Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Воробьевой Н.В, судей Куратова А.А, Александровой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Уссурийского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России о понуждении проведения ремонта здания хранилища
по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 21 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 07 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Куратова А.А, выслушав пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
военный прокурор Уссурийского гарнизона обратился в суд с названным иском, указав, что зданию хранилища инв. N N войсковой части N N, расположенному по адресу: г. "адрес" требуется капитальный ремонт, поскольку оно не отвечает требованиям Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Собственником данного здания является Министерство обороны РФ, которое с учётом уточнений просил обязать в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения, Правила обследования и мониторинга технического состояния", п.п. 44, 45 Руководства по коммунально - эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённому приказом Минобороны России от 30.12.2017 N 860 и приказа начальника ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России от 21.02.2018 N 35, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, провести внеплановый (внеочередной) осмотр вышеуказанного здания хранилища, в рамках которого уточнить объем работ по капитальному ремонту;
при проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания хранилища, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния";
провести капитальный ремонт вышеуказанного здания хранилища, согласно результатам внепланового (внеочередного) осмотра.
Определением от 21 января 2021 г. производство по делу в части выделения необходимых лимитов денежных средств на проведение ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России работ по капитальному ремонту объектов здания хранилища, согласно результатам проведенного внепланового (внеочередного) осмотра, прекращено, в связи с отказом истца от иска в указанной части.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 21 января 2021 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 07 июня 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации ставит вопрос об отмене судебных постановлений, не соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухин М.А. просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать по основаниям, изложенным военным прокурором в письменных возражениях.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав прокурора, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, здание хранилища войсковой части N N построено в 1985 году, инв. N N, расположено по адресу: г. "адрес" находится в собственности Российской Федерации.
Согласно акту осмотра от сентября 2019 г, утверждённому командиром войсковой части N, и акту осмотра помощника военного прокурора Уссурийского гарнизона от 26 мая 2020 г, здание хранилища находится в неудовлетворительном состоянии и требует проведения капитального ремонта.
Удовлетворяя заявленные прокурором исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив факт нахождения здания хранилища в неудовлетворительном состоянии и необходимость его капитального ремонта, указал в решении, что со стороны Минобороны России допущено незаконное бездействие, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по содержанию и капитальному ремонту объекта недвижимости, находящегося в собственности Российской Федерации, которое создает угрозу аварийных ситуаций на таком объекте, нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. ст. 12, 125, 209, 210, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", возложил на Министерство обороны России перечисленные в решении обязанности.
По мнению судебной коллегии, установленные по делу фактические обстоятельства, которые оценены нижестоящими судебными инстанциями применительно к положениям действующего законодательства, подтверждают правомерность вывода о необходимости удовлетворения требований прокурора.
Общие требования безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) установлены Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В силу части 1 статьи 36 указанного Федерального закона безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений, а также нормативным актом, регламентирующим требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений, является ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния, введенный в действие Приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 года N 1984-ст (далее - ГОСТ 31937-2011).
Пунктом 4.1 ГОСТ 31937-2011 предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга (пункта 4.3).
По правилам пункта 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 1 статьи 125 ГК РФ предусматривает, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31е мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление в пределах компетенции правомочий собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности (пункт 1, подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом").
Возложение на Министерство обороны Российской Федерации обязанности провести внеплановый (внеочередной) осмотр вышеуказанного здания хранилища, в рамках которого необходимо уточнить объем работ по капитальному ремонту; обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов; провести капитальный ремонт вышеуказанного здания хранилища, согласно результатам внепланового (внеочередного) осмотра вытекает из положений статьи 210 ГК РФ, по смыслу которой собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, участвовать в издержках по его содержанию и сохранению.
Вопреки доводам кассационной жалобы сам по себе факт передачи здания хранилища в оперативное управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не освобождает Минобороны России от обязанности осуществлять контроль за состоянием и возможностью использования данного имущества по его целевому назначению. Поскольку Минобороны России является главным распорядителем бюджетных средств, с учетом положений статей 6, 38.1, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации именно оно может осуществить планирование расходов на капитальный ремонт имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, а также довести запланированные бюджетные ассигнования до подведомственного ему бюджетного учреждения.
То обстоятельство, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не составило дефектный акт и локальный сметный расчет, а также не направило в структурные подразделения Минобороны России заявку на включение объекта в план капитального ремонта, не опровергает изложенный в обжалуемых судебных постановлениях вывод о незаконности бездействия Минобороны России, выразившегося в ненадлежащем исполнении обязанности по контролю за содержанием указанного здания хранилища в таком техническом состоянии, которое предотвратит угрозу аварийных ситуаций на таком объекте, нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц
Таким образом, при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 390 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 21 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 07 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.