Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Жудова Н.В, судей Рахманкиной Е.П, Шеломановой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании поступившую 30 апреля 2021 года в суд первой инстанции кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области на решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 9 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 2 февраля 2021 года, вынесенное по административному делу по административному исковому заявлению Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Ярцевский" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности заключить договор о правах и обязанностях в отношении объекта и имущества гражданской обороны (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-877/2020).
Заслушав доклад судьи Жудова Н.В, выслушав объяснения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В, заинтересованного лица ГУ МЧС России по Смоленской области Бурмистровой Е.И, возражавших по жалобе, судебная коллегия
установила:
Ярцевский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга, обратился в суд с административным иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее - МТУ Росимущества), УМВД России по Смоленской области, МО МВД "Ярцевский", и просил признать незаконным бездействие МТУ Росимущества по ненадлежащему содержанию федерального имущества - защитного сооружения гражданской обороны (убежище) с инвентарным номером N, расположенного по адресу: "адрес", с возложением на МТУ Росимущества, УМВД России по Смоленской области, МО МВД "Ярцевский" в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обязанности заключить договор о правах и обязанностях в отношении указанного защитного сооружения гражданской обороны.
Требования мотивированы тем, что в результате проведенной проверки соблюдения должностными лицами требований действующего законодательства в отношении защитных сооружений гражданской обороны, установлено, что названное защитное сооружение гражданской обороны зарегистрировано в реестре федерального имущества под реестровым N N, и является федеральной собственностью, однако в настоящее время содержится с нарушением Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. На основании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N-р недвижимое имущество, расположенное по адресу: "адрес", в том числе сооружение, переданы в оперативное управление УМВД России по Смоленской области. При этом договор о правах и обязанностях в отношении спорного объекта недвижимости, а также выполнения мероприятий гражданской обороны, не заключен. На учете УМВД России по Смоленской области защитное сооружение не стоит.
Решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 9 ноября 2020 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 2 февраля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционные жалобы УМВД России по Смоленской области, МО МВД "Ярцевский" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе УМВД России по Смоленской области просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права. Указано, что УМВД России по Смоленской области не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку сооружение гражданской обороны 01.10.2018 передано по акту на праве оперативного управления МО МВД России "Ярцевский", которое в свою очередь является самостоятельным юридическим лицом. Также полагает, что суды, разрешая вопрос об обязанности заключить договор, ошибочно руководствовались нормативным правовым актом, не подлежащим применению к правоотношениям с участием УМВД России по Смоленской области.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и поступившие на нее возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания имеются.
Из представленной выписки из реестра федерального имущества следует, что по адресу: "адрес" расположено помещение "Защитное сооружение гражданской обороны (ПРУ), находящееся в собственности Российской Федерации (л.д.30-31).
Судами установлено, что данное сооружение, представляющее собой противорадиационное укрытие (ПРУ) на основании распоряжения МТУ Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ N-р и акта приема-передачи федерального недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ было закреплено за УМВД России по Смоленской области на праве оперативного управления.
Впоследствии, на основании акта приема-передачи, утвержденного 01.10.2018 г. заместителем руководителя МТУ Росимущества, Управление МВД России по Смоленской области передало, а МО МВД России "Ярцевский" приняло данное сооружение на праве оперативного управления в составе здания, с кадастровым номером N.
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости подтверждается государственная регистрация права оперативного управления за МО МВД России "Ярцевский" 31 октября 2018 года.
Разрешая заявленный спор, установив, что вышеуказанное защитное сооружение является собственностью Российской Федерации, включено в реестр федеральной собственности, руководствуясь Федеральным законом от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 г. N 1309, Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 г. N 583, Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 года N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями", статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и в том числе возложении на административных ответчиков соответствующей обязанности.
Суд апелляционной инстанции с выводами районного суда согласился.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с Типовым положением о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, утвержденного Приказом МВД России от 05.06.2017 г. N 355, территориальными органами МВД России на районном уровне, на которые распространяется действие настоящего Типового положения, являются управления, отделы, отделения МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям (включая управления внутренних дел по административным округам Главного управления МВД России по г. Москве, управление внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления МВД России по г. Москве, управление внутренних дел по г. Сочи Главного управления МВД России по Краснодарскому краю), управления, отделы, отделения МВД России на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, управления, отделы, отделения МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах (пункт 2).
Этим же Типовым положением определено, что территориальный орган является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения; имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки, самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; выступает истцом и ответчиком в суде. Полное и сокращенное наименования территориального органа, а также его место нахождения указываются в положении о территориальном органе (пункт 19); территориальный орган является получателем бюджетных ассигнований федерального бюджета; осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного учета, предоставление бюджетной отчетности в соответствующие инстанции и иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 20); за территориальным органом в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другое имущество (пункт 21); имущество, приобретенное территориальным органом по договору или иным основаниям, поступает в его оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки предоставляются территориальному органу в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 22); финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности территориального органа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России (пункт 23).
Помимо изложенного, в Типовом положении содержится норма (пункт 16 подпункт 27), согласно которой начальник территориального органа обладает правом первой финансовой подписи финансовых документов, а также правом заключения договоров, соглашений и контрактов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
УМВД по Смоленской области в своих возражениях, в том числе, повторенных в кассационной жалобе, ссылалось на прекращение своих прав и обязанностей в отношении сооружения, как балансодержателя, в связи с передачей спорного имущества на праве оперативного управления в МО МВД "Ярцевский", являющегося по его мнению самостоятельным субъектом права, реализующего свои правомочия по управлению и распоряжению переданным ему имуществом, с учетом ограничений, установленных гражданским законодательством Российской Федерации для данного вида вещного права.
Суд первой инстанции, возлагая имущественную обязанность на УМВД по Смоленской области по заключению договора, исходил из того, что межмуниципальный отдел является структурным подразделением управления, а потому отвечает по заявленным требованиям наряду с МО МВД "Ярцевский".
Вместе с тем, ни суд первой инстанции, ни апелляционная инстанция, оставляя решение суда без изменения в своих судебных актах оценки возможности заключения такого договора исключительно с МО МВД "Ярцевский", применительно к названному Типовому положению, в том числе положению о межмуниципальном отделе, ссылка на которое имеется в кассационной жалобе, не дали; вопрос о том, каким образом в рассматриваемой ситуации МТУ Росимущества, бездействие которого признано незаконным, надлежало выполнить требования Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, не предполагающего заключения договора с двумя и более обязанными лицами, не выяснен.
Таким образом, выводы судов о необходимости удовлетворения заявленных требований сделаны без должного анализа подлежащих установлению для правильного рассмотрения настоящего административно-правового спора юридически значимых обстоятельств, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду также следует дать оценку доводу УМВД по Смоленской области о возможности применения к возникшим правоотношениям упомянутого постановления Правительства РФ от 23 апреля 1994 года N 359 и соответственно необходимости заключения договора о сохранении защитного сооружения, с учетом сложившейся договорной практики МТУ Росимущества с участием государственных учреждений (а не правопреемников приватизируемых предприятий), с учетом того, что обязанность по осуществления мероприятий по обеспечению сохранности и готовности защитных сооружений гражданской обороны предусмотрена указанным выше приказом МЧС России от 15.12.2002 г. N583.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 9 ноября 2020 года, апелляционное определение Смоленского областного суда от 2 февраля 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 19 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.