Судебная коллегия по уголовным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сюбаева И.И, судей Дементьева А.А. и Акатова Д.А, при ведении протокола помощником судьи Харадуровым Д.А, с участием прокурора Гулиева А.Г, осужденного Абесадзе В.Г, его защитника - адвоката по соглашению Денисовой Е.А, представившей удостоверение N и ордер N от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрела в порядке сплошной кассации в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора г. Москвы Малюкова В.А. на приговор Никулинского районного суда г. Москвы от 3 июля 2020 года в отношении Абесадзе Валерия Георгиевича.
Заслушав доклад судьи Дементьева А.А, выступление адвоката Денисовой Е.А. и осужденного Абесадзе В.Г, согласившихся с доводами представления, просивших, кроме того, о снижении срока назначенного наказания, прокурора Гулиева А.Г, полагавшего приговор подлежащим изменению по доводам представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приговором Никулинского районного суда г. Москвы от 3 июля 2020 года
Абесадзе Валерий Георгиевич, ДД.ММ.ГГГГ "адрес" гражданина Республики Абхазия, ранее судимый:
- 21 октября 2014 года Гагаринским районным судом Москвы, с учётом внесенных изменений Московским городским судом, по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ к 3 годам лишения свободы, освободился условно-досрочно по постановлению Борисоглебского городского суда Воронежской области от 10 мая 2016 года на срок 8 месяцев 23 дня;
осужден по ч. 3 ст. 327 УК РФ к лишению свободы сроком на 6 месяцев, по п. "б" ч. 4 ст. 158 УК РФ к 4 годам лишения свободы. На основании положения ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года 1 месяц с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения до вступления приговора в законную силу оставлена в виде заключения под стражу.
Срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу. На основании положения п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ время содержания под стражей в период с 13 мая 2019 года до дня вступления в законную силу засчитано в срок отбытия наказания из расчета день за день.
Решена судьба вещественных доказательств.
В апелляционном порядке приговор не рассматривался и вступил в законную силу 14 июля 2020 года.
Уголовное дело рассмотрено в соответствии с положением главы 40 УПК РФ в особом порядке принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.
Абесадзе В.Г. признан виновным в совершении кражи с незаконным проникновением в жилище, группой лиц по предварительному сговору, с причинением значительного ущерба потерпевшему на сумму 7 347 451 рубль, в особо крупном размере, а также в использовании заведомо подложного документа - паспорта гражданина Республики Абхазия.
Преступления совершены в мае 2019 года в г. Москве при обстоятельствах, указанных в приговоре.
В кассационном представлении заместитель прокурора г. Москвы Малюков В.А. ставит вопрос об изменении приговора в связи с неправильным применением уголовного закона при квалификации содеянного осужденным по ч. 3 ст. 327 УК РФ. В обоснование доводов указывает о том, что действующая редакция, по которой предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до одного года, установлена Федеральным законом N 209-ФЗ от 26 июля 2019 года. Учитывая, что указанное преступление совершено осужденным 13-14 мая 2019 года, то его действия правильно должны быть квалифицированы по действовавшей на момент совершения преступления редакции закона N 420-ФЗ от 7 декабря 2011 года, санкция ч. 3 ст. 327 УК РФ не предусматривала наказания в виде лишения свободы, следовательно, в соответствии с требованиями ст. 10 УК РФ подлежала применению в отношению осужденного Абесадзе. С учётом изложенного прокурор просит изменить редакцию, назначить осужденному наказание по ч. 3 ст. 327 УК РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей, применить принцип полного сложения назначенных по совокупности преступлений на основании положения ч. 3 ст. 69 УК РФ наказаний и наказание в виде штрафа исполнять самостоятельно.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав участников судебного заседания, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора и определения суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такое нарушение уголовного закона допущено судом первой инстанции при квалификации содеянного осужденным по ч. 3 ст. 327 УК РФ.
Суд первой инстанции в полном соответствии с положениями статей 314-316 УПК РФ убедился, что Абесадзе В.Г. осознает характер и последствия заявленного им ходатайства о рассмотрении уголовного дела в особом порядке; ходатайство было заявлено добровольно, после консультации с защитником, и пришел к верному выводу, что обвинение, с которым он согласился, обоснованно и подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу.
По существу квалификация действий Абесадзе В.Г. является правильной и в кассационном представлении не оспаривается.
Оснований для применения положения статьи 73 УК РФ, либо ч. 6 ст. 15 УК РФ суд не усмотрел.
Кроме того, наказание осужденному Абесадзе В.Г. назначено в соответствии с общими правилами назначения наказания, с применением положения части 5 ст. 62 УК РФ.
В качестве смягчающих наказание обстоятельств судом признаны раскаяние осужденного в содеянном, признание им своей вины, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления, наличие малолетнего ребенка на иждивении, а также супругу и престарелую мать, состояние здоровья, в том числе членов его семьи, длительное содержание в условиях следственного изолятора, а также тот факт, что потерпевшая претензий не имеет.
Отягчающим наказание обстоятельством обоснованно признан рецидив преступлений.
Таким образом, при назначении наказания судом учтены все обстоятельства дела, имеющие принципиальное значение при определении вида и размера наказания.
Исходя из обстоятельств дела и личности виновного, суд пришел к выводу о невозможности исправления осужденного без реального отбывания наказания и назначил ему лишение свободы в пределах санкции статьи.
Судебная коллегия считает назначенное Абесадзе В.Г. наказание по п. "б" ч. 4 ст. 158 УК РФ соразмерным содеянному как по своему виду, так и по размеру. Оно назначено с учетом всех обстоятельств по делу и не является несправедливым вследствие чрезмерной суровости, поскольку требования закона при его назначении были соблюдены судом в полной мере.
Изложенная в суде кассационной инстанции позиция осужденного Абесадзе о необходимости исключения из приговора ссылки на опасный рецидив преступлений в его действиях, который, по его мнению, необоснованно учитывался судом при назначении наказания, является несостоятельной, поскольку в качестве отягчающего наказание обстоятельства в соответствии с положением п. "а" ч. 1 ст. 63 УК РФ судом учитывался рецидив преступлений. В соответствии с требованиями п. "б" ч. 2 ст. 18 УК РФ в действиях осужденного Абесадзе имеется опасный рецидив преступлений, поскольку судимость за тяжкое преступление по приговору суда от 21 октября 2014 года не погашена.
Вопреки позиции осужденного в суде кассационной инстанции, оснований для признания в качестве смягчающего наказание обстоятельства добровольное возмещение причиненного вреда у суда не имелось, поскольку материалы дела не содержат таких сведений, соответствующих расписок от потерпевшей в деле не имеется. Позиция потерпевшей и отсутствие претензий с её стороны суду были известны и учитывались при назначении наказания, о чём имеется ссылка в приговоре.
Имеющееся в материалах дела ходатайство заместителя начальника уголовного розыска ГУ МВД России по г. Москве, содержащее сведения об активном способствовании Абесадзе раскрытию преступления и возврату похищенного имущества также учтено в полной мере и указанное обстоятельство признано смягчающим наказание в соответствии с положением п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ.
Доводы кассационного представления прокурора судебная коллегия находит обоснованными, улучающими положение осужденного.
Как следует из приговора, судом применена действующая редакция ч. 3 ст. 327 УКРФ, установленная на основании Федерального закона от 26 июля 2019 года N 209-ФЗ, которая ухудшает положение осужденного лица, поскольку предыдущая редакция Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ не предусматривала наказания в виде лишения свободы.
Соглашаясь с позицией автора кассационного представления, судебная коллегия отмечает, что при назначении наказания по ч. 3 ст. 327 УК РФ в виде штрафа, в соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58 (ред. от 18.12.2018) "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания", окончательное наказание по совокупности преступлений в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 69 УК РФ должно быть назначено путем полного сложения, поскольку наказание в виде штрафа не может быть присоединено частично и подлежит самостоятельному исполнению.
Определяя размер суммы штрафа в тридцать тысяч рублей судебная коллегия учитывает в полной мере и должной степени тяжесть совершенного Абесадзе В.Г. преступления, имущественное положения осужденного и его семьи, а также возможность получения осужденным заработной платы в исправительном учреждении.
С учётом изложенного и руководствуясь статьями 401.13, 401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
кассационное представление заместителя прокурора г. Москвы Малюкова В.А. удовлетворить.
Приговор Никулинского районного суда г. Москвы от 3 июля 2020 года в отношении Абесадзе Валерия Георгиевича изменить, переквалифицировать его действия с ч. 3 ст. 327 УК РФ в редакции Федерального закона от 26 июля 2019 года N 209-ФЗ на ч. 3 ст. 327 УК РФ в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ, по которой назначить наказание в виде штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей; на основании положения ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 327 УК РФ и п. "б" ч. 4 ст. 158 УК РФ, путем сложения назначенных наказаний окончательно назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 4 (четыре) года со штрафом в размере 30 000 рублей. Основное наказание в виде штрафа исполнять самостоятельно.
В остальном приговор оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.