Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III.
Обеспечение гарантий государственной защиты прав
и законных интересов ребенка
Согласно Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В Республике Адыгея семья традиционно признается одним из главных объектов региональной социальной политики. В период серьезного демографического кризиса решение задач комплексной социальной поддержки семей с детьми, совершенствование системы защиты прав детей является необходимым условием для обеспечения сохранения и развития региона.
В Республике Адыгея, как и в России в целом, в последние годы достигнуты неплохие результаты в области развития законодательства и реализации различных программ, направленных на улучшение положения детей. Приняты новые законы, усовершенствована система помощи семьям. На реализацию социальных программ из бюджета выделяются немалые средства. Для обеспечения условий полноценного развития, воспитания и образования детей создана и улучшается необходимая социальная инфраструктура. Тем не менее, все еще существует немало проблем, мешающих детям полноценно развиваться.
Наблюдается рост числа обращений от несовершеннолетних, их законных представителей, других граждан и организаций в их интересах с 33 в 2010 году до 73 в 2011 году. Анализ их рассмотрения позволяет выделить проблемы, которые заслуживают первоочередного внимания:
- кризис семьи как фактор нарушений прав несовершеннолетних;
- ненадлежащее исполнение алиментных обязательств в отношении детей;
- обеспечение социальных прав детей;
- несовершенство семейного и жилищного законодательства по обеспечению прав несовершеннолетних;
- соблюдение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;
- реализация права детей-инвалидов на образование;
- предупреждение причинения вреда здоровью и развитию детей.
Одно из важнейших прав ребенка - жить и воспитываться в семье. Она оказывает огромное воздействие на то, каким ребенок станет в будущем, на его место в жизни. Состояние современного российского общества характеризуется снижением значимости института семьи, нестабильностью брачных отношений. Развод родителей - это стресс, угрожающий душевному равновесию детей.
В Республике Адыгея в 2011 году на 3721 актов регистрации брака зафиксировано 1849 разводов - почти 50 процентов.
Распад семьи создает условия для нарушения прав ребенка на проживание совместно с обоими родителями, получение их заботы, воспитание, материальное обеспечение, общение с родственниками.
В Семейном кодексе Российской Федерации предусмотрен механизм обеспечения указанных прав, но в ряде ситуаций он оказывается неэффективным, в первую очередь, когда родитель, совместно проживающий с ребенком, активно противодействует бывшему супругу в общении. Преодолеть это противостояние зачастую не получается ни административными, ни судебными методами. Только в 20 процентах случаев удается достигнуть соглашения между родителями о порядке участия в воспитании детей. Неэффективность досудебных действий обусловлена: нежеланием многих родителей использовать данный административный механизм решения проблем; отсутствием должного уровня компетентности специалистов органов опеки и попечительства, в чьи обязанности входит ведение переговорного процесса с родителями; отсутствием определенной психолого-педагогической методики ведения подобных дел, что допускает субъективность подходов.
Распад семьи порождает еще одну проблему - ненадлежащее исполнение алиментных обязательств в отношении детей.
В аппарат Уполномоченного поступает немало обращений по вопросу невыплаты алиментов. Чаще всего заявители просят разъяснить порядок взыскания алиментов на детей, а также жалуются на отцов-неплательщиков и бездействие судебных приставов-исполнителей.
К Уполномоченному обратилась гр. А. (N 160) с жалобой на нарушение прав её несовершеннолетнего сына, выражающееся в уклонении его отца, проживающего в Республике Башкортостан, от уплаты алиментов либо нерегулярной уплате алиментов, а также на бездействие Салаватского городского отдела службы судебных приставов по принудительному взысканию алиментов.
А. обращалась в Салаватский городской отдел службы судебных приставов с заявлением о привлечении бывшего супруга к уголовной ответственности. Однако в возбуждении уголовного дела было отказано, так как должник периодически выплачивает алименты в сумме от 100 до 500 рублей, в связи с чем в его действиях отсутствует злостность уклонения от уплаты алиментов.
С целью решения проблемы Уполномоченным было направлено письмо на имя прокурора Республики Башкортостан с просьбой провести проверку изложенных обстоятельств, и, в случае необходимости, принять меры прокурорского реагирования. В связи с неисполнением требований судебного пристава-исполнителя о постановке на учет в орган государственной службы занятости населения в качестве безработного, должник был привлечен к административной ответственности и подвергнут административному штрафу в размере 1 тысяча рублей.
В период проведения доследственной проверки по факту выявления признаков преступления, предусмотренного частью 1 статьи 157 УК РФ, должник трудоустроился, копия исполнительного документа о взыскании алиментов была направлена по месту его работы для удержания алиментов из заработной платы должника. Учитывая это, в возбуждении уголовного дела было отказано.
В аппарат Уполномоченного поступило обращение гражданки П. (N 23) по вопросу длительного непринятия судебными приставами-исполнителями всего комплекса мер по взысканию с гражданина Ю. алиментов на содержание двоих несовершеннолетних детей. Задолженность по алиментам по данным службы судебных приставов составляла свыше 400 тысяч рублей. Несмотря на то, что должник Ю. ранее в 2006 году был привлечен к уголовной ответственности по статье 157 УК РФ, он продолжал уклоняться от уплаты алиментов, его место нахождения было неизвестно.
Уполномоченный направил ходатайства об активизации работы по розыску должника и принудительному взысканию алиментов в МВД по РА и УФССП по РА. Кроме того, ходатайство о проверке возможных нарушений законодательства об исполнительном производстве и возможного бездействия должностных лиц полиции по осуществлению розыска должника было направлено прокурору Республики Адыгея.
После обращения Уполномоченного в указанные органы место нахождения должника Ю. было установлено. Ю. пояснил, что алименты не выплачивал в связи с отсутствием работы и трудным материальным положением. Он был вновь предупрежден об уголовной ответственности по факту злостного уклонения от уплаты алиментов.
Как правило, судебные приставы-исполнители делают все возможное, чтобы взыскать алименты с должника, но от родительского долга всевозможными способами уклоняются сами должники. Остается только удивляться уловкам, на которые идут отцы, чтобы избежать обязанности по содержанию собственных детей. Не помогает даже ужесточение законодательства и возможность уголовной ответственности. Заставить трудоустроиться отцов-должников работать для последующего взыскания алиментов с полученного дохода практически невозможно. По действующему законодательству это можно было сделать только путем назначения им уголовного наказания в виде исправительных работ. В 2011 году в законодательство внесены изменения: в случае злостного уклонения от уплаты алиментов суд может назначить наказание в виде принудительных работ. Хотя есть должники, которых не пугает и такое наказание. Кроме того, суммы, взыскиваемые с такого "принудительного" заработка мизерны, они не покрывают суммы долга.
В то же время материальное положение большинства матерей, воспитывающих детей в одиночку, крайне тяжелое. Поэтому, на мой взгляд, учитывая, что отцы-неплательщики есть по всей стране, необходимо в интересах детей на федеральном уровне как можно скорее решить вопросы эффективного взыскания алиментов. Варианты решения проблемы есть: от ограничений должника в выезде за границу до создания государственного алиментного фонда.
Также было бы целесообразным установить на федеральном уровне минимальный размер алиментов на несовершеннолетних детей, и исключить из статьи 157 УК РФ признак злостности уклонения от уплаты алиментов, так чтобы сам по себе факт умышленного уклонения от уплаты алиментов образовывал состав преступления.
В целях улучшения качества жизни семей, имеющих детей, из республиканского бюджета осуществляется ряд выплат. Для осуществления адресной поддержки семей с низкими совокупными доходами им предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, государственная социальная помощь и другие выплаты.
Социальное обслуживание семей и детей в республике осуществляется 16 учреждениями.
В 2011 году этими учреждениями обслужено 50706 человек, в том числе 32282 несовершеннолетних. Оказана социальная помощь 18037 семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. На социальном патронаже находились 3549 семей.
В рамках ведомственной целевой программы "Дети Адыгеи" проводились мероприятия по оказанию социальной помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, на основе социальных контрактов. Участниками данного мероприятия в 2011 году стали 20 малоимущих семей, каждой из которых выделено 35 тыс. рублей, которые были использованы ими для решения первоочередных проблем. На эти цели израсходовано 700 тыс. рублей из средств республиканского бюджета.
В целях поддержки молодых, многодетных семей, семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в рамках реализации Республиканской целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Республике Адыгея" в 2011 году 35 молодым многодетным семьям оказана материальная помощь в размере 10 тыс. рублей каждой.
Однако по-прежнему размер государственного ежемесячного пособия на ребенка носит символический характер и не обеспечивает его право на достойный уровень жизни. Как уже отмечалось в ежегодных докладах Уполномоченного, установленный в республике размер государственного ежемесячного пособия на ребенка нуждается в поэтапном повышении.
Пособий и иных мер социальной поддержки фактически лишены дети граждан, постоянно проживающих на территории Республики Адыгея, но утративших по различным причинам регистрацию по месту жительства в силу трудных жизненных обстоятельств.
От безысходности к Уполномоченному обратилась гражданка Б. (N 25), уроженка г. Майкопа, которая после смерти матери осталась без жилья, одна с двумя малолетними детьми. Ее гражданский муж отбывал наказание в исправительном учреждении, других близких родственников у Б. не было. Поскольку у Б. истек срок временной регистрации по месту пребывания, ей были приостановлены выплаты пособий на детей, а также было отказано в назначении иных видов социальной помощи.
В защиту прав детей Уполномоченный обратился к Министру труда и социального развития Республики Адыгея с просьбой принять меры по предоставлению мер социальной поддержки, а также к Главе муниципального образования "Город Майкоп".
Министерство оперативно отреагировало на ходатайство Уполномоченного. Предоставление мер социальной поддержки детям гражданки Б. было возобновлено, кроме того, был рассмотрен вопрос оказания государственной социальной помощи за счет средств республиканского бюджета на неотложные нужды. Также гражданке Б. была оказана помощь в получении постоянной регистрации в г. Майкопе.
Однако администрация муниципального образования "Город Майкоп" по обращению Уполномоченного оказать помощь гражданке Б. лишь проинформировала Уполномоченного об отсутствии свободного социального жилья и невозможности в связи с этим оказать содействие в регистрации гражданки Б. и постановке ее на учет граждан, нуждающихся в жилье.
Объектом внимания Уполномоченного были многодетные семьи М. (N 16), Н. (N 6) и другие, которые ввиду своих скромных доходов не смогли своевременно оплачивать коммунальные услуги, и в связи с этим попали в "замкнутый круг": с одной стороны, у них недостаточно средств на платежи, с другой - пребывая в статусе должников, они не имеют права на субсидию.
За решением проблемы Уполномоченный обратился к Главе муниципального образования "Город Майкоп". Данный вопрос нашел понимание у руководства администрации муниципального образования. Учитывая социальную значимость решения данной проблемы в муниципальном образовании, решением Главы муниципального образования "Город Майкоп" была создана комиссия по проблемам коммунальных платежей, на заседаниях которых были рассмотрены вопросы оказания адресной социальной помощи оказавшимся в трудной жизненной ситуации многодетным семьям.
В последние годы особенно трудно реализуются жилищные права многодетных семей, семей с детьми-инвалидами, семей матерей-одиночек. Имевшееся до 2005 года в жилищном законодательстве РФ первоочередное право на обеспечение жильем этих категорий семей действующим Жилищным кодексом РФ не предусмотрено. Какие-либо специальные программы для них отсутствуют. Дети в таких семьях нередко проживают в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях. Отсутствуют элементарные возможности для жизни, учебы и отдыха. Приобрести жилье на рынке недвижимости их родители материально не в состоянии и вынуждены обращаться в различные инстанции с просьбами о содействии в улучшении жилищных условий. В 2011 году количество таких обращений к Уполномоченному возросло более чем на 50 процентов.
В муниципальных образованиях перспективы решения жилищного вопроса практически отсутствуют. Граждане, вставшие в льготные очереди до 1 марта 2005 года, ожидают жилье годами. Для инвалидов и семей с детьми-инвалидами обеспечение жильем существует в форме предоставления субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в размере стоимости 18 квадратных метров жилья на инвалида или ребенка-инвалида. Инвалиды и семьи с детьми-инвалидами, вставшие на очередь до 1 марта 2005 года, включены в муниципальные и региональные списки льготников на получение субсидии из федерального бюджета на улучшение жилищных условий. Недостаточное финансирование из федерального бюджета приводит к тому, что в муниципальных образованиях обеспечиваются жильем инвалиды и семьи с детьми-инвалидами, вставшие на очередь в начале 90-х годов прошлого века. В этой связи необходимо: значительно увеличить финансирование и строительство социального жилья, разработать доступные целевые программы по обеспечению жильем многодетных семей, семей с детьми-инвалидами.
В Республике Адыгея проживают 4101 многодетная семья, из них имеющих от 3 до 5 детей - 3952 семьи, от 6 до 8 детей - 106 семей, свыше 8 детей - 43 семьи. Около 50% многодетных семей нуждаются в улучшении жилищных условий.
В настоящее время мерами государственной поддержки на приобретение либо строительство жилья в Республике Адыгея могут воспользоваться лишь молодые семьи - участники республиканской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы. Что делать остальным многодетным родителям, которые уже перешагнули планку возраста "молодости", чьи дети делают уроки на стульях, ютятся в тесных комнатушках, на съемных квартирах, не имеют собственного угла? О каком увеличении рождаемости при таком "внимании" к решению жилищного вопроса многодетных семей может идти речь?
Учитывая остроту проблемы, Уполномоченный обращался к Главе Республики Адыгея с просьбой рассмотреть вопрос о разработке и финансировании программы, предусматривающей дополнительные меры обеспечения жильем многодетных семей, а также неоднократно - в республиканские министерства с просьбой разработать дополнительные законодательные механизмы, направленные на обеспечение жильем многодетных.
Кабинетом Министров Республики Адыгея утверждена целевая программа "Стимулирование развития жилищного строительства" на 2011 - 2015 годы. В программу включена подпрограмма, которая будет обеспечивать строительство жилья эконом-класса для отдельных категорий граждан. Не обойдены вниманием федеральные льготники, молодые семьи и другие категории. А вот о многодетных немолодых семьях в ней не сказано ни слова.
Самая больная проблема для большинства многодетных семей - отсутствие жилья - практически не решается.
Чаще всего чиновники предлагают таким семьям приобретать жилье по ипотеке и напоминают, что многодетные семьи имеют право получить бесплатно земельный участок под строительство. Конечно, есть и благополучные, состоятельные семьи, где есть и трое, и четверо детей. Для таких семей эти варианты, возможно, и подходят. Но как быть обычным людям, не имеющим солидных банковских счетов? Для них предложение взять кредит звучит как издевка.
Крайнее проявление жилищной темы - многодетные бездомные, о чем свидетельствуют истории, изложенные в обращениях к Уполномоченному.
Семья Б., в которой воспитываются трое детей, стала жертвой банального жилищного мошенничества. Продала жилой дом в Майкопском районе с обменом на город Майкоп. Покупатель обманул, семья оказалась в пристройке к церкви в х. Гавердовском, без жилья и регистрации.
Семья М. - пятеро детей. В результате бюрократических проволочек без жилья и регистрации оказались трое старших детей и муж. В доме, в котором зарегистрированы мать и двое младших детей, проживали квартиранты. Только с третьей попытки Уполномоченному удалось убедить должностных лиц администрации муниципального образования "Город Майкоп" принять меры по обеспечению жилищных прав многодетной семьи. Однако до сих пор младшие дети, в том числе и родившийся шестой ребенок, не получают предусмотренные законом меры социальной поддержки. Отец семьи не может получить регистрацию по месту жительства жены и детей.
Гражданка М. - одинокая мать многодетной семьи, написала Уполномоченному, что родилась в Майкопе, всю свою жизнь проживает в городе, в настоящее время живет в х. Гавердовском на съемной квартире. Из-за отсутствия регистрации в социальной помощи ее детям в городе отказывают, земельный участок для строительства жилья не выделяют. Была вынуждена зарегистрироваться в Майкопском районе у знакомых, чтобы прокормить детей.
Молодая мама четверых детей В. - сирота, в результате халатности и равнодушия работников органов опеки и попечительства своевременно не смогла получить жилье. Одинокая мать и дети проживают у добрых знакомых людей.
Когда нет жилья и нет прописки - неизбежно на семью сваливается ком дополнительных проблем: невозможно устроить ребенка в детский сад, сделать детям прививки, вообще получить бесплатную медицинскую помощь, получить пособия и иную социальную помощь.
Для взрослых - дискриминационных последствий ничуть не меньше: нельзя открыть счет в банке для зачисления денежных средств, сложно устроиться на учебу и работу, невозможно получить статус безработного и получать пособие по безработице и другие. Семьи оказываются в замкнутом кругу: они не могут, не имея регистрации, претендовать на улучшение жилищных условий в рамках каких-либо региональных программ или очередей. Федеральная программа по обеспечению жильем многодетных семей отсутствует.
Ответственность за социальные программы возложена на регионы, при этом отсутствуют обязательные федеральные минимальные жилищные стандарты и федеральные гарантии по их исполнению. В регионах, в том числе и в Республике Адыгея, основная часть социальных программ передана муниципалитетам как осуществление государственных полномочий. Результат - полное бесправие граждан, утративших регистрацию.
Утрата регистрации (в советском периоде - прописки) происходит нередко по вполне законным основаниям: продажа жилья его единственным владельцем и выписка всех, кто там прописан; решение суда по иску владельца помещения о выселении или признании утратившим право пользования жилым помещением; мошенничество, влекущее утрату жилья и прописки и т.п. Лица, освободившиеся из учреждений уголовно-исполнительной системы, выпускники Шовгеновского дома-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также остаются многие без регистрации.
Уполномоченный уже два года обращает внимание должностных лиц социальных органов, глав городских округов и муниципальных районов на острую необходимость принятия мер по защите прав людей, не имеющих регистрации и проживающих в муниципалитетах на территории Республики Адыгея. Уполномоченный предлагал предусмотреть возможность в каждом муниципальном образовании осуществлять временную регистрацию граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, по адресам социальных учреждений. Результатов - никаких, предложение Уполномоченного осталось не рассмотренным.
Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 688 были внесены изменения в пункт 24 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, согласно которому предусмотрена возможность регистрации по месту пребывания лиц без определенного места жительства в порядке, установленном указанными Правилами, по адресам учреждений социального обслуживания лиц без определенного места жительства.
Хотелось бы надеяться, что решение проблем многодетных семей, не имеющих жилья и регистрации, других категорий граждан, против своей воли ставших лицами без определенного места жительства, теперь сдвинется с мертвой точки.
В связи с этим обращаюсь к депутатам Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея: необходимо восстановить права граждан и детей, не имеющих регистрации по месту жительства (пребывания), на социальное обеспечение, предусмотренное действующим законодательством, рассмотрев и приняв соответствующий закон Республики Адыгея.
В Республике Адыгея снижается количество граждан, лишенных родительских прав, что указывает на улучшение работы органов системы профилактики по проблеме социального сиротства. Так, в 2011 году 103 гражданина были лишены родительских прав, в то время как в 2010 и 2009 годах были лишены родительских прав 111 и 155 граждан соответственно.
В целях профилактики социального сиротства и сохранения ребёнку биологической семьи, более эффективной мерой по сравнению с лишением родительских прав является ограничение родителей в родительских правах, дающее родителям возможность встать на путь исправления. Необходимо также проводить работу с неблагополучными семьями после лишения их родительских прав или ограничения в них, предпринимать попытки лечения от алкогольной зависимости, оказывать помощь в их трудоустройстве.
В Республике Адыгея проживает около 1686 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С учетом основного права ребенка - жить и воспитываться в семье - приоритетной формой их жизнеустройства является семейная. Она установлена законодательно и обоснована с социальной, психологической, экономической позиций.
В республике в семьях опекунов и попечителей проживает около 1300 детей, в приемных семьях - 281 ребенок, что составляет почти 94 процента всех учтенных детей-сирот, проживающих в республике.
В целях реализации полномочий по опеке и попечительству несовершеннолетних лиц, поддержки семьи как естественной среды развития детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Адыгея в основном обеспечивается реализация экономических, социальных, правовых и административных мер по развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Функционирует сеть учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2011 году, как и раньше, возникали сложности в обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа благоустроенным жильем. В жалобах чаще всего ставились вопросы несвоевременной постановки на жилищный учет в органах местного самоуправления, не предоставления жилья нуждающимся выпускникам детских домов, предоставления нуждающимся детям помещения, фактически не пригодного для жилья.
Следует отметить, что благодаря средствам, выделяемым указанной категории лиц на приобретение жилья в отчетном году социальные выплаты получили 135 человек. На эти цели из республиканского бюджета были выделены средства на общую сумму 75 400,0 тыс. рублей, из федерального бюджета - 43 894,9 тыс. рублей. В настоящее время важно сохранить объем выделяемых ежегодно средств на жилье указанным категориям граждан.
Отдельная тема - реализация жилищных прав лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых прекращена опека (попечительство).
В 2011 году в аппарат Уполномоченного поступали обращения указанной категории лиц о праве на предоставление им средств на приобретение жилого помещения. Как правило, о существовании у них такого права заявители узнавали довольно поздно. Возраст многих из них превышал 23 года.
Во взаимодействии с органами прокуратуры в преобладающем большинстве случаев Уполномоченному удалось оказать содействие в восстановлении в судебном порядке жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, например, по обращениям граждан В. (N 89), Ч. (N 119) и Д. (N 202).
Заслуживает особого внимания обращение гражданки В. (N 89), многодетной матери-сироты, которую Уполномоченный случайно встретил в местной больнице в ст. Дондуковской Гиагинского района. Суть обращения заключалась в следующем.
Покинув школу-интернат, В. поступила в ПТУ. С учебой не заладилось, покинула училище и ее выселили из общежития. Пришлось скитаться по съемным квартирам. От гражданского мужа, тоже сироты, родила четверых детей. Затем случилась беда: во время наводнения рухнул дом, в котором В. снимала угол. Пропал весь нехитрый скарб: старенький телевизор, диван и сервант.
В нашей стране есть специальный Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". По нему дети-сироты, если у них нет дома, по окончании учебы или покидая интернат должны получить жилье вне очереди. Девушка о таких своих правах поначалу и не знала. А когда узнала и попыталась добиваться правды, ей пояснили, что на жилищный учет сирота может стать только до 23 лет. А раз ей уже исполнилось 26, так квартира ей уже и не положена. Сирота В. о таких правовых тонкостях вряд ли подозревала. Чиновники и сотрудники образовательных учреждений, на попечении которых она находилась, можно предположить, были об этом прекрасно осведомлены, хотя своевременного совета встать на жилищный учет ей никто не дал.
Для Уполномоченного нарушение прав матери и детей не вызывало сомнений. Он обратился к прокурору Гиагинского района с просьбой проверить, по каким причинам, покидая детский дом, В. не смогла реализовать право на жилье. В ответе продублировали прежние мотивы отказа: сирота в срок не предоставила жилищной комиссии администрации района необходимые документы, в очередь не встала.
Ответ Уполномоченного не убедил, и он высказал свою точку зрения по этому вопросу прокурору Республики Адыгея С.А. Охлопкову. Прокурор республики согласился, что прокуратура района не приняла исчерпывающих мер по восстановлению прав сироты. Спор перешел в суд. В ноябре прошлого года Гиагинский районный суд в удовлетворении требований о постановке сироты на жилищный учет отказал. Уполномоченный обратился с ходатайством в прокуратуру республики о необходимости обжаловать это решение в кассационном порядке. Прокурор республики вновь согласился с позицией Уполномоченного. Верховный суд Республики Адыгея восстановил право сироты на жилище, удовлетворив иск прокурора Гиагинского района к районной администрации об обязании включить гражданку В. в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как сироту.
В связи с этим Уполномоченный хотел бы поблагодарить работников прокуратуры Гиагинского района и прокуратуры Республики Адыгея, одновременно выразив крайнее недоумение по поводу равнодушия и формализма должностных лиц администрации муниципального образования "Гиагинский район".
Приведенный пример, представляется весьма поучительным не только потому, что повествует о торжестве справедливости. Но гораздо важнее то, что он позволяет проиллюстрировать едва ли не главный изъян существующей практики жилищного обустройства детей-сирот.
Сегодня дети-сироты, не успевшие до достижения 23-летнего возраста встать на учет в качестве нуждающихся в жилье, теряют право получить его вне очереди, что предусмотрено п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Такое положение устраивает муниципалитеты. Вечно стесненные в финансовых средствах органы местного самоуправления оказываются объективно заинтересованными в затягивании процесса постановки детей-сирот на жилищный учет. Зачем торопиться, если всего через пару-тройку лет задача поиска жилья для ребенка-сироты отпадет сама собой.
Уполномоченный в 2011 году обратился в Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея с предложением обратить внимание Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на необходимость внесения изменений в Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В частности предлагалось в новом федеральном законе отменить возрастные ограничения для постановки детей-сирот на льготный жилищный учет. Отмечалась необходимость ввести норму, обязывающую законных представителей детей-сирот, т.е. администрацию детского учреждения по достижении детьми 14-летнего возраста в месячный срок подавать в органы исполнительной власти субъекта РФ заявление об их жилищном обустройстве. Предлагалось при достижении возраста 18 лет обеспечивать детей-сирот жилыми помещениями по договору безвозмездного пользования из специализированного жилого фонда. По истечении 5 лет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ должен обеспечить оформление перевода жилого помещения из специализированного жилого фонда в жилищный фонд социального использования и заключение договора социального найма с сиротой. Это позволило бы избежать злоупотреблений, связанных с использованием жилья, выделенного детям-сиротам.
Жилищная проблема - не единственная, с которой сталкиваются сироты, вступая в самостоятельную жизнь. Им требуется содействие в трудоустройстве, правовая, социальная, психологическая помощь. Зная эти потребности детей-сирот, Уполномоченный не раз рекомендовал создать в Республике Адыгея Центр постинтернатной адаптации. Вносились предложения по привлечению ресурсов социально-реабилитационных центров, обязательному совершенствованию законодательной базы о патронате, принятию на уровне республики Порядка и условий постинтернатного сопровождения, применению в нашем регионе опыта постинтернатного сопровождения других регионов.
С 2008 года в республике действует Закон Республики Адыгея "О патронате", который предусматривает возможность установления постинтернатного сопровождения в отношении лиц указанной выше категории до 23 лет. Однако этот институт работает неэффективно. Кроме того, законом на Кабинет Министров Республики Адыгея возложено полномочие по определению порядка организации патроната и контроля за его осуществлением. Между тем до настоящего времени указанный порядок организации патроната Кабинетом Министров Республики Адыгея не разработан. В свете изложенного возникает необходимость устранить пробел в законодательстве Республики Адыгея.
Органам опеки и попечительства следует быть более внимательными и оказывать содействие в реализации гарантий детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Необходимо своевременно разъяснять выпускникам интернатных учреждений содержание правового статуса сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. В противном случае это может привести к нарушениям прав или препятствовать реализации их прав. Часто из-за недостатка знаний, навыков, опыта, неспособности принимать самостоятельные решения сироты теряются в жизни, становятся жертвами преступлений либо сами встают на криминальный путь.
В республике функционирует 6 подведомственных Министерству труда и социального развития РА учреждений социального обслуживания семьи и детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность этих учреждений направлена на оказание квалифицированной медико-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение детей максимально возможной помощью в социальной адаптации к жизни в обществе, обучению, труду. С начала 2011 года этими учреждениями оказано более 350 тыс. услуг. Социально-педагогические услуги в этих учреждениях оказываются логопедом, учителем-дефектологом, социальным педагогом дополнительного образования, воспитателем, инструктором по труду, музыкальным руководителем.
В рамках проводимой в республике оздоровительной кампании для детей и подростков в отчетном году 121 ребенок из числа детей-инвалидов получили путевки в Республиканский лечебно-реабилитационный центр "Шапсуг" и в Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Звездный".
Дети-инвалиды с особо тяжелыми формами заболевания находятся на социальном обслуживании в специализированном учреждении "Адамийский психоневрологический дом-интернат". В настоящее время в этом доме-интернате проживает 26 детей.
В 2011 году к Уполномоченному поступали обращения по вопросу безопасности школьников на дороге.
К Уполномоченному на личном приеме обратилась гражданка М. (N 211) по вопросу обеспечения прав детей на личную безопасность и непринятие мер по освещению улицы в районе школы ст. Гиагинской. Из-за отсутствия уличного освещения в темное время суток и разбитых тротуаров дети вынуждены идти по проезжей части дороги, подвергая опасности свое здоровье и жизнь.
Уполномоченный направил в адрес Главы муниципального образования "Гиагинское сельское поселение" свое заключение о необходимости восстановления уличного освещения и ремонта тротуара на данном участке дороги, а также обратился в Совет народных депутатов муниципального образования "Гиагинское сельское поселение" о включении мероприятия по ремонту тротуара в программу социально-экономического развития муниципального образования на 2011 год.
Депутаты представительного органа местного самоуправления не остались равнодушными к проблеме безопасного передвижения детей возле школы и приняли решение о необходимости ремонта тротуара. Уличное освещение и тротуар были восстановлены в отчетном году.
Необходимо отметить, что в республике достаточно эффективно реализуются республиканская программа, различные ведомственные программы, а также муниципальные программы, направленные на профилактику правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Кроме того, реализуется целый комплекс мероприятий, направленных на патриотическое, духовно-нравственное и физическое воспитание несовершеннолетних. Положительный опыт в данном направлении работы можно было бы почерпнуть в муниципальном образовании "Город Майкоп", на территории которого успешно реализуется ряд программ профилактической направленности.
Вместе с тем в обращениях в адрес Уполномоченного граждане указывали на многочисленные нарушения, совершенные несовершеннолетними.
Анализ причин, способствующих совершению правонарушений, показывает, что основные из них, толкающие детей преступить закон, - семейное неблагополучие; насилие над детьми - как физическое, так и психическое; возросшая алкоголизация и наркотизация молодежи.
В июне 2010 года в республике были приняты законы Республики Адыгея "Об отдельных мерах по защите прав ребенка" и "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "Об административных правонарушениях". Действие этих законов показало, что они способствуют уменьшению числа выявленных несовершеннолетних правонарушителей, количества преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием.
Например, по данным МВД по Республике Адыгея в 2011 году отмечалось снижение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием (-21,4%; с 229 до 180). Удельный вес преступлений несовершеннолетних в общем числе расследованных по республике снизился и составил 5,7% (в 2010 году - 7,2%). Количество несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности также сократилось (-11,5%; с 209 до 185).
Однако на 38% с 169 до 234 возросло количество зарегистрированных преступлений в отношении детей, из них втрое увеличилось количество преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Это тревожный факт. Практически каждое третье преступление в отношении несовершеннолетних совершается на почве злоупотребления спиртными напитками. Дети продолжают жить с пьющими родителями или бегут из дома.
Выявленное компетентными органами количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, свидетельствует о слабой организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Анализ условий и причин совершенных правонарушений, а также содержания обращений граждан показывают, что слабо эта работа ведется на территориях садовых товариществ. В одном только городе Майкопе насчитывается 33 садовых товарищества, где проживает довольно
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.