Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5267/2020 (УИД 19RS0002-01-2020-001993-05) по иску Перевышко Светланы Васильевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) о включении периодов работы и командировок в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении пенсии, по кассационной жалобе представителя истца Перевышко Светланы Васильевны - Байкаловой Татьяны Ивановны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 1 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения представителя Перевышко С.В. - Байкаловой Т.И, участвовавшей в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Перевышко Светлана Васильевна (далее - Перевышко С.В, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) о включении периодов работы и командировок в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении пенсии.
В обоснование своих требований указывала на то, что решением УПФР в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) от 9 апреля 2020 г. N11388/20 Перевышко С.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием правовых оснований.
Перевышко С.В. считает решение пенсионного органа незаконным, нарушающим ее права.
Перевышко С.В. просила суд возложить на ответчика обязанность включить Перевышко С.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" следующие периоды:
с 20 ноября 2005 г. по 31 декабря 2005 г, с 30 сентября 2006 г. по 30 апреля 2007 г, с 1 января 2008 г. по 31 марта 2008 г, с 19 октября 2008 г. по 10 декабря 2008 г, с 1 июня 2011 г. по 30 июня 2011 г, с 1 августа 2011 г. по 31 августа 2011 г, с 11 марта 2014 г. по 31 декабря 2014 г, с 24 февраля 2015 г. по 31 марта 2015 г, с 12 мая 2015 г. по 21 июня 2015 г, с 1 января 2017 г. по 26 января 2017 г, с 28 января 2017 г. по 24 апреля 2017 г, с 26 апреля 2017 г. по 9 мая 2017 г, с 15 мая 2017 г. по 21 июня 2017 г, с 24 июня 2017 г. по 25 июня 2017 г, с 27 июня 2017 г. по 12 июля 2017 г, с 15 июля 2017 г. по 3 октября 2017 г, с 7 октября 2017 г. по 31 декабря 2017 г. в должности врача-онколога ГБУЗ Республики Хакасия "Хакасский республиканский онкологический диспансер" и в ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 3 июля 2001 г. по 18 октября 2005 г. в должности врача-гинеколога в ООО "Евромедхирургия" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 1 сентября 2012 г. по 30 июля 2013 г. в должности врача-онколога отделения общей онкологии в ГБУЗ Республики Хакасия "Клинический онкологический диспансер" в календарном исчислении;
с 19 июня 2006 г. по 22 июня 2006 г, с 15 октября 2008 г. по 18 октября 2008 г, с 26 января 2009 г. по 27 января 2009 г, с 10 мая 2017 г. по 14 мая 2017 г, с 13 февраля 2018 г. по 17 февраля 2018 г, с 30 мая 2019 г. по 2 июня 2019 г. - периоды нахождения в командировках в должности врача-онколога отделения общей онкологии в ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" (в календарном исчислении). Назначить Перевышко С.В. досрочно страховую пенсию по старости с 21 июля 2020 г.; взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.
Определениями Черногорского городского суда Республики Хакасия от 11 августа 2020 г, от 1 сентября 2020 г. произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное), гражданское дело передано по подсудности в Абаканский городской суд.
Определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 декабря 2020 г. производство по делу в части исковых требований Перевышко С.В. о компенсации морального вреда прекращено в связи с отказом истца от исковых требований в данной части.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 декабря 2020 г. исковые требования Перевышко С.В. удовлетворены частично. На УПФР в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) возложена обязанность зачесть Перевышко С.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы:
с 20 ноября 2005 г. по 31 декабря 2005 - 0 лет 1 месяц 12 дней, в должности врача-онколога ГУЗ "Хакасский республиканский онкологический диспансер" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 30 сентября 2006 г. по 30 апреля 2007 г. - 0 лет 7 месяцев 1 день, в должности врача-онколога ГУЗ "Хакасский республиканский онкологический диспансер" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 1 января 2008 г. по 31 марта 2008 г. - 0 лет 3 месяца 1 день, в должности врача-онколога ГУЗ "Хакасский республиканский онкологический диспансер" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 1 июня 2011 г. по 30 июня 2011 г. - 0 лет 1 месяц 0 дней, в должности врача-онколога ГУЗ "Хакасский республиканский онкологический диспансер" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 1 августа 2011 г. по 31 августа 2011 г. - 0 лет 1 месяц 1 день в должности врача-онколога ГБУЗ Республики Хакасия Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 11 марта 2014 г. по 31 декабря 2014 г. - 0 лет 9 месяцев 21 день в должности врача-онколога ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 24 февраля 2015 г. по 31 марта 2015 г. - 0 лет 1 месяц 8 дней, в должности врача-онколога ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 12 мая 2015 г. по 21 июня 2015 г. - 0 лет 1 месяц 10 дней, в должности врача-онколога ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 1 января 2017 г. по 26 января 2017 г. - 0 лет 0 месяцев 26 дней, в должности врача-онколога ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 28 января 2017 г. по 24 апреля 2017 г. - 0 лет 2 месяца 27 дней, в должности врача-онколога ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 26 апреля 2017 г. по 9 мая 2017 г. - 0 лет 0 месяцев 14 дней, в должности врача-онколога ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 15 мая 2017 г. по 21 июня 2017 г. - 0 лет 1 месяц 7 дней, в должности врача-онколога ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 24 июня 2017 г. по 25 июня 2017 г. - 0 лет 0 месяцев 2 дня, в должности врача-онколога ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 27 июня 2017 г. по 12 июля 2017 г. - 0лет 0 месяцев 16 дней, в должности врача-онколога ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 15 июля 2017 г. по 3 октября 2017 г. - 0 лет 2 месяца 19 дней, в должности врача-онколога ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 7 октября 2017 г. по 31 декабря 2017 г. - 0 лет 2 месяца 25 дней, в должности врача-онколога ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев); с 3 июля 2001 г. по 18 октября 2005 г. - 4 года 3 месяца 16 дней, в должности врача-гинеколога в ООО "Евромедхирургия", в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 1 сентября 2012 г. по 30 июля 2013 г. - 0 лет 11 месяцев 0 дней, в должности врача-онколога отделения общей онкологии в ГБУЗ Республики Хакасия "Клинической онкологический диспансер" (в календарном исчислении);
с 19 июня 2006 г. по 22 июня 2006 г. - 0 лет 0 месяцев 4 дня, с 15 октября 2008 по 18 октября 2008 - 0 лет 0 месяцев 4 дня, с 26 января 2009 г. по 27 января 2009 г. - 0 лет 0 месяцев 2 дня, с 10 мая 2017 г. по 14 мая 2017 г. - 0 лет 0 месяцев 5 дней, с 13 февраля 2018 г. по 17 февраля 2018 г. - 0 лет 0 месяцев 5 дней, с 30 мая 2019 г. по 2 июня 2019 г. - 0 лет 0 месяцев 3 дня - периоды нахождения в командировках в должности врача-онколога отделения общей онкологии в ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" (в календарном исчислении).
На УПФР в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) возложена обязанность назначить Перевышко С.В. досрочную страховую пенсию по старости с 21 июля 2020 г. В остальной части в удовлетворении исковых требований Перевышко С.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 1 июля 2021 г. решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 декабря 2020 г. отменено в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Перевышко С.В.:
с 3 июля 2001 г. по 18 октября 2005 г. - 4 года 3 месяца 16 дней, в должности врача-гинеколога в ООО "Евромедхирургия", в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 1 января 2017 г. по 26 января 2017 г. - 0 лет 0 месяцев 26 дней, в должности врача-онколога ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 28 января 2017 г. по 24 апреля 2017 г. - 0 лет 2 месяца 27 дней, в должности врача-онколога ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 26 апреля 2017 г. по 9 мая 2017 г. - 0 лет 0 месяцев 14 дней, в должности врача-онколога ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 15 мая 2017 г. по 21 июня 2017 г. - 0 лет 1 месяц 7 дней, в должности врача-онколога ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 24 июня 2017 г. по 25 июня 2017 г. - 0 лет 0 месяцев 2 дня, в должности врача-онколога ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 27 июня 2017 г. по 12 июля 2017 г. - 0лет 0 месяцев 16 дней, в должности врача-онколога ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 15 июля 2017 г. по 3 октября 2017 г. - 0 лет 2 месяца 19 дней, в должности врача-онколога ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев);
с 7 октября 2017 г. по 31 декабря 2017 г. - 0 лет 2 месяца 25 дней, в должности врача-онколога ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканский клинический онкологический диспансер" в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев), а также в части возложения на УПФР в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) обязанности назначить Перевышко С.В. досрочную страховую пенсию по старости с 21 июля 2020 г.
Принято новое решение, в удовлетворении исковых требований Перевышко С.В. в указанной части отказано. В остальной части это же решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель истца Перевышко С.В. - Байкалова Т.И. просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно статье 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Удовлетворяя исковые требования Перевышко С.В. о включении в специальный стаж периода работы истца в ООО "Евромедхирургия" с 3 июля 2001 г. по 18 октября 2005 г. в должности врача-гинеколога в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев, суд первой инстанции исходил из того, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за один год шесть месяцев) период работы истца в отделении общей онкологии ГБУЗ Республики Хакасия "Клинический онкологический диспансер" в 2017 году, суд первой инстанции исходил из того, что истец осуществляла хирургическую деятельность, в подтверждение чего сослался на протоколы операций, положение об онкологической службе Республике Хакасия.
С учетом включения указанных периодов, суд пришел к выводу о наличии у истца достаточного стажа для установления страховой пенсии по старости ранее достижения возраста.
С данными выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, в связи с чем, в указанной части решение суда отменил, в удовлетворении требований отказал.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии с положениями частей 2 - 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее Список N 781);
На основании пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подпункт "б" пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781).
Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев.
Пунктом 1 раздела "Наименование структурных подразделений" названного Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрены отделения хирургического профиля стационаров учреждений.
В соответствии с пунктом 2 Перечня в льготном порядке подлежит исчислению работа в качестве оперирующего врача - специалистов всех наименований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями пункта 20 части 1, частями 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", указал, что поликлиническое отделение не относится к отделению хирургического профиля, свидетельствует и Приложение N 1 к Положению об онкологической службе Республики Хакасия, согласно которому в стандарты оказания медицинской помощи поликлиник хирургическая деятельность не входит. При отсутствии доказательств, подтверждающих отнесение поликлинического отделения к отделению хирургического профиля, оснований для включения спорного периода в стаж в льготном исчислении не имелось.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета Перевышко С.В. работодатель относил указанный период к льготному стажу, при этом указывал код льготы, предполагающий исчисление стажа в календарном, а не льготном порядке. В календарном порядке периоды работы истца, относящиеся к 2017 году, ответчиком зачтены в льготный стаж в бесспорном порядке.
Поскольку доказательств, подтверждающих факт выполнения Перевышко С.В. работы на 1, 0 ставку в спорные периоды в должности оперирующего врача-специалиста в отделении хирургического профиля стационара истцом не представлено, суд апелляционной инстанции правомерно не нашел оснований для включения спорных периодов в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев не имеется.
Довод жалобы о том, что в спорный период истец работала в отделении общей онкологии, которое относится к хирургическим отделениям, противоречит сведениям работодателя, согласно которым в 2017 году истец работала в поликлиническом отделении.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрен перечень медицинских учреждений, работа в которых подлежит зачету в специальный стаж.
Между тем такое наименование учреждений, как общество с ограниченной ответственностью, осуществляющее медицинскую деятельность, в приведенных нормативных правовых актах не указано.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на вышеуказанных нормах закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, тогда как общество с ограниченной ответственностью по своей организационно-правовой форме относится к коммерческой организации (статья 87).
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
Судебными инстанциями учтено, что, устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О).
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем общество с ограниченной ответственностью не может являться учреждением.
В спорный период с 3 июля 2001 г. по 18 октября 2005 г. истец работала в обществе с ограниченной ответственностью, являющихся коммерческой организацией, основной целью деятельностью которых является извлечение прибыли. Данная организация не может быть отнесена к учреждениям здравоохранения, работа в которых предоставляет право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья.
Суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отнесение ООО "Евромедхирургия" к лечебно-профилактическим учреждениям Республики Хакасия, участвующим в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Постановлением Правительства Республики Хакасия N 57 от 2 апреля 2001 г. "О программе государственных гарантий обеспечения граждан Республики Хакасия бесплатной медицинской помощью на 2001", не свидетельствует о наличии у истца права на включение спорного периода работы в специальный стаж.
Выводы суда апелляционной инстанции подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном постановлении, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о существенном нарушении судом первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, были предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, основаны на неправильном толковании норм права, выводов судов не опровергают, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 1 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца Перевышко Светланы Васильевны - Байкаловой Татьяны Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи Л.П. Кожевникова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.