Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Талан-Владивосток" на решение Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 12 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 3 февраля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Талан-Владивосток" к администрации города Владивостока о признании постановления об установлении публичного сервитута не действующим в части.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Талан-Владивосток" Кульганика С.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы представителя администрации города Владивостока Салыковой Л.В, заинтересованных лиц - Готшалк Г.М, Минеевой В.В, Поляковой О.И, представителя заинтересованных лиц Дорошенко Е.В, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, полагавшей, что оснований для отмены или изменения решения или апелляционного определения не имеется, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 12 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 3 февраля 2021 года, отказано в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Талан-Владивосток" (далее - ООО "СЗ "Талан-Владивосток") о признании недействующим постановления администрации города Владивостока (далее - Администрация) от 12 марта 2020 года N 1020 "Об установлении публичного сервитута" (далее - Постановление от 12 марта 2020 года N 1020) в части установления на безвозмездной основе на срок 49 лет публичного сервитута площадью 185 кв. м. (в целях обеспечения муниципальных нужд, нужд местного населения) в отношении принадлежащего административному истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 25:28:050036:272 общей площадью 9546 кв. м, местоположение которого установлено примерно в 50 м. по направлению на северо-запад от ориентира - жилого дома, находящегося за пределами участка (почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Каспийская, д. 5).
2 августа 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ООО "СЗ "Талан-Владивосток", поданная 1 июля 2021 года через Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, нарушениями норм материального и процессуального права, а также о направлении дела на новое рассмотрение.
Помимо Готшалк Г.М, Минеевой В.В, Поляковой О.И, иные участвующие в деле заинтересованные лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 12 октября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 3 февраля 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы вместе с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из содержания части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Публичный сервитут устанавливается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации; к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются (пункт 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
К числу целей, для которых возможно установить публичный сервитут, подпункт 1 пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации относит: проход или проезд через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Исходя из содержания пункта 8 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут должен устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешённым использованием.
Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (пункт 14 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, земельный участок с кадастровым номером 25:28:050038:272 общей площадью 9546 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) и коммунальное обслуживание, местоположение которого установлено примерно в 50 м. по направлению на северо-запад от ориентира - жилого дома, находящегося за пределами участка (почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Каспийская, д. 5), находится в собственности ООО "СЗ "Талан-Владивосток", о чём в Едином государственном реестре недвижимости 28 мая 2018 года сделана регистрационная запись N 25:28:050038:272-25/001/2018-2.
Пунктом 1.2 Постановления от 12 марта 2020 года N 1020, официально опубликованного в газете "Владивосток" 13 марта 2020 года (N 27(6364)), в отношении части земельного участка с кадастровым номером 25:28:050038:272 площадью 185 кв. м. в целях обеспечения муниципальных нужд и нужд местного населения (в целях прохода или проезда через указанный земельный участок) установлен публичный сервитут.
Данный публичный сервитут установлен на безвозмездной основе на срок 49 лет (пункт 3 Постановления от 12 марта 2020 года N 1020).
Постановлением Администрации от 20 марта 2020 года N 1161, официально опубликованным в газете "Владивосток" 24 марта 2020 года (N 31(6368)), в Постановление от 12 марта 2020 года N 1020 вносились изменения, касающиеся уточнения границ действия установленного публичного сервитута.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, указал в решении, что при принятии обжалуемого нормативного правового акта Администрацией были соблюдены: требования действующего законодательства, устанавливающие полномочия органа местного самоуправления; форма и вид нормативного правового акта; порядок его принятия и введения в действие, включая порядок его опубликования. Нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Постановление от 12 марта 2020 года N 1020 не противоречит. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, включая градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 25:28:050038:272, утверждённый распоряжением управления градостроительства и архитектуры Администрации от 21 июня 2017 года N 1210, заключение общества с ограниченной ответственностью "Фактор-Гео" от 23 декабря 2019 года N 18/19, заключение кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью от 20 июня 2020 года, суды пришли к выводу, что установление публичного сервитута площадью 185 кв. м. в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050038:272 на 49 лет обусловлено необходимостью обеспечения единственного возможного и существующего прохода и проезда к подъездам NN 3 и 4 жилого многоквартирного дома N 8 по ул. Чапаева в городе Владивостоке. Также установление указанного сервитута необходимо для обеспечения проезда автомобилей коммунальных служб, пожарной и другой спецтехники к многоквартирным жилым домам NN 110, 112, 116 по ул.
Кирова в городе Владивостоке. В свою очередь, иные предложенные ООО "СЗ "Талан-Владивосток" в качестве проездов направления, находящиеся за пределами земельного участка с кадастровым номером 25:28:050038:272, непригодны для их использования автомобильным транспортом (имеют ненормативные уклоны, находятся на разных высотных отметках относительно многоквартирных домов, проходят через территорию существующих детских площадок).
Соответствующие выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
В кассационной жалобе административный истец по существу просит дать иную оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, отличную от оценки, которая была дана нижестоящими судами, указывая на наличие возможностей для проезда к жилым многоквартирным домам N 8 по ул. Чапаева и NN 110, 112, 116 по ул. Кирова в городе Владивостоке без использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:050038:272.
Между тем в силу положений части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
То обстоятельство, что судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда определением от 3 февраля 2021 года отказала в удовлетворении ходатайства ООО "СЗ "Талан-Владивосток" о назначении и проведении по административному делу судебной землеустроительной экспертизы, также не свидетельствует о допущенном судом апелляционной инстанции нарушении или неправильном применении норм процессуального права, которое привело к принятию неправильного судебного акта.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают верных выводов нижестоящих судов об отсутствии оснований для признания Постановления от 12 марта 2020 года N 1020 в оспариваемой части недействующим и не могут являться основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что, разрешая административный спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку.
Выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильной оценке доказательств и верном применении норм материального и процессуального права. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 12 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 3 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Талан-Владивосток" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.