официальное обнародование производится путем доведения текста муниципального правового акта до сведения жителей поселения. Текст муниципального правового акта размещается в библиотеке поселения, на информационных стендах в здании администрации поселения, иных местах, определенных Главой городского поселения, на официальных сайтах района и (или) поселения. Период времени, в течение которого текст муниципального правового акта содержится на информационных стендах, не должен составлять менее 14 календарных дней. По истечении указанного периода оригинал муниципального правового акта хранится в Администрации городского поселения, копия передаётся в Совет депутатов, что обеспечивает гражданам возможность ознакомления с муниципальным правовым актом без взимания платы.
Наряду с размещением на информационных стендах, содержание муниципального правового акта может доводиться до сведения населения путем проведения собраний, конференций граждан, а также путем распространения копий данного акта среди жителей поселения.
По результатам официального обнародования муниципальных правовых актов составляется заключение, в котором указываются формы и сроки обнародования. Заключение об официальном обнародовании муниципального правового акта подписывает Глава городского поселения.
Решение о способе официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта принимается органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, принявшим (издавшим) соответствующий акт.
Судами установлено, что решение N 377 от 27 августа 2014 г. Совета депутатов Муниципального образования городское поселение "Северомуйское", которым утверждено Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовым пенсиям лицам, замещавшим выборные и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" передано в библиотеку для обнародования 12 сентября 2014 г, что подтверждается журналом регистрации решений Совета депутатов Муниципального образования городское поселение "Северомуйское", хранящимся в архиве администрации муниципального образования "Муйский район", справкой от 17 сентября 2014 г, составленная главой Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" Рудич В.В. о том, что муниципальные правовые акты, принятые на 43 сессии Совета депутатов Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" третьего созыва от 27 августа 2014 г, в том числе решение "Об утверждении Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещающим муниципальные должности в Муниципального образования городское поселение "Северомуйское", были обнародованы путем размещения на официальном сайте городского поселения "Северомуйское" в сети "Интернет" с 1 сентября 2014 г.; путем размещения в Северомуйской городской библиотеке МКУ СКК "Тоннельщик" с 12 сентября 2014 г. для ознакомления граждан в часы работы вышеназванного учреждения.
Поскольку такие способы обнародования муниципального нормативного акта не противоречат статье 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", соответствуют положениям Устава Муниципального образования городское поселение "Северомуйское", суды пришли к обоснованным выводам о том, что Положение "О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовым пенсиям лицам, замещающим выборные и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Муниципального образования городское поселение "Северомуйское", утвержденное решением N 357 от 27 августа 2014 г, является юридически действующим и подлежит применению.
Поскольку данный нормативный акт не был оспорен в установленном порядке, признан недействующим, либо отменен, то суды первой и апелляционной инстанции правомерно применили данный акт по настоящему делу, и пришли к выводу о наличии у истца права на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Доводы ответчика о неверном применении судом первой инстанции срока на обращение в суд с иском по первому заявлению, поданному 6 декабря 2016 г. были признаны заслуживающими внимание, а потому суд апелляционной инстанции счел, что по заявлению от 5 июня 2017 г, с учетом подачи иска в феврале 2020 г, срок не пропущен.
Все доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, оснований для переоценки данных выводов не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Решение Муйского районного суда Республики Бурятия от 11 декабря 2020 г, с учетом изменений апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 31 марта 2021 г, а также апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 31 марта 2021 г, подлежат оставлению без изменения.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Муйского районного суда Республики Бурятия от 11 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 31 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Муниципального образования городское поселение "Северомуйское" - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Л.П. Кожевникова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.