Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зебницкой С.В. на решение Хасанского районного суда Приморского края от 13 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 26 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Губернатора Приморского края Кожемяко О.Н. к главе Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края Зебницкой С.В. о досрочном прекращении полномочий.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения Зебницкой С.В. и её представителей Ходоковкого Г.В, Ломакина М.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы представителя Губернатора Приморского края Федоровой Е.С, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Хасанского районного суда Приморского края от 13 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 26 мая 2021 года, удовлетворено административное исковое заявление Губернатора Приморского края Кожемяко О.Н. к главе Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края Зебницкой С.В.: прекращены досрочно полномочия главы Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края Зебницкой С.В. по основаниям, предусмотренным частями 7.1, 7.3 и 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2013 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2013 года N 131-ФЗ).
23 июля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Зебницкой С.В, поданная ею 14 июля 2021 года через Хасанский районный суд Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Хасанского районного суда Приморского края от 13 января 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 26 мая 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 4.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ), Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ), Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ).
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ, Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять граждане, замещающие должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункты 1.2, 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ).
Невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности (часть 9 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ к критериям требований, по которым оцениваются предоставленные гражданами, замещающими должности муниципальной службы, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, отнесены их полнота и достоверность.
Непредставление, представление не в полном объёме, искажение указанных сведений являются основаниями для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы.
Под термином "конфликт интересов" часть 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ понимает ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Обязанность принимать меры по недопущению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается, в том числе, на государственных и муниципальных служащих (пункт 1 части 3 статьи 10, часть 1 статьи 11 Федерального закона Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ).
Из содержания части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ следует, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Согласно части 7.2 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Порядок проведения проверки достоверности и полноты соответствующих сведений установлен Законом Приморского края от 25 мая 2017 года N 122-КЗ "О порядке исполнения гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции отдельных обязанностей, запретов и ограничений, проверки их соблюдения" (далее - Закон Приморского края от 25 мая 2017 года N 122-КЗ), в соответствии с частью 7 статьи 3 которого проверка осуществляется уполномоченным органом самостоятельно в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о её проведении (срок проверки может быть продлен Губернатором Приморского края до 90 дней).
Лицо, замещающее муниципальную должность, ежегодно, в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным, а лицо, замещающее должность главы местной администрации по контракту, - ежегодно, в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчётным, обязано представлять в уполномоченный орган сведения о своих доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (часть 4 статьи 2 Закона Приморского края от 25 мая 2017 года N 122-КЗ).
Таким уполномоченных органом на территории Приморского края является департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края (далее - Департамент), положение о котором утверждено постановлением Администрации Приморского края от 6 ноября 2015 года N 426-па.
По результатам проведения проверки уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней представляет Губернатору Приморского края доклад о результатах проведения проверки, который должен содержать одно из следующих предложений: об отсутствии оснований для применения к лицу, замещающему должность, мер юридической ответственности; о применении к лицу, замещающему должность, мер юридической ответственности; о представлении материалов проверки в отношении лица, замещающего должность, в президиум комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Приморском крае; о направлении результатов проверки в отношении лица, претендующего на замещение должности, в орган, уполномоченный принимать решение о назначении (избрании) лица на должность (часть 16 статьи 3 Закона Приморского края от 25 мая 2017 года N 122-КЗ).
При выявлении в результате проверки фактов несоблюдения лицом, замещающим должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены федеральными законами, Губернатор Приморского края не позднее трёх месяцев со дня представления уполномоченным органом доклада о результатах проверки обращается с заявлением: о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего должность главы местной администрации по контракту, или применении в отношении него иного дисциплинарного взыскания - в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд; о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении указанного лица иной меры ответственности - в орган, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд (часть 17 статьи 3 Закона Приморского края от 25 мая 2017 года N 122-КЗ).
На основании части 7.3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ при выявлении в результате проверки, проведённой в соответствии с частью 7.2 данной статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены, в том числе, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (часть 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, решением территориальной избирательной комиссии Хасанского района Приморского края от 21 сентября 2018 года N Зебницкая С.В. зарегистрирована избранным главой Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края.
В нарушение требований действующего законодательства о противодействии коррупции Зебницкая С.В. в срок до 1 апреля 2019 года не представила в Департамент справки о доходах и расходах в отношении себя и своего супруга - Зебницкого А.М. за отчётный период 2018 года.
Представленные позже в уполномоченный орган справки о доходах и расходах содержали недостоверные сведения о доходах Зебницкой С.В. и Зебницкого А.М. за отчётный период 2018 года.
Кроме того, 21 октября 2019 года главой Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края Зебницкой С.В. вынесены два постановления N N-СЗУ и N об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и о предварительном согласовании её супругу - ФИО8 предоставления двух земельных участков площадью 47 кв. м. и 35 кв. м. соответственно, расположенных относительно ориентира - дома (адрес ориентира: "адрес"), под размещение объектов гаражного назначения. В то же время, уведомлений о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, Зебницкой С.В. в Департамент не направлялось.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 10, 11, 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, статей 36, 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Закона Приморского края от 25 мая 2017 года N 122-КЗ, установив факты несвоевременного предоставления Зебницкой С.В. сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и своего супруга за отчётный период 2018 года, последующего предоставления таких сведений, которые содержали неполные и недостоверные данные, а также непринятия мер по недопущению и предотвращению конфликта интересов, пришли к выводу о наличии оснований для применения к избранному главе Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края Зебницкой С.В. юридической ответственности за допущенные нарушения в виде досрочного прекращения её полномочий.
Данные выводы судов мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, оценёнными в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, оснований для признания таких выводов неправильными или необоснованными у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что Зебницкой С.В. добросовестно заблуждалась относительно необходимости предоставления справки о доходах и расходах на себя и супруга в Департамент, поскольку не была знакома с соответствующими требованиями действующего законодательства; что такие справки не были своевременно предоставлены по вине уполномоченного сотрудника администрации Краскинского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края; что умысла у Зебницкой С.В. на предоставление недостоверных сведений о доходах в отношении себя и своего супруга не имелось, а имеющееся расхождение фактически полученных сумм и отражённых в справках не является существенным; что имевшийся конфликт интересов при рассмотрении заявлений Зебницкого А.М. не привёл к негативным последствиям, поскольку вынесенные постановления о предварительном согласовании предоставлений земельных участков были позже отменены; что суды не учли добросовестное исполнение Зебницкой С.В. обязанностей главы городского поселения, - не опровергают верных выводов судов первой и апелляционной инстанций, изложенных в решении и апелляционном определении, по существу они сводятся к иной субъективной оценке имеющихся в деле доказательств, которая в силу положений статей 328, 329 КАС РФ не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Ссылки в кассационной жалобе на практику областных судов по административным делам о досрочном прекращении полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, не имеют правового значения для оценки законности обжалуемых решения суда первой инстанции и апелляционного определения, поскольку позиция судов, изложенная в указанных в кассационной жалобе судебных постановлениях, сформирована в отношении иных фактических обстоятельств, не связанных с предметом настоящего спора.
Здесь же необходимо отметить, что из положений статьи 126 Конституции Российской Федерации и конкретизирующих её положений пункта 1 части 7 статьи 2, пункта 1 части 3 статьи 5 и пункта 7 части 1 статьи 7 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", части 4 статьи 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", следует, что разъяснения судам общей юрисдикции по вопросам судебной практики на основе её изучения и обобщения в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации могут быть даны только Пленумом или Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хасанского районного суда Приморского края от 13 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 26 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Зебницкой С.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.