Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Соловьевой О.В, судей Власенко И.Г, Хребтовой Н.Л, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Плетневой С.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационным жалобам Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 19 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 9 июля 2021 года, которыми исковые требования прокурора удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Хребтовой Н.Л, выслушав заключение прокурора, полагавшего судебные постановления законными и обоснованными и не подлежащими отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель военного прокурора Биробиджанского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России, филиалу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Восточному военному округу, жилищно-коммунальной службе N 3 указанного филиала, указывая, что прокурорской проверкой технического состояния и оборудования многоквартирного дома, расположенного в военном городке "адрес", установлена необходимость проведения капитального и текущего ремонта. По мнению прокурора, Минобороны России как собственник имущества и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России как обслуживающая организация обязаны обеспечить и провести капитальный и текущий ремонт многоквартирного дома по перечню конкретных работ, указанных в иске.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена НО - Фонд "Региональный оператор по проведению капитального ремонта многоквартирных домов Еврейской автономной области" (далее - НКО "РОКР").
Решением Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 19 февраля 2021 года иск военного прокурора удовлетворен. Признано незаконным бездействие Минобороны России в непринятии мер по проведению капитального ремонта дома в военном городке "адрес". На Минобороны России в срок до 31 декабря 2022 года возложена обязанность провести капитальный ремонт указанного дома, а именно с установкой урн в количестве 5 штук, скамеек в количестве 5 штук, бельевой площадки и беседки. На ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в срок до 31 декабря 2022 года возложена обязанность провести текущий ремонт указанного дома (по перечню конкретных работ, указанных прокурором), а при недостаточности денежных средств обязанность по их выделению на данные цели возложена на Минобороны России. В удовлетворении исковых требований к филиалу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Восточному военному округу, жилищно-коммунальной службе N 3 указанного филиала отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 9 июля 2021 года решение суда отменено в части возложения на Минобороны России обязанности по выделению финансирования при недостаточности у ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России денежных средств на проведение текущих работ. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России просит судебные постановления, состоявшиеся по делу, отменить и вынести новое решение, которым возложить обязанность по проведению капитального и текущего ремонта дома на Минобороны России, в иске к учреждению - отказать. Рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
В кассационной жалобе Минобороны России просит судебные постановления отменить и принять новое решение, которым отказать прокурору в исковых требованиях к Минобороны России, рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
Военной прокуратурой Биробиджанского гарнизона поданы возражения и дополнения к возражениям с просьбой об оставлении судебных постановлений без изменения, кассационной жалобы ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав мнение прокурора, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу Минобороны России необоснованной и отклоняет, а кассационную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая спор и возлагая обязанность по капитальному ремонту здания на Минобороны России как собственника имущества, суд первой инстанции исходил из требований закона о бремени собственника имущества по его надлежащему содержанию, а также правомочиях Минобороны России как собственника осуществлять права владения, пользования и распоряжения имуществом (статьи 210, 209 ГК РФ). Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами. Установив, что Минобороны России не выполняет обязательства по взносам на капитальный ремонт общего имущества, что подтверждено информацией НКО "РОКР" от 26 мая 2021 года N 1187, согласно которой задолженность Минобороны России по данному дому составляет 594 325 рублей 38 копеек, и это приводит к фактической невозможности капитального ремонта в рамках региональной программы из-за отсутствия финансирования, суд апелляционной инстанции отклонил доводы Минобороны России о том, что в его компетенцию капитальный ремонт домов военных городков не входит.
Суд кассационной инстанции полагает эти выводы судов правильными, отклоняет аналогичные доводы кассационной жалобы Минобороны России за необоснованностью. Ссылки в кассационной жалобе Минобороны России на то, что региональный фонд капитального ремонта вправе потребовать погашение задолженности в судебном порядке, не могут повлечь отмену судебных актов, поскольку лишь подтверждают неисполнение Минобороны России бремени собственника по надлежащему содержанию имущества, находящегося в военном городке.
Вместе с тем, выводы судов в части возложения на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязанности по проведению текущего ремонта многоквартирного дома, расположенного в военном городке, сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил, в пределах своей компетенции осуществляет Министерство обороны РФ (пункт 71 Положения о Министерстве обороны РФ, утверждено Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082).
Принимая решение о возложении обязанности по проведению текущего ремонта дома на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из содержания Устава учреждения от 3 марта 2017 года, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 607, из которого следует, что учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества обеспечивает содержание (эксплуатацию), а значит, по мнению судов, проведение текущего ремонта. Поскольку перечисленные в пункте 14 Устава виды деятельности могут быть отнесены к работам по текущему ремонту, то, как указал суд апелляционной инстанции, их выполнение учреждением не должно вызывать затруднений.
Между тем, материалами дела не подтверждено и судами не установлено, что спорный многоквартирный дом находится на праве оперативного управления у ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Не дает правовых оснований для возложения на учреждение текущего ремонта многоквартирного дома военного городка и буквальное содержание пунктов 13 и 14 Устава учреждения, так как прямо такой обязанности учреждения не предусматривает.
Суд апелляционной инстанции не учел, что закрепленное в Уставе право ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на такие виды деятельности как проведение текущего и капитального ремонта не обязывает его на осуществление ремонта в отношении любого имущества Минобороны России.
Такая обязанность может быть установлена для бюджетного учреждения в отношении имущества, принадлежащего ему на вещном праве (праве оперативного управления - пункт 1 статьи 123.121 Гражданского кодекса РФ), либо в силу обязательства, возникающего на основании государственного задания (пункт 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"), или на основании договора (контракта) (пункт 4 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
В материалах дела представлена копия договора от 26 сентября 2017 года N 3-УЖФ/ВВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ, который, по утверждению сторон спора, является юридическим основанием для осуществления хозяйственной деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в отношении спорного жилого дома.
Данный договор на предмет принятия учреждением обязательств по текущему ремонту названного дома судом апелляционной инстанции не исследовался.
Наличие государственного задания для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в рамках которого учреждению поручено проведение текущего ремонта дома по спорному адресу, судом апелляционной инстанции не устанавливалось.
Согласно пункту 6 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 860, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России отнесено к коммунально-эксплуатационным органам (организациям).
В соответствии с пунктом 13 Руководства ФГБУ "ЦЖКУ" предназначено для исполнения и контроля за исполнением контрактов, а также организации и исполнения поставки коммунально-эксплуатационного обеспечения на материально-техническую базу Вооруженных Сил за счет и в пределах субсидий из федерального бюджета, выделяемых: на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ); на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.
Филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" несут ответственность за: обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре; взаимодействие с органами местного самоуправления; принятие решений при участии в комиссии по приемке законченных строительством объектов (пункт 14 Руководства).
Общее руководство коммунально-эксплуатационным обеспечением возложено на Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ДЭС) (пункт 7 Руководства).
Пунктами 55-61 Руководства предусмотрено, что текущий ремонт казарменно-жилищного фонда производится с учетом разработанной сметно-технической документации на текущий ремонт; утвержденный командующим войсками военного округа план текущего ремонта в течение одного дня направляется в ДЭС; план текущего ремонта за все Вооруженные Силы формирует ДЭС с последующим утверждением заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающим за организацию материально-технического обеспечения войск (сил), в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на данные работы в текущем году.
Приведенные правила организации текущего ремонта имущества Вооруженных Сил, установленные собственником такого имущества, судом апелляционной инстанции учтены не были. Также не проверено, относятся ли работы по замене труб отопления, водоснабжения и канализации дома к работам по текущему ремонту.
Поскольку фактические и правовые основания возникновения у ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязанности по проведению текущего ремонта жилого дома судом не установлены, дело подлежит направлению на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 9 июля 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам суда Еврейской автономной области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.