Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава I.
Статистика обращений граждан
к Уполномоченному по правам человека
в Республике Адыгея
В 2011 году к Уполномоченному поступило 1229 единиц входящей корреспонденции, содержащей индивидуальные и коллективные жалобы на нарушение прав и свобод, просьбы оказать помощь в решении важных для заявителя проблем, сообщения и обращения по правозащитной тематике, предложения о взаимодействии с общественными организациями и политическими партиями. Решения по всем поступившим документам выносились в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Законом Республики Адыгея от 13 февраля 2008 г. N 148 "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Адыгея".
В соответствии с вышеупомянутыми законами Уполномоченный не рассматривал и никак не реагировал на поступившие к нему политические заявления и отклонял предложения о взаимодействии с политическими партиями и организациями, разъясняя авторам обращений, что Уполномоченный вправе рассматривать обращения граждан по вопросам входящим в его компетенцию.
В отчетном году к Уполномоченному за короткий промежуток времени - в течение 3-х месяцев - поступило около 3-х десятков типовых обращений верующих ряда религиозных организаций.
Обращения были написаны путем заполнения готовых бланков, в которые вписывались фамилии и инициалы заявителя и содержали не информацию о конкретных нарушениях прав и свобод человека, а заявление протеста против различных аспектов деятельности государственных органов. Большая часть заявлений содержала требование об отмене введения федеральным законом универсальной электронной карты.
После направления Уполномоченным аргументированных ответов на сайт религиозной организации - организатора кампании - поступление подобных заявлений от граждан прекратилось.
В 2011 году в адрес Уполномоченного поступило 713 обращений граждан о нарушениях их прав и свобод (на 5,9% меньше, чем в 2010 году). В течение года Уполномоченным и сотрудниками его аппарата было принято 487 граждан по вопросам защиты их прав. Лично Уполномоченным принято 252 гражданина. Из общего количества обращений 254 обращения являются жалобами, что составляет 35 процентов от всех обращений, поступивших в аппарат Уполномоченного. Остальные обращения - это заявления, предложения, ходатайства о даче разъяснений и оказании правовой и другой помощи и т.п. Все поступившие обращения рассматривались на предмет их приемлемости, а затем по существу.
Чаще всего к Уполномоченному обращались за правовой защитой женщины, от них поступило 413 обращений, что составляет 58% от общего числа всех поступивших обращений.
Большая часть нуждающихся в правовой защите - это социально незащищенные слои населения: пенсионеры, ветераны и инвалиды - их обращения составляют около 54% от всех поступивших обращений граждан. По сравнению с 2010 годом число обратившихся этих категорий граждан возросло на 7%. От опекунов и сирот, несовершеннолетних детей и их представителей, в том числе многодетных семей, поступило 66 обращений (9,3%); от граждан, пострадавших от паводка - 37 (5,2%); от лиц, находящихся в местах принудительного содержания, и их родственников - 47 (6,6%); от военнослужащих и членов их семей - 26 (3,6%) и иных категорий - 21%. Распределение обращений по социальным категориям представлены на диаграмме N 1.
Диаграмма 1. Распределение обращений по социальным категориям
Распределение жалоб по группам прав и свобод в целом сопоставимо с предыдущим годом. Наибольшее количество жалоб - 57,8% от их общего количества - было посвящено нарушению социальных прав граждан. В данной группе каждая пятая жалоба связана с нарушением жилищного законодательства и жилищно-коммунальными проблемами (20%). На 4% выросло количество обращений, связанных с нарушением прав граждан на социальное обеспечение, меры социальной поддержки и социальных гарантий и составило 15,8%. На 6% возросло количество обращений, связанных с нарушением права на защиту семьи, материнства и детства - 10,2%. На 2,6% уменьшилось количество обращений, связанных с нарушением трудовых прав - 5,8%; на 2,5% снизилось количество обращений, связанных с нарушением права на благоприятную окружающую среду - 3,2%. Практически без изменений осталось количество нарушений права на охрану здоровья и медицинскую помощь - 2,7%.
Каждая пятая жалоба (19,5%) касается нарушений экономических прав, большую часть из которых составляют обращения по вопросам землепользования.
Незначительно снизилось (с 16,35% до 13,5%) количество обращений на нарушение гражданских (личных) прав и свобод, большую часть из которых составляют жалобы и заявления по поводу нарушения права на справедливое судебное разбирательство (5,3% от общего числа обращений). Обращения по вопросам приобретения гражданства, выдачи паспортов и регистрации составили 4,2%, нарушения права на свободу и личную неприкосновенность отражены в 2% обращений, нарушения прав на достоинство личности составили 1,1%.
Практически остается на прежнем уровне - 6% - количество обращений связанных с нарушениями политических прав, а именно права на обращение и его своевременное рассмотрение. Количество обращений, связанных с нарушением права на образование составило 3%. Структура обращений граждан по категориям нарушенных прав представлена на диаграмме N 2.
Диаграмма 2. Распределение обращений по категориям нарушенных прав
Из общего числа письменных обращений 2% составляют коллективные обращения, которые связаны с нарушением трудовых, земельных и жилищных прав граждан, число заявителей по ним от двух до нескольких десятков граждан.
Более половины жалоб поступило на неправомерные действия федеральных органов власти. Данные по федеральным органам свидетельствуют о том, что наибольшее количество обращений поступает на решения судов и правоохранительных органов (полиция и служба судебных приставов). Каждая четвертая жалоба подана на действия органов местного самоуправления (71 жалоба - 28%). Каждая восьмая - на действия государственных органов республики (30 - 12%).
Абсолютное большинство обращений поступило от граждан города Майкопа - 473.
География остальных жалоб следующая:
Город Адыгейск - 7
Гиагинский район - 45,
Кошехабльский район - 24,
Красногвардейский район - 19,
Майкопский район - 68,
Тахтамукайский район - 26,
Теучежский район - 1,
Шовгеновский район - 9,
Другие субъекты РФ - 15, из них Краснодарский край - 11, Ленинградская область - 2, Курская область - 1, Волгоградская область - 1.
Диаграмма 3. Количество обращений в разрезе территорий
Анализ рассмотренных обращений показывает, что большинство проблем возникает из-за незнания гражданами своих прав и обязанностей, правовых основ, положений действующего законодательства, реализуемых федеральных и региональных программ. При этом следует отметить, что, обращаясь в компетентные по существу вопроса органы, граждане зачастую сталкиваются с формальным подходом к решению их проблем, получают отписки, жалуются на волокиту. В таких случаях обращение к Уполномоченному помогает людям добиться желаемого результата.
Ни одно обращение не осталось без внимания. По каждому из них проведена кропотливая работа, осуществлялись выездные проверки Уполномоченным и сотрудниками его аппарата, направлялись запросы в компетентные органы, всем обратившимся гражданам давались квалифицированные консультации и разъяснения. В отчетном году из аппарата Уполномоченного направлено 1487 единиц исходящей корреспонденции, содержащей документы по рассмотрению обращений граждан. В результате работы с жалобами и обращениями граждан 51% из них решены положительно.
<< Назад |
Глава II. >> Содействие в восстановлении нарушенных прав и свобод человека и гражданина |
|
Содержание Доклад "О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Адыгея в 2011 году" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.