Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-546/2021 (УИД 22RS0068-01-2020-007400-96) по иску Чурсиной Натальи Николаевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чурсина Наталья Николаевна (далее по тексту - Чурсина Н.Н.) обратилась в Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (далее по тексту - ГУ-УПФ РФ в г. Барнауле Алтайского края, пенсионный фонд) о признании незаконным решения от 28 марта 2019 г. N 60.8.7, об обязании принять данные дубликата трудовой книжки, включении в специальный стаж по Списку N 2 периодов работы в Краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Городская больница N12" (далее по тексту - КГБУЗ "Городская больница N 12") в качестве санитарки в отделении внелегочного туберкулеза, в туберкулезном отделении для больных костно - суставным и урогенным туберкулезом с 1 октября 2016 г. по 27 февраля 2017 г, с 1 марта 2017 г. по 31 декабря 2018 г, назначить пенсию с 13 декабря 2020 г.
К участию в деле в качестве третьего лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено КГБУЗ "Городская больница N 12".
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 февраля 2021 г. исковые требования Чурсиной Н.Н. удовлетворены частично. На ГУ-УПФ РФ в г. Барнауле Алтайского края возложена обязанность принять данные дубликата трудовой книжки Чурсиной Н.Н. АТ-1Х N 4613186. С ГУ-УПФ РФ в г. Барнауле Алтайского края в пользу Чурсиной Н.Н. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 июня 2021 г. решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 февраля 2021 г. отменено в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии, в этой части принято новое решение. На ГУ-УПФ РФ в г. Барнауле Алтайского края возложена обязанность включить в специальный стаж Чурсиной Н.Н. периоды работы с 1 октября 2016 г. по 27 февраля 2017 г, с 1 марта 2017 г. по 31 декабря 2018 г, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 13 декабря 2020 г. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
ГУ-УПФ РФ в г. Барнауле Алтайского края обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на отсутствие оснований для включения спорных периодов в специальный стаж истца, просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 июня 2021 г. отменить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 4 февраля 2019 г. Чурсина Н.Н. обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Барнауле Алтайского края с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Барнауле Алтайского края от 28 марта 2019 г. N 60.8.7 Чурсиной Н.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием возраста 50 лет.
Пенсионным фондом не засчитан в специальный стаж Чурсиной Н.Н. период работы в КГБУЗ "Городская больница N12" санитаркой в отделении внелегочного туберкулеза, в туберкулезном отделении для больных костно - суставным и урогенным туберкулезом с 1 октября 2016 г. по 27 февраля 2017 г, с 1 марта 2017 г. по 31 декабря 2018 г, так как работодателем сведения о работе представлены как о работе на общих основаниях. По представленным документам специальный стаж Чурсиной Н.Н. по Списку N 2 составил 9 лет 2 месяца 22 дня (далее по тексту - 9/2/22).
Также у пенсионного фонда вызвала сомнения подлинность записей в трудовой книжке, так как бланк дубликата трудовой книжки изготовлен в 2002 г, а дата заполнения - 27 сентября 1988 г.
Чурсина Н.Н, не согласившись с решением пенсионного фонда, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования об обязании пенсионного фонда принять данные дубликата трудовой книжки Чурсиной Н.Н. суд первой инстанции, руководствуясь статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктами 11, 38 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г..N 1015, Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г..N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих", Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г..N162 (действующей в период выдачи дубликата трудовой книжки истца), Постановлением Совета Министров СССР от 24 августа 1990 г..N 848 "О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий", пунктом 4.1.
Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г..N 190, пунктом 29 Постановлении Госкомтруда СССР от 12 сентября 1990 г..N 369/16-52 "Об утверждении положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий", пунктами 35, 45 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г..N 225 "О трудовых книжках", разъяснениями, изложенными в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г..N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что при наличии бесспорно установленного факта принадлежности Чурсиной Н.Н. дубликата трудовой книжки, подтверждении всех периодов работы в ней указанных, несмотря на имеющиеся недостатки в ее оформлении, которые не могут быть поставлены в вину работнику, истец вправе рассчитывать на принятие данных дубликата пенсионным фондом.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж по Списку N 2 от 26 января 1991 г..N 10 периодов работы Чурсиной Н.Н. в КГБУЗ "Городская больница N 12" в качестве санитарки в отделении внелегочного туберкулеза, в туберкулезном отделении для больных костно - суставным и урогенным туберкулезом с 1 октября 2016 г..по 27 февраля 2017 г, с 1 марта 2017 г..по 31 декабря 2018 г, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 14, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение", Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г..N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", в разделе XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" которого указаны работники, непосредственно обслуживающие больных (позиция 22600000-1754б), в том числе, средний медицинский персонал и младший медицинский персонал в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах (позиция 2260000а), пунктами 4, 43 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г..N 516, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, исходил из того, что
страховые взносы по дополнительному тарифу по должности санитарка работодателем за спорный период 2016 - 2018 гг. не начислялись и не уплачивались, сведения о работе истца во вредных условиях труда в специализированных отчетах в пенсионный фонд не подавались, в связи с чем, он не может быть включен в специальный стаж.
Также судом первой инстанции указано на отсутствие у Чурсиной Н.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент обращения в пенсионный фонд 4 февраля 2019 г. с заявлением о назначении пенсии, возраста, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Проверяя законность решения суда первой инстанции по апелляционной жалобе Чурсиной Н.Н, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения спорных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции в указанной части, суд апелляционной инстанции, руководствуясь аналогичными нормами права, проанализировав представленные доказательства, в том числе должностные инструкции, показания сторон и третьего лица, карты аттестации рабочего места по условиям труда, выписку из лицевого счета, трудовой договор, пришел к выводу о том, что выполняя обязанности санитарки, истец непосредственно обслуживала больных в течение полного рабочего дня, в связи с чем имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, и возложил на пенсионный фонд обязанность включить в специальный стаж Чурсиной Н.Н. периоды работы с 1 октября 2016 г. по 27 февраля 2017 г, с 1 марта 2017 г. по 31 декабря 2018 г.
Суд апелляционной инстанции отметил, что не указание работодателем в индивидуальных сведениях на имя Чурсиной Н.Н. кода особых условий труда, не уплата дополнительного тарифа страховых взносов (после октября 2016 г.) не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований, так как работа истца в приведенные выше периоды времени в должностях и учреждениях, предусмотренных положениями Списка N 2, подтверждена соответствующей записью в трудовой книжке, а условия и характер труда - иными представленными по делу доказательствами. При этом, невыполнение со стороны работодателя своей обязанности по своевременному предоставлению сведений в пенсионные органы о характере и условиях труда работника, равно как и несвоевременная уплата дополнительных тарифов страховых взносов, не может являться безусловным основанием для лишения последнего права на досрочное пенсионное обеспечение.
Разрешая исковые требования Чурсиной Н.Н. о назначении пенсии с момента достижения 50-ти летнего возраста, суд апелляционной инстанции исходил из того, что поскольку право Чурсиной Н.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на досрочную пенсию с учетом включенных спорных периодов возникло с момента достижения возраста 50 лет, несмотря на то, что в пенсионный фонд она обратилась 4 декабря 2019 г. до достижения возраста 50 лет, на момент рассмотрения спора необходимый возраст истцом достигнут, в связи с чем возложил на пенсионный фонд обязанность назначить Чурсиной Н.Н. пенсию с даты возникновения права, с 13 декабря 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется, в том числе Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
В разделе XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и подлежащего применению к спорным периодам работы Чурсиной Н.Н, поименованы работники, непосредственно обслуживающие больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах, в том числе средний и младший медицинский персонал (позиция 2260000а).
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В пункте 1 Письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 05-16/30-16 "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" и пункте 1 Указания Министерства социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств" разъяснено, что под непосредственным обслуживанием больных понимается работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-оздоровительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь приведенными нормативными положениями, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи и установив, что Чурсина Н.Н. в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 23 мая 2000 г, по данным индивидуального персонифицированного учета периоды работы с 1 октября 2016 г..по 27 февраля 2017 г, с 1 марта 2017 г..по 31 декабря 2018 г..отражены без указания кода льготных условий труда, вместе с тем, в периоды с 12 октября 1998 г..по 1 мая 1999 г, с 1 сентября 1999 г..по 10 мая 2000 г, с 1 ноября 2000 г..по 27 апреля 2001 г, с 1 апреля 2009 г..по 19 октября 2014 г, с 21 октября 2014 г..по 14 июля 2016 г, с 19 июля 2016 г..по 30 сентября 2016 г, а также в спорные периоды работы с 1 октября 2016 г..по 27 февраля 2017 г.... с 1 марта 2017 г..по 31 декабря 2018 г..Чурсина Н.Н. работала у одного работодателя в качестве санитарки в отделении внелегочного туберкулеза, в туберкулезном отделении для больных костно-суставным и урогенным туберкулезом, с исполнением одинаковых трудовых обязанностей, связанных с непосредственным обслуживанием больных на условиях полного рабочего дня, при этом периоды работы до 1 октября 2016 г..включены в специальный стаж, как работа с тяжелыми условиями труда, согласно информации, предоставленной работодателем по запросу суда, в спорные периоды сведения о работе истца были исключены по требованию пенсионного фонда, который указал, что при предоставлении Перечня рабочих мест, наименований профессий и должностей, работникам которых установлено льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 необходимо исключить должность санитарки (санитар), пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О
страховых пенсиях" периодов работы Чурсиной Н.Н. с 1 октября 2016 г..по 27 февраля 2017 г, с 1 марта 2017 г..по 31 декабря 2018 г..и назначении ей досрочной страховой пенсии по старости с 13 декабря 2020 г..
При разрешении спора суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, выводы суда мотивированы, требованиям закона и установленным обстоятельствам дела не противоречат.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Доводы кассационной жалобы пенсионного фонда об отсутствии правовых оснований для включения спорного периода в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления суда апелляционной инстанции, поскольку являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.