Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Жудова Н.В, судей Смирновой Е.Д, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Понтус Нины Александровны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Понтуса Егора Александровича, Понтус Елены Александровны, Понтуса Ивана Александровича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Понтус Нины Александровны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Понтуса Егора Александровича, Понтус Елены Александровны, Понтуса Ивана Александровича к Департаменту городского имущества города Москвы о признании распоряжения незаконным, восстановлении нарушенного права (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-132/2020 г.), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, объяснения представителя Понтус Н.А. по доверенности Рыбалко А.И, поддержавшего жалобу, судебная коллегия
установила:
Понтус Н.А, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Понтуса Е.А, Понтус Е.А, Понтус И.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконными заявления от 5 ноября 2017 года о снятии с жилищного учета в рамках жилищных программ, распоряжения от 3 июня 2019 года N N о снятии их с жилищного учета, обязании Департамента городского имущества г. Москвы принять новый распорядительный документ по вопросу восстановления в очереди на жилищном учете в г.Москве семьи Понтус, как нуждающихся в жилых помещениях.
Требования административного иска обоснованы ссылками на то, что заявление от 5 ноября 2017 года было написано под давлением сотрудников Департамента под предлогом перехода на новую программу с ускоренным получением жилья. В свою очередь оспариваемое распоряжение о снятии с жилищного учета, принято в отсутствие для этого предусмотренного законом оснований и противоречит методике определения имущественной обеспеченности для признания семьи Понтус малоимущими.
Решением Пресненского районного суда города Москвы от 21 июля 2020 года постановлено признать незаконным и отменить распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 3 июня 2019 года N N о снятии с жилищного учета административных истцов; возложить обязанность на Департамент городского имущества г. Москвы восстановить Понтус Н.А, Понтуса Е.А, Понтус Е.А, Понтуса И.А. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с даты постановки на учет, то есть с 2017 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24 декабря 2020 года решение Пресненского районного суда города Москвы от 21 июля 2020 года отменено и постановлено новое решение об отказе в требованиях административного иска.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 25 июня 2021 года, поставлен вопрос об отмене апелляционного определения в связи с несоответствием выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права и оставлении решения Пресненского районного суда города Москвы от 21 июля 2020 года об оспаривании неправомерного решения (распоряжения) Департамента городского имущества г.Москвы от 03.06.2019 г. N20939 о снятии многодетной семьи с жилищного учета, без изменения.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 1 июля 2021 г. кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участника процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд по общему правилу проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений по делу не усматривается.
Как следует из материалов дела, распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 8 июня 2016 года N14950 граждане Коробанов А.И, Понтус Н.А, Понтус Е.А, Понтус Е.А, Понтус И.А. признаны нуждающимися в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Впоследствии распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 декабря 2017 года N45196 граждане Коробанов А.И, Понтус Н.А, Понтус Е.А, Понтус Е.А, Понтус И.А. признаны малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и приняты на учет в таком качестве с 29 ноября 2017 года по адресу: "адрес", с одновременным снятием их с учета нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ по заявлению от 5 ноября 2017 года.
Из имеющегося в деле расчета жилищной обеспеченности, предшествовавшего принятию распоряжения от 29 декабря 2017 года, видно, что административные истцы, в том числе отец Понтус Н.И. - Коробанов А.И. занимают по указанному выше адресу квартиру, общей площадью 41, 1 кв.м.
18 февраля 2019 года от административных истцов, включая Коробанова А.И, (умер, согласно актовой записи от 29.03.2019 г.) в Департамент городского имущества города Москвы поступило заявление с просьбой осуществить перерегистрацию их как граждан, принятых на жилищный учет.
По итогам рассмотрения данного заявления, Департаментом городского имущества города Москвы принято оспариваемое распоряжение о снятии семьи Понтус и Коробанова с учета нуждающихся в жилых помещениях.
В силу части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона г. Москвы от 25.01.2006 N7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", отказ в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если: имущественная обеспеченность заявителя и членов его семьи больше стоимости общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения семьи данной численности по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Жители города Москвы снимаются с жилищного учета при утрате оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования жителями города Москвы, признанными нуждающимися в жилых помещениях (пункт 3 части 1 статьи 15 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения").
Порядок ведения жилищного учета и перерегистрации жителей города Москвы, принятых на жилищный учет определяется статьей 16 названного Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", Порядком осуществления перерегистрации жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет, утвержденным приказом Департамента городского имущества города Москвы от 5 июля 2017 года N169, с учетом Методики расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года N362-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (далее - Методика).
Так, согласно части 3 статьи 16 Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", не реже одного раза в пять лет уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы проводит перерегистрацию жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет. Полученные в ходе проверок сведения включаются в учетное дело.
При выявлении в ходе перерегистрации жителей города Москвы, подлежащих снятию с учета, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы принимает решения о снятии их с жилищного учета в соответствии со статьей 15 настоящего Закона (часть 5).
Кроме этого, непосредственно перед принятием решения о предоставлении в пользование или приобретении в собственность жилых помещений с помощью города Москвы, а также не менее чем за год до планируемого принятия такого решения уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в полном объеме проводит проверку оснований, позволяющих жителям города Москвы состоять на жилищном учете и дающих им право на получение в пользование либо приобретение в собственность жилых помещений с помощью города Москвы (часть 6).
Аналогичные нормативные положения о периодичности перерегистрации (не реже одного раза в пять лет), в целях подтверждения оснований, позволяющих гражданам состоять на жилищном учете, содержатся и в пункте 10.1 Порядка осуществления перерегистрации жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет, утвержденного приказом Департамента городского имущества города Москвы от 5 июля 2017 года N169.
Перерегистрация жителей города Москвы может проводится, как по инициативе Департамента городского имущества города Москвы, так и по заявлению граждан (пункт 1.3 названного Порядка).
При выявлении в ходе перерегистрации жителей города Москвы, подлежащих снятию с учета, Департамент принимает решение о снятии их с жилищного учета (пункт 10.3 Порядка).
Определение имущественной обеспеченности осуществляется по формуле, приведенной в пункте 3.1 Методики, в том числе исходя из суммы совокупного дохода всех членов семьи за два полных календарных года, предшествующих году подачи заявления о признании малоимущим и расчетного периода, равного 20 годам.
Принимая решение и удовлетворяя административный иск о признании распоряжения от 3 июня 2019 года незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что ранее принятым Департаментом распоряжением от 29 декабря 2017 года семья Понтус была признана малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При проверке состоявшегося по делу решения при рассмотрении апелляционной жалобы Департамента городского имущества города Москвы, суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами нижестоящего суда и их правовым обоснованием, указав, что признание административных истцов малоимущими в 2017 году в данном случае не имеет правового значения, поскольку при каждой перерегистрации учетного дела заявители должны подтверждать основания для дальнейшего нахождения на жилищном учете. Суд апелляционной инстанции также сделал вывод об обоснованности произведенного расчета имущественной обеспеченности и соответствии оспариваемого распоряжения требованиям закона.
Оснований не согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, и представленным в дело доказательствам.
Вопреки доводам кассационной жалобы, Департамент, в силу приведенных положений нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, имел право осуществить перерегистрацию административных истцов на основании поданного ими заявления. В свою очередь ссылка автора жалобы на то, что данная перерегистрация производится исключительно не менее чем за год до планируемого принятия решения о предоставлении жилого помещения, основана на неправильном толковании приведенного законодательства, предусматривающего такие действия не реже одного раза в пять лет. Стоимость жилого помещения, которое необходимо приобрести членам семьи Понтус для обеспечения по норме предоставления общей площади помещения на одного человека, составляет 2 832 603 руб, что указано в оспариваемом распоряжении. Из представленных административными истцами в Департамент документов следует, что за расчетный период доход семьи Понтус составил 2 242 539, 51 руб, что в кассационной жалобе также не оспаривается. Соответственно имущественная обеспеченность семьи Понтус, рассчитанная по формуле, составила 6 981 875, 10 руб, что превышает стоимость жилья, необходимого для приобретения.
Подлежат отклонению и доводы жалобы, существо которых сводится к тому, что действующее нормативное регулирование, следствием которого является принятое Департаментом решение о снятии с жилищного учета, практически делает невозможным получение административными истцами бесплатно жилого помещения.
Конституционный суд Российской Федерации в своем Определении от 22 апреля 2014 г. N862-О указал, что положения Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" направлены на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам, к которым семья Понтус, исходя из предоставленных ею сведений, перестала к ним относится.
Таким образом, исходя из представленных материалов дела, судебная коллегия полагает, что суд апелляционной инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, полно и всесторонне исследовал установленные по делу обстоятельства, дав им надлежащую оценку, и правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения суда апелляционной инстанции, которым дана надлежащая оценка.
Несогласие авторов кассационной жалобы с оценкой доказательств судом нижестоящей судебной инстанции и с его выводами об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела не является основанием для кассационного пересмотра судебного постановления и соответственно не может служить предусмотренными статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Понтус Нины Александровны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Понтуса Егора Александровича, Понтус Елены Александровны, Понтуса Ивана Александровича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 30 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.