Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Дороднов Г.И., рассмотрев жалобу Лебедева С.В. на вступившие в законную силу, решение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 23 сентября 2020 года, решение судьи Московского городского суда от 16 ноября 2020года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 3.18.1 Закона города Москвы от 21 ноября 2007года N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях, в отношении Лебедева С.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением инспектора (контролера) 3 отдела КПП ММ и ММТ от 14 июля 2020года, Лебедев С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 3.18.1 Закона города Москвы от 21 ноября 2007года N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 23 сентября 2020 года, постановление инспектора (контролера) 3 отдела КПП ММ и ММТ от 14 июля 2020года, изменено, действия Лебедева С.В. переквалифицированы на часть 2 статьи 3.18.1 Закона города Москвы от 21 ноября 2007года N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 16 ноября 2020года, постановление инспектора (контролера) 3 отдела КПП ММ и ММТ от 14 июля 2020года, решение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 23 сентября 2020 года оставлены без изменения.
Лебедев С.В. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой выражает несогласие с судебными актами и просит их отменить за незаконностью.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 3.18.1 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, с использованием транспортного средства -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании пп. "а.2" п. "а" ст. 10 того же Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417, в соответствии с пп. "б" п. 3, пп. "в", "г" п. 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно пп. "б" ч. 6 ст. 4.1, пп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 02 апреля 2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" определено, что высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Указ Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), и на основании пункта 1 которого, на территории города Москвы введен режим повышенной готовности.
Также пунктом 9.4 того же Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ (в редакции Указа от 07 мая 2020 года N 55-УМ) с 12 мая 2020 года на граждан возложена обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу; с 25 мая 2020 года использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели); с 01 июня 2020 года использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в иных случаях покидания места проживания (пребывания), в том числе, в целях прогулки и занятий физической культурой и спортом в соответствии с Приложением N 8 к настоящему Указу, а в случае посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них) дополнительно использовать средства индивидуальной защиты рук (перчатки) (в редакции Указа Мэра Москвы от 22 июня 2020 года).
При этом, в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане и организации были оперативно и достоверно информированы органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления через средства массовой информации, и по иным каналам о необходимости соблюдения режима повышенной готовности, о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 14 июля 2020 года в 13 часов 15 минут по адресу: г. Москва ул. Воздвиженка, д.11, станция метро "Арбатская" на Арбатско-Покровской линии Лебедев С.В, в нарушение требований пункта 9.4 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности", осуществил передвижение в Московском метрополитене без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски), что не содержит уголовно наказуемого деяния.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Лебедева С.В. постановлением инспектора (контролера) 3 отдела УКППММ и ММТС ГКУ "Организатор перевозок" от 14 июля 2020года к административной ответственности, за правонарушение предусмотренного частью 4 статьи 3.18.1 Закона города Москвы от 21 ноября 2007года N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 23 сентября 2020 года, постановление инспектора (контролера) 3 отдела КПП ММ и ММТ от 14 июля 2020года, изменено, действия Лебедева С.В. переквалифицированы на часть 2 статьи 3.18.1 Закона города Москвы от 21 ноября 2007года N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 16 ноября 2020года, постановление инспектора (контролера) 3 отдела КПП ММ и ММТ от 14 июля 2020года, решение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 23 сентября 2020 года оставлены без изменения.
Однако состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя ввиду следующего.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело (часть 1 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения (часть 2 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу пункта 6 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.
В определении Конституционного Суда РФ от 19.12.2019 N 3536-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Казанцева Владимира Вячеславовича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что в силу статьи 24.4 названного Кодекса любое ходатайство, заявляемое участником производства по делу об административном правонарушении, подлежит обязательному немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
Из материалов настоящего дела об административном правонарушении усматривается, что в ходе производства по делу Лебедевым С.В. было заявлено письменные ходатайства о вызове для дачи объяснений по настоящему делу инспектора (контролера) 3 отдела КПП ММ и ММТ ФИО8, лица вынесшего постановление N от 14 июля 2020года в отношении Лебедева С.В.(л.д. 9).
Между тем 23 сентября 2020года судья Пресненского районного суда г. Москвы рассмотрела настоящее дело по существу, однако заявленное ходатайство правовой оценки не получило. Более того из имеющегося в материалах дела определения судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 19 августа 2020года следует, что в судебное заседание вызывался лишь заявитель (л.д.22).
Таким образом, в нарушение требований пункта 6 части 1 статьи 29.7 и статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья Пресненского районного суда г. Москвы не рассмотрела письменное ходатайство заявленное Лебедевым С.В.
С учетом вышеизложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судьей Пресненского районного суда г. Москвы не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Вышестоящая инстанция на указанные нарушения внимания не обратила.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 23 сентября 2020 года, решение судьи Московского городского суда от 16 ноября 2020года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 3.18.1 Закона города Москвы от 21 ноября 2007года N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях, в отношении Лебедева С.В, подлежат отмене с направлением дела судье Пресненского районного суда г. Москвы на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 23 сентября 2020 года, решение судьи Московского городского суда от 16 ноября 2020года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 3.18.1 Закона города Москвы от 21 ноября 2007года N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях, в отношении Лебедева С.В, отменить.
Дело возвратить судье Пресненского районного суда г. Москвы на новое рассмотрение.
Судья Второго кассационного
Суда общей юрисдикции Г.И. Дороднов
Копия верна:
СУДЬЯ-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.