Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Полищук О.В. на решение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Полищук О.В. к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Полищук О.В. обратилась в Ленинский районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края с административным исковым заявлением к Федеральному государственному казённому учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" (далее - ФГКУ "Востокрегионжильё") о признании незаконным решения от 16 сентября 2020 года N 6 о снятии её с учёта граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооружённых Сил Российской Федерации в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239 "Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239), и о возложении обязанности восстановить её на соответствующем учёте с 16 июля 2020 года.
В связи с реорганизацией ФГКУ "Востокрегионжильё" путём присоединения к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс") по делу произведена замена первоначального административного ответчика на его правопреемника.
Решением Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 апреля 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления было отказано.
23 июля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Полищук О.В, поданная ею 8 июля 2021 года через Ленинский районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 декабря 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 апреля 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239, вступившим в силу с 1 сентября 2019 года, установлены особенности жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков.
Так, пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239 предусмотрено, что его действие распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в закрытых военных городках, прекративших служебные либо трудовые отношения с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся закрытые военные городки, имеющих на территориях закрытых военных городков жилые помещения в собственности, либо занимающих жилые помещения по договору социального найма, либо занимающих жилые помещения специализированного жилищного фонда, из которых они в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, и изъявивших желание переселиться из закрытого военного городка, а также на членов их семей.
Граждане имеют право в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, состоять на учёте на получение социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения в связи с переселением из закрытых военных городков, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 18 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239 федеральные органы исполнительной власти определяют порядок учёта граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, и предоставления им жилых помещений по договору социального найма или в собственность бесплатно.
Пунктом 8 Порядка учёта граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооружённых Сил Российской Федерации в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 августа 2019 года N 485 (далее - Порядок), предусмотрено, что граждане, принятые на учёт, включаются уполномоченным органом (специализированной организацией) в реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков путём предоставления им в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239 жилых помещений по договору социального найма или в собственность бесплатно.
К числу оснований для принятия уполномоченным органом (специализированной организацией) решения об отказе в принятии гражданина на учёт подпункт 1 пункта 7 Порядка относит несоответствие гражданина требованиям, указанным в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239.
В свою очередь, основанием для принятия уполномоченным органом (специализированной организацией) решения о снятии гражданина с учёта является, в том числе, выявление факта неправомерного включения гражданина в реестр, указанный в пункте 8 Порядка (подпункт 3 пункта 11 Порядка).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, решением Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 14 ноября 2018 года по гражданскому делу N 2-1053/2018, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 13 февраля 2019 года, Полищук О.В. и ФИО4 по иску Министерства обороны Российской Федерации были признаны утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", и выселены из данного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Несмотря на состоявшееся судебное решение, Полищук О.В. 16 июля 2020 года обратилась в ФГКУ "Востокрегионжильё" с заявлением о принятии её на учёт граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооружённых Сил Российской Федерации в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239, при этом она не сообщила в уполномоченный орган сведения о своём выселении из служебного жилого помещения, расположенного в закрытом военном городке, без предоставления другого жилого помещения.
Решением ФГКУ "Востокрегионжильё" от 31 июля 2020 года N 76 административный истец принят на соответствующий учёт с 16 июля 2020 года.
Однако позже (16 сентября 2020 года) в связи с выявлением факта неправомерного включения Полищук О.В. в реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, на основании подпункта 3 пункта 11 Порядка ФГКУ "Востокрегионжильё" приняло решение N 6 о снятии административного истца с учёта с 16 сентября 2020 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций указали в решении и апелляционном определении на то, что по состоянию на 16 июля 2020 года Полищук О.В. не могла рассматриваться в качестве гражданина Российской Федерации, проживающего в закрытом военном городке на законных основаниях и имеющего право на предоставление жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239, поскольку право пользования жилым помещением в закрытом военном городке ею было утрачено до вступления в силу соответствующего Указа Президента Российской Федерации на основании судебного решения.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с данным выводом судов, сделанным с учётом верного анализа содержания Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239 и Порядка, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения настоящего дела, и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Из содержания части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
В данном случае необходимой совокупности таких условий не имеется, поскольку, как верно указали суды, на момент постановки на учёт Полищук О.В. не соответствовала требованиям, указанным в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239 (не занимала на законных основаниях на территории закрытого военного городка жилого помещения, из которого она в соответствии с законодательством Российской Федерации не могла быть выселена без предоставления другого жилого помещения).
Доводы кассационной жалобы о том, что вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 14 ноября 2018 года по гражданскому делу N не может иметь какого-либо значения при разрешении настоящего административного спора, что Полищук О.В. по состоянию на 16 июля 2020 года соответствовала всем необходимых критериям для постановки её на учёт граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков, что её выселение из жилого помещения, расположенного в закрытом военном городке, не может являться основанием для отказа в обеспечении её жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года N 239, - не опровергают правильных выводов судов, изложенных в обжалуемых судебных постановлениях. По существу эти доводы основаны на неверном субъективном толковании положений действующего законодательства, а также на несогласии административного истца с оценкой имеющихся в деле доказательств, в связи с чем, исходя из положений частей 2 и 3 статьи 328 КАС РФ, они не могут являться основаниями для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при рассмотрении административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Полищук О.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.