Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III.
Взаимодействие по вопросам защиты прав
и свобод человека с органами власти
3.1. Взаимодействие с органами государственной власти
В целях выполнения своих функциональных задач и обязанностей, действуя в интересах заявителей по защите и обеспечению соблюдения и уважения их прав, свобод и законных интересов, Уполномоченный в своей деятельности осуществляет непосредственное взаимодействие с органами государственной власти Республики Адыгея, с органами местного самоуправления и общественными организациями, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти на территории Республики Адыгея.
В пределах своих компетенций и полномочий Уполномоченный взаимодействует с Главой Республики Адыгея А.К. Тхакушиновым. Во время рабочих встреч Уполномоченного с Главой Республики Адыгея рассматриваются наиболее значимые и требующие скорейшего решения вопросы по обеспечению и восстановлению нарушенных прав граждан на территории Республики Адыгея. Такая форма непосредственного взаимодействия Уполномоченного с Главой Республики Адыгея, зачастую, позволяет наиболее оперативно и эффективно разрешать возникшие вопросы.
В истекшем году Уполномоченный также информировал Главу Республики Адыгея о целом ряде проблем, выявленных в ходе изучения и анализа жалоб и заявлений граждан и требующих особого внимания в деятельности государственных и муниципальных органов, а также сведений о количестве и тематике обращений граждан к Уполномоченному в отчетном году.
Так, в адрес Главы Республики Адыгея Уполномоченным направлялась информация по обращениям ряда граждан с жалобами на неправомерное взимание с них завышенной платы за жилищно-коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды, размер которой устанавливается в республике приказами Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея.
Соответствующее Заключение о нарушении прав граждан было направлено Уполномоченным в адрес начальника Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея и в прокуратуру Республики Адыгея. В результате нормативы на общедомовые нужды были пересмотрены в сторону их снижения, а по водоотведению и вовсе отменены как экономически необоснованные.
Еще одним поводом для обращения Уполномоченного к Главе Республики Адыгея послужило повсеместное сокращение минимальных расстояний от детских, образовательных организаций, объектов спорта (то есть организаций и объектов, наиболее посещаемых детьми и молодежью) до торговых объектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на территории муниципальных образований Республики Адыгея.
Проведенный анализ практики определения органами местного самоуправления республики границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, показал, что в большинстве муниципальных образований минимальное значение расстояния до торговых объектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, не превышает 50 метров, в некоторых городских и сельских поселениях разрешается розничная продажа алкогольной продукции в 25-30 метрах от образовательных, медицинских организаций, объектов спорта.
Иными словами, розничная торговля алкогольной продукцией осуществляется вблизи школ, лицеев, училищ, школ-интернатов, спортивных организаций на глазах у детей и молодежи. Решениями органов местного самоуправления искажена суть федерального закона, направленного на ограничение потребления (распития) алкогольной продукции.
Учитывая данные Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея о значительном количестве подростков, потребляющих алкогольную продукцию, Уполномоченный предложил воспользоваться правом, предоставленным субъекту Российской Федерации, устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции и установить минимально возможное значение расстояния от детских, образовательных организаций, объектов спорта до торговых объектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, не менее 100 метров во всех муниципальных образованиях Республики Адыгея.
Такие меры приняты на территории Тахтамукайского района, в некоторых сельских поселениях Майкопского района, муниципальных образованиях Краснодарского края.
Учитывая важность этой проблемы, 3 июля 2013 года на заседании Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений в Республике Адыгея был рассмотрен вопрос "О пресечении фактов незаконной торговли алкогольной продукцией и реализации на территории Республики Адыгея Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". По результатам рассмотрения вопроса органам исполнительной власти Республики Адыгея даны поручения о проведении мероприятий, направленных на профилактику здорового образа жизни, ограничения доступа несовершеннолетних к объектам торговли, продающих спиртные напитки и табачную продукцию.
На сессии Государственного Совета - Хасэ 24 июля 2013 года принят Закон Республики Адыгея "О регулировании отдельных вопросов в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", который позволит реализовать положения федерального законодательства, способствующие предотвращению распространения алкогольной зависимости среди населения республики и направленные на защиту нравственности детей.
Уполномоченный является также участником и членом постоянно действующего Координационного совещания по обеспечению правопорядка в Республике Адыгея, принимает участие в совместных заседаниях координационного совещания и Совета безопасности при Главе Республики Адыгея, при необходимости и в пределах своей компетенции Уполномоченный вносит свои замечания и предложения по проектам решений и проектам планов действий координационного совещания, выражает свое мнение по концепциям законопроектов, непосредственно затрагивающих деятельность Уполномоченного.
В частности, одной из проблем, на которую Уполномоченный обращал внимание участников совместного заседания Координационного совещания и Совета безопасности при Главе Республики Адыгея, явилась сложившаяся в г. Майкопе ситуация, в которой управляющие компании стали отказываться от подписания договоров по управлению многоквартирными домами и настойчиво предлагать собственникам жилья перейти на непосредственное управление домами. Эта деятельность управляющих компаний ведется без должной подготовки и разъяснения жителям плюсов и минусов этого перехода.
Уполномоченный предложил оперативно проанализировать сложившуюся ситуацию по массовому переводу многоквартирных домов на непосредственное управление и принять срочные меры по пресечению подобной практики для того, чтобы обеспечить право граждан самостоятельно выбирать способ управления многоквартирными домами.
На одном из заседаний Координационного совещания Уполномоченный поднял проблему, актуальность которой проявилась при рассмотрении обращений граждан. Это бытовые семейные конфликты, жертвами которых становятся пожилые люди. Не единичны случаи, когда их, в том числе ветеранов войны, улучшивших за счет государства жилищные условия, родные дети выживают из квартир.
Пожилой человек может, сам того не зная, подписать доверенность или иной документ, после чего теряет жилье. Подобный случай произошел в пос. Каменномостском Майкопского района, где вдова участника войны Б. подписала доверенность своей внучке, которая, воспользовавшись тем, что бабушке 92 года, на выделенную государством субсидию на жилье приобрела на свое имя благоустроенную квартиру, затем продала ее третьему лицу. Вдова участника войны Б. осталась без жилья, вынуждена проживать в доме без удобств. Ни полиция, ни прокуратура Майкопского района не могут найти правовых оснований для защиты жилищных прав пожилого человека.
Нередки случаи, когда родственники создают пожилым людям невыносимые условия проживания с тем, чтобы они освободили для них жилье. Кроме словесных оскорблений, прибегают к физическому насилию. Обращения в правоохранительные органы в таком случае обычно пользы не приносят. Как правило, отсутствуют свидетели жестокого обращения с пожилым человеком, на теле пострадавшего нет явных следов насилия. Бывает, что пожилым людям препятствуют в приготовлении пищи, морят голодом. Участковые уполномоченные полиции, отобрав объяснения у потерпевшего и родственников, отказывают в возбуждении уголовного дела. Прокурорские работники мер не принимают, объясняя тем, что в соответствии с Положением о прокуратуре Российской Федерации в семейные конфликты не вмешиваются. И остаются пожилые люди один на один с семейными хулиганами.
Подобный случай произошел с ветеранами педагогического труда - сестрами Т., проживающими в г. Майкопе. Родственники пожилых людей систематически издевались над ними, один из них нанес побои 75-летней женщине. Дважды собаки, принадлежащие родственникам, кусали ветеранов. Их не допускали на кухню, ветераны голодали. О позиции руководства Отдела МВД России по г. Майкопу и прокуратуры г. Майкопа подробно написано в разделе настоящего Доклада - "Право на эффективную государственную защиту".
Уполномоченный призвал руководителей правоохранительных органов обратить внимание на недопустимость подобной ситуации. Участники Координационного совещания, председатель Верховного суда Республики Адыгея и прокурор Республики Адыгея поддержали позицию Уполномоченного. Они отметили, что справедливость в этом случае может быть восстановлена в судебном порядке, но для этого необходимо ответственное отношение к должностным обязанностям, в том числе со стороны работников правоохранительных органов и муниципальных служб.
В ежегодном Докладе Уполномоченного за 2012 год отмечалась проблема обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе обращалось внимание органов государственной власти на отсутствие в республике порядка осуществления государственных полномочий по предоставлению единовременной денежной выплаты на ремонт жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Уполномоченным было рекомендовано Кабинету Министров Республики Адыгея принять соответствующий нормативно-правовой акт в этой сфере.
Премьер-министром Республики Адыгея М.К. Кумпиловым было поручено разработать проекты соответствующих постановлений Кабинета Министров Республики Адыгея, направленные на реализацию требований федерального законодательства в сфере обеспечения детей-сирот жилыми помещениями в натуральной форме и предоставления единовременной денежной выплаты на ремонт жилых помещений. Такие акты были приняты Кабинетом Министров Республики Адыгея в короткие сроки.
Еще одним направлением приложения усилий Уполномоченного стало его обращение к Председателю Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея В.И. Нарожному о рассмотрении возможности обращения Государственного Совета - Хасэ РА к Президенту РФ В.В. Путину, Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву, в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания РФ с просьбой инициировать действие федеральной целевой программы по вопросу предоставления нуждающимся многодетным семьям социальных выплат на строительство жилых домов на выделенных им земельных участках.
Несмотря на принимаемые государством меры, в нашей стране все еще остается недостаточным уровень обеспечения многодетных семей благоустроенным жильем. Так в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Адыгея, депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления продолжают поступать обращения многодетных граждан, в которых они обращают внимание на то, что предоставление им земельных участков под строительство жилья остается для большинства лишь полумерой. Значительная часть многодетных семей обладает невысокими доходами и без государственной социальной поддержки не в состоянии осуществить строительство жилого дома на выделенном участке. Выход из сложившейся ситуации они видят в государственном решении о предоставлении нуждающимся многодетным семьям денежных социальных выплат на определенных федеральным законодательством условиях, на строительство жилого дома на выделенном для этого участке.
Депутатами Государственного Совета - Хасэ РА была поддержана инициатива Уполномоченного и направлено соответствующее обращение в адрес Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания РФ по вопросу инициации принятия и действия федеральной целевой программы по вопросу предоставления нуждающимся многодетным семьям социальных выплат на строительство жилых домов на выделенных им земельных участках. Предложение Уполномоченного и депутатов Государственного Совета - Хасэ РА находится в стадии рассмотрения адресатами.
В истекшем году Уполномоченный стал инициатором и совместно в депутатами Государственного Совета - Хасэ РА принимал участие в работе по подготовке законопроекта Закона РА о внесении изменений в Закон РА "О реализации права граждан, имеющих трех и более детей, на бесплатное предоставление в собственность земельных участков". Изменения в указанный Закон РА были внесены в части включения в состав многодетной семьи тех детей, которые уже достигли 18-летнего возраста и проходят обучение в общеобразовательных учреждениях или проходят срочную военную службу, что позволило распространить эту меру социальной поддержки многодетных семей и на такие семьи.
В рамках осуществления взаимодействия с территориальными федеральными органами власти на территории Республики Адыгея и в целях более эффективного и оперативного решения возложенных на него задач Уполномоченный организует свою деятельность на основе взаимодействия и сотрудничества с их руководителями.
Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве (далее - Соглашения) заключены с Прокуратурой РА, Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Адыгея, Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Адыгея, Управлением Министерства юстиции России по Республике Адыгея, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея, с Министерством внутренних дел по Республике Адыгея.
На основании Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и заключенных Соглашений, в ходе рассмотрения обращений за 2013 год Уполномоченным были направлены заключения, ходатайства и запросы:
- в органы прокуратуры Республики Адыгея - 48;
- в Управление следственного комитета - 4;
- в органы внутренних дел Республики Адыгея - 44;
- в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Адыгея - 11;
- Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике - 8;
- органы Военного управления - 12;
- в центральные аппараты прокуратуры, Министерства внутренних дел Российской Федерации - 12.
По всем из них федеральными структурами проводились собственные проверки, по результатам которых даны ответы Уполномоченному.
Всего за 2013 год в различные государственные органы было направлено 376 заключений, запросов и ходатайств Уполномоченного.
Уполномоченный также входит в состав Общественных консультативных советов при Отделе Федеральной миграционной службы РФ по РА, Следственном управлении Следственного комитета РФ по РА, Управлении Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея; введен в состав Коллегии Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея.
Кроме того, Уполномоченный является членом и постоянным участником заседаний координационного совета в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея, входит в состав аттестационной комиссии МВД по РА, принимает участие в заседаниях коллегий прокуратуры РА и Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея.
Уполномоченный выступил на семинаре-совещании прокурорских работников республики в прокуратуре Республики Адыгея по теме "Институт уполномоченного по правам человека как фактор противодействия коррупции". В своем выступлении Уполномоченным были затронуты выявленные в результате рассмотрения жалоб граждан некоторые аспекты образования признаков преступлений коррупционной направленности в действиях должностных лиц.
Особое внимание работников прокуратуры было обращено на проявления коррупционной направленности в жилищно-коммунальной сфере, чему напрямую способствуют такие факторы, как возможность некачественного проведения ремонта многоквартирного дома уполномоченной организацией, завышение стоимости работ либо стоимости устанавливаемых приборов учета коммунальных ресурсов по сравнению с плановыми затратами, выполнение ремонтных работ на основании смет, не утвержденных собственниками на общем собрании, взимание платы за услугу, которая не оказывается, либо двойное взимание за одну и ту же услугу, взимание платы за техническое обслуживание оборудования, которого в реальности не осуществляется. К этой же схеме можно отнести и необоснованное завышение размеров платы за содержание многоквартирных жилых домов управляющими компаниями, что позволяет должностному лицу впоследствии распорядиться сэкономленными денежными средствами по своему усмотрению.
В отчетном году более эффективным стало взаимодействие Уполномоченного с Прокуратурой Республики Адыгея, прокурорами городов и районов Республики Адыгея.
Во исполнение Соглашения о формах взаимодействия прокуратуры Республики Адыгея и Уполномоченного по правам человека в Республике Адыгея по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина в адрес прокурора Республики Адыгея и прокуратур районов и городов республики Уполномоченным направлялась информация по многочисленным обращениям граждан с целью организации проведения дополнительных проверок по обстоятельствам, указанным гражданами в своих обращениях по вопросам нарушения законодательства в сфере ЖКХ, жилищного законодательства, права граждан на благоприятную окружающую среду и другим вопросам.
Жалобы почти на все эти нарушения являлись объектом анализа и включались составной частью в ежегодные Доклады Уполномоченного по правам человека в Республике Адыгея. В Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея выводы Уполномоченного по правам человека в Республике Адыгея, изложенные в Докладе, обсуждаются на заседаниях комитетов. В МВД по Республике Адыгея по каждому факту нарушения прав граждан работниками полиции проводится проверка. В УФССП России по Республике Адыгея факты, касающиеся нарушения прав граждан судебными приставами, также становятся предметом рассмотрения у начальника Управления.
В рамках взаимодействия с федеральными органами государственной власти, работниками аппарата Уполномоченного, в целях более эффективного взаимодействия по защите прав граждан, а также оперативного рассмотрения обращений граждан, была продолжена практика участия в выездных приемах граждан совместно с руководителями Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Адыгея по согласованному графику. Все обращения граждан, адресованные Уполномоченному, были рассмотрены в установленном законом порядке.
В истекшем году Уполномоченный осуществлял информационное взаимодействие с Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области по вопросу совершенствования форм и методов общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.
На период проведения призывной кампании при Уполномоченном продолжена работа "Горячей линии" для призывников и их родителей. Телефон "Горячей линии" 52-35-92.
В 2014 году работа по налаживанию действенного, эффективного и продуктивного взаимодействия Уполномоченного с органами государственной власти Республики Адыгея и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти будет продолжена.
3.2. Взаимодействие с органами местного самоуправления
В 2013 году Уполномоченный продолжил активно взаимодействовать с главами муниципальных районов и городских округов по целому ряду социально значимых и остро стоящих проблем и вопросов.
Уполномоченным была продолжена практика проведения личных выездных приемов граждан, как правило, главами муниципалитетов оказывается необходимое организационное содействие приемам граждан по личным вопросам, через местные средства массовой информации проводится заблаговременное информирование граждан.
Кроме районных центров, Уполномоченный проводил приемы граждан в сельских поселениях. В частности, в истекшем году Уполномоченный проводил личные приемы в Белосельском сельском поселении и Еленовском сельском поселении.
По всем обращениям граждан Уполномоченным приняты меры в пределах его полномочий, в интересах граждан направлены письма в адрес тех государственных и муниципальных органов, в компетенцию которых входило их разрешение, даны ответы и разъяснения по сути поставленных вопросов.
Во всех случаях, когда в действиях должностных лиц органов местного самоуправления Уполномоченным усматривались нарушения прав и свобод граждан, в адрес глав администраций муниципальных образований направлялись соответствующие заключения Уполномоченного, содержащие рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав граждан.
Примером восстановления прав граждан в результате взаимодействия Уполномоченного с органами местного самоуправления может служить положительное разрешение вопроса по обращению гражданки Ш. (N 74), которая, являясь многодетной матерью, на средства материнского капитала приобрела дом, но, находясь в трудной жизненной ситуации, не смогла окончательно расплатиться за него. Просила оказать содействие в погашении долга.
В интересах заявителя Уполномоченный обратился к главе муниципального образования "Красногвардейский район" с просьбой оказать Ш. адресную социальную помощь за счет средств муниципального бюджета. Из резервного фонда администрации муниципального образования была незамедлительно оказана разовая адресная социальная помощь многодетной матери и выделена необходимая для погашения долга сумма.
Еще одним положительным примером параллельного взаимодействия Уполномоченного с представительным органом муниципального образования и главой администрации муниципального образования стало разрешение обращения гражданина Х. (N 19). Заявитель просил оказать содействие по вопросу принятия мер для обеспечения инвалидам по зрению беспрепятственного и удобного доступа к существующим объектам социальной инфраструктуры города Майкопа в местах их компактного проживания.
Разрешение вопроса о выделении необходимых денежных средств на обеспечение беспрепятственного и удобного доступа инвалидов по зрению к существующим объектам социальной инфраструктуры было встречено с пониманием как у главы администрации города, так и у председателя Совета народных депутатов. Были выделены средства и проведен ремонт асфальтно-бетонного покрытия, определено финансирование на ремонт пешеходных ограждений, устройство металлического ориентира на тротуаре и нанесение дорожной разметки.
В истекшем году Уполномоченный был вынужден повторно вернуться к теме нарушений порядка выдачи справок о составе семьи, выписок из домовой (поквартирной) книги, допускаемых ответственными должностными лицами КТОСов при выдаче справок.
По данному вопросу Уполномоченный принял участие в рабочем совещании с участием главы администрации муниципального образования "Город Майкоп", председателя Совета народных депутатов, председателей Комитетов территориального общественного самоуправления г. Майкопа. На совещании выработаны единые подходы по предоставлению гражданам услуг по выдаче соответствующих справок в Комитетах территориального общественного самоуправления г. Майкопа.
В 2013 году увеличилось количество жалоб граждан на органы местного самоуправления, которые не принимают меры по обеспечению малоимущих граждан социальным жильем.
Анализ ситуации показал, что органы местного самоуправления отстранились от решения вопросов, связанных с жилищным строительством, обеспечением нуждающихся малоимущих граждан жилыми помещениями по договорам социального найма. Муниципальные программы по решению данных вопросов не принимаются.
Малоимущие граждане остаются не обеспеченными жилыми помещениями. Исполнительно-распорядительные и представительные органы муниципальных образований при формировании местных бюджетов не предусматривают финансирование расходных обязательств муниципалитетов по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями, соответствующие статьи расходов в местных бюджетах отсутствуют из года в год.
С 2005 года практически во всех муниципалитетах не выделено ни одной квартиры малоимущим гражданам по договору социального найма. Нарушения жилищных прав граждан, гарантированных статьей 40 Конституции РФ, приобрели массовый характер.
Уполномоченный ранее обращался в Прокуратуру Республики Адыгея с просьбой проверить законность бездействия органов местного самоуправления по исполнению возложенных на них Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочий по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями.
По информации Прокуратуры Республики Адыгея, в адрес глав муниципальных образований были внесены представления об устранении указанных нарушений закона.
Однако ни в одном муниципальном образовании республики в местных бюджетах на 2013 год не были запланированы средства на строительство или приобретение социального жилья, нарушение жилищных прав малоимущих граждан продолжается.
В прошедшем году было сдвинуто с "мертвой" точки решение проблемы обеспечения малоимущих граждан жилыми помещениями. В муниципальном образовании "Город Майкоп" была принята муниципальная программа "Обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями по договорам социального найма в муниципальном образовании "Город Майкоп", основной целью которой явилось обеспечение малоимущих граждан, принятых на учет и признанных органами местного самоуправления нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, проживающих в муниципальном образовании "Город Майкоп", жилыми помещениями по договорам социального найма. Уполномоченный выражает надежду, что в текущем году этому положительному примеру последуют и остальные муниципальные образования республики.
В связи с чем Уполномоченный просил прокурора Республики Адыгея продолжить практику обращения прокуроров в суды республики с исковыми заявлениями в защиту прав неопределенного круга малоимущих граждан о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления и понуждения их к исполнению возложенных на них полномочий по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями.
Конструктивность диалога и положительность динамики развития практики взаимодействия Уполномоченного с органами государственной власти Республики Адыгея, органами местного самоуправления и территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти дает повод оптимистично оценивать перспективность такого взаимодействия в части его эффективности и оперативности в деле защиты и восстановления прав граждан.
В то же самое время Уполномоченный надеется, что его рекомендации, направленные в адрес его оппонентов по взаимодействию, в текущем году будут приняты к сведению и начнут претворяться в жизнь, реалии которой наглядно показывают, что прямое нежелание, а порою и игнорирование выполнения своих законодательно установленных, прямых и непосредственных социальных функций и обязательств ведут к падению авторитета таких властных структур у населения, нарастанию социальной напряженности в обществе, побуждают граждан использовать для защиты своих прав все законно возможные способы и меры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.