Судебная коллегия по уголовным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сюбаева И.И, судей Дементьева А.А. и Семёшина В.Я, при ведении протокола помощником судьи Харадуровым Д.А, с участием прокурора Степановой Д.В, осужденного Ушакова А.А. посредством видео-конференц-связи, его защитника - адвоката Шмелева Е.В, представившего удостоверение N и ордер N от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело в порядке сплошной кассации по кассационной жалобе адвоката Шмелева Е.В, поданной в интересах осужденного Ушакова А.А. на приговор Кунцевского районного суда г. Москвы от 10 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 5 ноября 2020 года в отношении осужденного Ушакова Александра Александровича.
Заслушав доклад судьи Дементьева А.А, выступления осужденного Ушакова А.А. и его защитника адвоката Шмелева Е.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Степановой Д.В, полагавшей приговор и апелляционное определение подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором Кунцевского районного суда г. Москвы от 10 августа 2020 года
Ушаков Александр Александрович, ДД.ММ.ГГГГ "адрес" гражданин РФ, ранее не судимый, осужден по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу.
Мера пресечения оставлена в виде заключения под стражей. Зачтено в срок отбытия время содержания под стражей в период с 19 февраля 2020 года до вступления приговора в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 5 ноября 2020 года указанный приговор изменен, внесено уточнение в описательно-мотивировочную часть о том, что на л.д. 62-70 судом был исследован протокол осмотра места происшествия, произведенного по адресу: "адрес", в остальном оставлен без изменения.
Ушаков А.А. признан виновным в совершении покушения на незаконный сбыт наркотических средств, в крупном размере.
Преступление совершено 19 февраля 2020 года в г. Москве при обстоятельствах, указанных в приговоре.
В кассационной жалобе адвокат Шмелев Е.В. в интересах осужденного Ушакова А.А. ставит вопрос о переквалификации содеянного последним на ч. 2 ст. 228 УК РФ. В обоснование доводов приводит рапорт о том, что в результате проведенных ОРМ причастность Ушакова к незаконному сбыту наркотических средств не установлена, по месту его жительства ничего запрещенного не обнаружено, в изъятом у осужденного мобильном телефоне информации о сбыте им наркотических средств не имеется. Приводя практику Московского городского суда, автор жалобы считает, что доказательств виновности Ушакова в совершении именно покушения на незаконный сбыт наркотических средств по делу не добыто и в приговоре не приведено; что в основу приговора положены исключительно предположения, поскольку таких показаний Ушаков не давал, и его показания о том, что он намеревался использовать изъятый у него наркотик для личного потребления, не опровергнуты. Давая свою оценку исследованным в суде доказательствам, автор жалобы делает вывод о том, что умысла на сбыт наркотиков у Ушакова не имелось. Факт наличия у Ушакова синдрома зависимости, нахождение его в состоянии наркотического опьянения при задержании, содержание им в тайниках рядом с местом своего жительства двух пакетиков с наркотическим средством, свидетельствуют, по мнению адвоката, о наличии умысла у Ушакова на незаконное хранение наркотических средств без цели их сбыта. С учётом изложенного просит состоявшиеся по делу приговор и апелляционное определение изменить.
Государственным обвинителем Копейкиной Н.В. принесены возражения на указанную кассационную жалобу, в которых прокурор выражает своё несогласие с доводами защитника и просит состоявшиеся в отношении Ушакова А.А. судебные решения оставить без изменения.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, поданных возражений, выслушав участников судебного заседания, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора и определения суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу не допущено.
Приговор суда первой инстанции соответствует требованиям ст. 297 УПК РФ, является законным, обоснованным и справедливым, постановлен в соответствии с требованиями норм уголовно-процессуального закона и одновременно основан на правильном применении уголовного закона.
Обвинительный приговор соответствует требованиям ст. 307 УПК РФ, в нем содержится описание преступного деяния, признанного доказанным, детально изложены фактические обстоятельства уголовного дела, установленные судом, приведены доказательства, на которых основаны выводы суда о виновности Ушакова в совершении инкриминируемого преступления.
Всем исследованным в судебном заседании доказательствам суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ, с точки зрения их относимости и допустимости, а в совокупности они были признаны достаточными для рассмотрения дела.
Все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, в том числе, виновность Ушакова А.А. в содеянном, форма вины, мотив совершения преступления, судом установлены с приведением в приговоре оснований принятого решения.
Выводы суда о доказанности вины осужденного Ушакова А.А. в совершении преступления основаны на исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, которые суд проверил, сопоставив их между собой, и каждому из них, а также их совокупности, дал надлежащую оценку, которая подробно изложена в приговоре.
Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства дела с достаточной полнотой, оценив все доказательства в совокупности, с учётом количества расфасованного по пакетам наркотического средства, места их хранения осужденным, пришел к правильному выводу о виновности Ушакова А.А. в содеянном и обоснованно квалифицировал его действия по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, убедительно мотивируя свои выводы в приговоре.
При этом факт зависимости Ушакова А.А. от стимуляторов суду был известен и учитывался в полной мере при принятии решения по квалификации содеянного осужденным. Фактические обстоятельства по делу установлены правильно.
Виновность Ушакова А.А. установлена и подтверждается, помимо его частичного признания вины, показаниями сотрудника полиции ФИО7 по обстоятельствам задержания Ушакова А.А, показаниями свидетеля ФИО8 по обстоятельствам проведенного досмотра задержанного Ушакова А.А, показаниями свидетеля ФИО9 по обстоятельствам проведенного осмотра места происшествия, выводами судебно-химической экспертизы и иными, приведенными в приговоре доказательствами.
Выводы суда относительно фактических обстоятельств дела и юридической оценки действий осужденного, судом должным образом мотивированы, сомнений они не вызывают.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что у осужденного отсутствовал умысел на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере, всесторонне проверены судами первой и апелляционной инстанций, обоснованно отвергнуты с приведением мотива принятого решения, которое сомнений в его правильности не вызывает.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы кассационной жалобы о том, что осужденный для личного употребления разместил два пакетика с наркотическим средством в разные места - закладки, после чего их сфотографировал с указанием геолокации и сохранил в своем мобильном телефоне, а также имел при себе пять отдельно упакованных пакетиков с наркотическим средством и изоленту, которой крепил указанные пакетики.
Тот факт, что в отношении задержанного Ушакова А.А. отсутствовала оперативная информация о его причастности к незаконному обороту наркотических средств, суду был известен и учитывался в полной мере при принятии решения.
Иная, по сравнению с приговором, оценка доказательств с точки зрения их достоверности, в силу положений ст. 401.1 УПК РФ и разъяснений Пленума ВС РФ, приведенных в п. 16 постановления от 25 июня 2019 года N 19 "О применении норм главы 47.1 УПК РФ, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", не может являться поводом к пересмотру вынесенных по делу вступивших в законную силу судебных решений.
Наказание осужденному Ушакову А.А. назначено в соответствии с требованиями статей 6, 43, 60, ч. 1 ст. 62, ч. 3 ст. 66 УК РФ, наличием смягчающих и отсутствием отягчающих обстоятельств, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, конкретных обстоятельств дела, данных о личности осужденного, с учетом влияния назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи, а также иных обстоятельств, влияющих на наказание.
В приговоре содержатся все сведения по характеристике личности осужденного. При этом в качестве смягчающих наказание осужденного обстоятельств признаны активное способствование раскрытию и расследованию преступления, частичное признание вины, состояние здоровья осужденного и его родственников, наличие малолетнего ребенка на иждивении и положительная характеристика по месту жительства.
Суд пришел к выводу о невозможности исправления осужденного без изоляции его общества, назначил наказание в виде лишения свободы.
Изменение категории преступления в соответствии с положением ч. 6 ст. 15 УК РФ, как и применение положений статей 64 и 73 УК РФ судом признано нецелесообразным, выводы суда в этой части мотивированы должным образом.
Апелляционное определение отвечает требованиям ч. 4 ст. 7, ст.ст. 389.20, 389.28 УПК РФ.
Все доводы апелляционной жалобы защитника осужденного, которые продублированы в кассационной жалобе, были проверены, проанализированы и получили должную оценку в описательно-мотивировочной части апелляционного определения.
Судебная коллегия считает назначенное Ушакову А.А. наказание соразмерным содеянному как по своему виду, так и по размеру, поскольку оно назначено с учетом всех обстоятельств по делу и его нельзя признать несправедливым вследствие чрезмерной суровости, поскольку требования закона при его назначении соблюдены в полной мере.
Судебная коллегия отмечает ошибочное указание во вводной части апелляционного определения места рождения Ушакова А.А. как "адрес", поскольку "Московской области" не соответствует действительности. Вместе с тем, допущенная описка не требует уточнения, поскольку существа принятого решения не затрагивает, не влияет на правильное установление данных о личности осужденного лица, местом рождения которого правильно указан "адрес", при том, что такого города на территории Московской области не существует.
Таким образом, существенных нарушений норм уголовного и уголовно-процессуального законов, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу судебных решений, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
С учётом изложенного и руководствуясь статьями 401.13, 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
приговор Кунцевского районного суда г. Москвы от 10 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 5 ноября 2020 года в отношении осужденного Ушакова Александра Александровича оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.