Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-382/2021 (УИД 42RS0019-01-2020-009313-43) по иску Лурий Ирины Викторовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лурий Ирина Викторовна (далее по тексту - Лурий И.В.) обратилась в Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) (далее по тексту - ГУ-УПФ РФ в г. Новокузнецке Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное), пенсионный фонд) о признании незаконным решения от 22 мая 2020 г. N 44978/20 об отказе в установлении пенсии, обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев периоды работы: с 1 ноября 1999 г. по 10 сентября 2009 г. в качестве медицинской сестры анестезиолого- реанимационного отделения, с 28 декабря 2009 г. по 18 сентября 2011 г. в качестве медицинской сестры анестезиолого-реанимационного отделения, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 21 января 2020 г.
Определением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 11 февраля 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Новокузнецкий филиал Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области "Кемеровский областной клинический кардиологический диспансер имени академика Л.С. Барбараша".
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 11 марта 2021 г. в удовлетворении исковых требований Лурий И.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 июля 2021 г. решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 11 марта 2021 г. отменено. По делу принято новое решение. Решение ГУ-УПФ РФ в г. Новокузнецке Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) от 22 мая 2020 г. N 44978/20 признано незаконным. На ГУ-УПФ РФ в г. Новокузнецке Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев периоды работы Лурий И.В. с 1 ноября 1999 г. по 10 сентября 2009 г, с 28 декабря 2009 г. по 18 сентября 2011 г. в качестве медицинской сестры анестезиолого-реанимационного отделения, назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 21 января 2020 г.
ГУ-УПФ РФ в г. Новокузнецке Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 июля 2021 г. отменить, оставить в силе решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 11 марта 2021 г.
В обоснование кассационной жалобы указано, что суд апелляционной инстанции заблуждается, делая вывод о том, что работодатель за спорные периоды отражает сведения без указания кода льготных условий труда. По факту работодатель проставляет в сведениях за спорные периоды коды льготной работы - "ЗП81ГД" и "27- ГД" - что означает, что в спорные периоды велась лечебная и иная работа по охране здоровья населения в городах. Данный факт свидетельствует о том, что в эти периоды велась деятельность, подлежащая включению в медицинский стаж для досрочного назначения пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Суд апелляционной инстанции ошибочно делает вывод о том, что только наименование учреждения и должность дают право истцу исчислять спорные периоды работы в льготном исчислении, при этом не учитывает, что должность истца не соответствует спискам. Суд не изучил и не учел норму выработки рабочего времени, нагрузку, характер и специфику, условий осуществляемой истцом работы, а также тот факт, что истец полный рабочий день выполняла трудовые обязанности, дающее право на льготное исчисление стажа, данные факты не подтверждены допустимыми доказательствами по делу. К тому же суд упустил из виду и тот факт, что должность истца "медицинская сестра" не соответствует спискам, в соответствии с которыми возможно зачесть в стаж период работы, как 1 год и 6 месяцев за полный календарный год. Доказательств, свидетельствующих об ошибке работодателя, при сдаче индивидуальных сведений на истца за спорный период его работы, в суд не предоставлено.
При определении даты наступления права, суд апелляционной инстанции не принял во внимание часть 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г..N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 г..по 31 декабря 2020 г..достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков. Таким образом, право на обращение за страховой пенсией по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ считается отложенным. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Лурий И.В. в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 июля 2021 г, а также на то, что на момент подачи заявления о назначении досрочной страховой пенсии 21 января 2020 г, ее специальный стаж с учетом периодов зачтенных пенсионным фондом (24/10/14) и судом апелляционной инстанции (5/9/15), составил 30/7/29, 30 лет было выработано ею 23 мая 2019 г, 6 месячный срок на который должно было быть отложено назначение пенсии на момент обращения с заявлением истек, пенсия должна быть назначена ей с даты обращения с заявлением, просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Лурий И.В. в периоды с 1 ноября 1999 г. по 10 сентября 2009 г, с 28 декабря 2009 г. по 18 сентября 2011 г. работала медицинской сестрой анестезиолого-реанимационного отделения в Городской клинической больнице N 5.
Муниципальная больница N 5 переименована в Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение "Городская клиническая больница N 5" (приказ от 13 июня 2000 г. N 1617), Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение "Городская клиническая больница N 5" переименовано в Муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Городская клиническая больница N 5" (приказ от 17 января 2012 г. N 49).
На основании распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 21 марта 2019 N 175-р в связи с реорганизацией путем присоединения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Кемеровской области "Новокузнецкая городская клиническая больница N 5" к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Кемеровской области "Кемеровский областной клинический кардиологический диспансер имени академика Л.С. Барбараша" и на основании приказа директора ГБУЗ КО "КОККД им. акад. Л.С. Барбараша" от 1 октября 2019 г. N 354 на базе реорганизуемого юридического лица создан Новокузнецкий филиал Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Кемеровской области "Кемеровский областной клинический кардиологический диспансер имени академика Л.С. Барбараша".
Распоряжением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 13 декабря 2019 г. N 775-Р принято решение о переименовании Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Кемеровской области "Кемеровский областной клинический кардиологический диспансер имени академика Л.С. Барбараша" (ГБУЗ КО "КОККД им. акад. Л.С. Барбараша") на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кузбасский клинический кардиологический диспансер имени академика Л.С. Барбараша" (ГБУЗ "КККД").
21 января 2020 г. Лурий И.В. обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного фонда от 22 мая 2020 г. N 44978/20 Лурий И.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого специального стажа (менее 30 лет).
Из обжалуемого решения пенсионного фонда следует, что требуемый стаж у Лурий И.В. отсутствует: требуется 30 лет, в наличии специальный стаж 24 года 10 месяцев 14 дней.
При расчете стажа спорные периоды работы истца в качестве медицинской сестры анестезиолого-реанимационного отделения в специальный стаж включены в календарном исчислении.
Лурий И.В, не согласившись с решением пенсионного фонда, указав, что указанные периоды работы должны быть засчитаны в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении, как один год за год и шесть месяцев, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Лурий И.В, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 11, 12, 28, пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что по данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы истца в системе государственного пенсионного страхования отражены без указания кода льготных условий труда, при отсутствии доказательств того, что сведения работодателем были поданы неверно.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение", Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г..N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране
здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г..по 31 декабря 2001 г..включительно, Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г..N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г..по 31 октября 1999 г..включительно, Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г..N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г, приняв во внимание, что Лурий И.В. в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 19 ноября 1998 г, по данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы с 1 ноября 1999 г..по 10 сентября 2009 г, с 28 декабря 2009 г..по 18 сентября 2011 г..в системе государственного пенсионного страхования отражены без указания кода льготных условий труда, вместе с тем, с 15 сентября 1993 г..по 18 сентября 2011 г..Лурий И.В. работала у одного работодателя в качестве медицинской сестры анестезиолого-реанимационного отделения с исполнением одинаковых трудовых обязанностей, период работы с 15 сентября 1993 по 31 октября 1999 г..(до регистрации истца в системе государственного
пенсионного страхования) включен в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, факт выполнения истцом как в период до 1999 г, так и после регистрации в системе государственного пенсионного страхования одних и тех же обязанностей на условиях полного рабочего дня на полную ставку в учреждении и должности, дающей право на включение указанных периодов в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев подтвержден записями в трудовой книжке, уточняющими справками работодателя, должностными инструкциями и штатным расписанием, согласно справке, предоставленной работодателем по запросу суда апелляционной инстанции, в спорные периоды сведения о работе истца подавались в пенсионный фонд в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, однако в 2020 г..по требованию пенсионного фонда сведения были откорректированы ввиду неоплаты страховых взносов в соответствующем размере, пришел к выводу о наличии оснований для включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев периодов работы Лурий И.В. с 1 ноября 1999 г..по 10 сентября 2009 г, с 28 декабря 2009 г..по 18 сентября 2011 г..в качестве медицинской сестры анестезиолого-реанимационного отделения.
Суд апелляционной инстанции указал, что сам по себе факт отсутствия индивидуальных сведений с указанием льготного кода при наличии доказательств, подтверждающих льготный характер работы Лурий И.В, не может служить основанием для лишения ее права на включение спорных периодов в льготном исчислении.
Поскольку с учетом периодов, включенных пенсионным фондом в специальный стаж Лурий И.В. (24/10/14), периодов, включенных судом апелляционной инстанции в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев (5/9/15), общая продолжительность специального стажа Лурий И.В. на день обращения с заявлением в пенсионный фонд составила 30/7/29, более 30 лет, срок шестимесячного срока отложения права на назначение пенсии на момент обращения с заявлением (21 января 2020 г.) истек, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии у истца права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с чем возложил на пенсионный фонд назначить Лурий И.В. досрочную страховую пенсию с даты обращения, с 21 января 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, полагает, что при разрешении спора суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, выводы суда мотивированы, требованиям закона и установленным обстоятельствам дела не противоречат.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Доводы кассационной жалобы пенсионного фонда, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления суда апелляционной инстанции, поскольку сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, их не опровергают, направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.