Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.И, судей Рахманкиной Е.П, Агафоновой Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Ярославля на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 30 марта 2021 года по административному делу по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Ярославля к Климовскому Павлу Станиславовичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени (дело N2а-1126/2021), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения представителя ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля на основании доверенности Копытовой В.А, поддержавшей доводы жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Ярославля (далее ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля) обратилась в суд с административными исковыми заявлениями к Климовскому П.С. о взыскании транспортного налога за 2016, 2017 г.г. в сумме 64 742 рубля, пени 591 рубль 31 копейка, за 2018 г. транспортного налога в сумме 27 260 рублей, пени 65 рублей 42 копейки.
В обоснование своих требований указала, что Климовский П.С. состоит на налоговом учете в качестве плательщика транспортного налога в ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля. Своевременно обязанность по уплате налогов Климовским П.С. не исполнена, до настоящего времени за ним числится задолженность по налогу за 2016-2018 г.г. и пени.
Решением Ленинского районного суда города Ярославля от 23 ноября 2020 года исковые требования ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 30 марта 2021 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым постановлено: административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ярославля к Климовскому П.С. оставить без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 08 июля 2021 года, заявитель ставит вопрос об отмене судебного акта суда апелляционной инстанции по мотиву неправильного применения судом норм материального права в отношении расчета срока обращения за взысканием недоимки по транспортному налогу за спорные периоды.
Климовским П.С. относительно доводов кассационной жалобы представлены возражения.
В судебном заседании представитель налогового органа кассационную жалобу поддержал, по доводам в ней изложенным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела от них не поступало.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
В соответствии с положениями статьи 328 КАС РФ основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке является, несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела допущены такого рода нарушения.
Как следует из судебных актов и установлено судами, Климовский П.С. с 03 апреля 2012 г. по 03 сентября 2018 г. включительно являлся собственником транспортного средства - "данные изъяты").
По данным ГИБДД с 07 декабря 2018 г. по настоящее время собственником числится Гаджиев А.О, транспортное средство зарегистрировано в ГИБДД города Махачкалы, имеет регистрационный номер N.
Климовскому П.С. за 2016, 2017 г.г. был исчислен транспортный налог, направлено налоговое уведомление от 11 ноября 2019 года N 89552275 с указанием сумм налогов, подлежащих уплате, сроков уплаты налогов.
Также был исчислен транспортный налог за 2018 год, направлено налоговое уведомление от 25.07.2019 года N 45219227. 20.12.2019 года налоговым органом был произведен перерасчет транспортного налога за 2018 год о чем административному ответчику было направлено налоговое уведомление от 20.12.2019 года N 90291553.
В установленный законом срок налог уплачен не был, в связи с чем, в адрес Климовскому П.С. направлено требование об уплате налога и пени от 14 февраля 2020 г. N6484 со сроком исполнения до 24 марта 2020 года.
Определением мирового судьи судебного участка N3 Ленинского судебного района г. Ярославля от 25 мая 2020 года, в связи с поступившими возражениями Климовского П.С, отменен судебный приказ от 14 мая 2020 года на взыскание задолженности по налоговым платежам.
В суд с данным административным иском административный истец обратился 26 июня 2020 года.
Судом установлено, что 11 мая 2018 г. в автомобиле "данные изъяты"), государственный регистрационный номер N по адресу: "адрес" у "адрес", корпус 2, произошел пожар, в результате пожара огнем поврежден указанный выше автомобиль, что отражено в справке Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Ярославлю от 14 и 21 мая 2018 г.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик как собственник транспортного средства, являлся плательщиком транспортного налога, в установленные законом срок данный налог за 2016, 2017г.г. не уплатил, требование об уплате налогов в указанный в требовании срок не исполнил, расчет задолженности произведен правильно, порядок обращения в суд не нарушен, процедура уведомления собственника о необходимости погасить задолженность, предшествующая обращению в суд, соблюдена.
Относительно налога за 2018 год, суд первой инстанции указал, что достаточных доказательств с достоверностью свидетельствующих о полной гибели спорного транспортного средства в результате пожара, в материалах дела не имеется, в связи с чем пришел к выводу о том, что автомобиль "данные изъяты" государственный регистрационный номер Р 611 АС, является объектом налогообложения, владельцем которого в спорный период (с 01 января 2016 года по 31 августа 2018 года) являлся Климовский П.С, не исполнивший обязанность по уплате налога, в результате чего образовалась недоимка и начислены пени.
Отклоняя возражения административного ответчика о пропуске налоговой инспекцией срока для судебного взыскания налоговой недоимки за 2016-2017 годы, районный суд исходил из того, что только 08 августа 2018 г. в инспекцию поступили официальные данные ГИБДД о владении Климовским П.С. спорным транспортным средством. Расчет транспортного налога произведен в 2019 г. за 2018 г. и три предшествующих периода. При этом недоимка выявлена 09 января 2020 г, после чего налогоплательщику направлено требование N6484 от 14 февраля 2020 г. У налогового органа отсутствовали правовые основания для начисления налога на основании переписки с налогоплательщиком при отсутствии официальных данных регистрирующего органа. Произведенная административным ответчиком 9 декабря 2019 года оплата транспортного налога в сумме 17 038 рублей была направлена на погашение ранее образовавшейся задолженности, поскольку в назначении платежа не был указан период, за который производится оплата.
С данными выводами суда первой инстанции не согласилась судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда, указав, что транспортное средство, зарегистрированное за Климовским П.С. в органах ГИБДД, принадлежащее ему на праве собственности, с 11 мая 2018 года физически не существовало, в связи с чем отсутствовали основания для начисления налога, сделал вывод о пропуске налоговым органом срока для обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности за 2016, 2017 годы. Также судом учтено, что материалы дела не содержат сведений о направлении в адрес административного ответчика налогового уведомления об уплате транспортного налога за 2016-2017 годы в установленные законом сроки, в связи с чем, недоимки не возникло. С заявлением о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, по требованиям о взыскании задолженности за 2016-2017 годы налоговый орган не обращался, полагая срок не пропущенным.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что административным ответчиком уплачен в бюджет самостоятельно исчисленный транспортный налог за период с 01 января 2018 года в размере 17 038 руб.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда второй инстанции, поскольку они основаны не ошибочном толковании норм материального права и не согласуются с установленными по делу фактическими обстоятельствами.
На основании ст.57 Конституции РФ, п. 1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).
В силу п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Частью 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
В соответствии с п. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Согласно ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (действующим на момент возникновения спорных правотношений), которым предусмотрено, что к органам, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, относятся подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. На них в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность, в том числе, сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно ч. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (действующим на момент возникновения спорных правоотношений), утвержденных Приказом МВД Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).
В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
По смыслу вышеупомянутых положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в Инспекцию Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему РФ. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам (часть 3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
Транспортный налог уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно налоговому уведомлению N 89552275 от 11 ноября 2019 г, уполномоченным органом произведен расчет налога за 2016, 2017 год в переделах трехлетнего периода, что не противоречит положениям ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела Климовскому П.С. за 2016, 2017 г.г. был исчислен транспортный налог, направлено налоговое уведомление от 11 ноября 2019 года N 89552275 с указанием сумм налогов, подлежащих уплате, сроков уплаты налогов.
Также был исчислен транспортный налог за 2018 год, направлено налоговое уведомление от 25.07.2019 года N 45219227. 20.12.2019 года налоговым органом был произведен перерасчет транспортного налога за 2018 год о чем административному ответчику было направлено налоговое уведомление от 20.12.2019 года N 90291553.
В установленный законом срок налог уплачен не был, в связи с чем, в адрес Климовскому П.С. направлено требование об уплате налога и пени от 14 февраля 2020 г. N6484 со сроком исполнения до 24 марта 2020 года.
Определением мирового судьи судебного участка N3 Ленинского судебного района г. Ярославля от 25 мая 2020 года, в связи с поступившими возражениями Климовского П.С, отменен судебный приказ от 14 мая 2020 года на взыскание задолженности по налоговым платежам.
В суд с данным административным иском административный истец обратился 26 июня 2020 года, т.е. в т.е. в пределах установленного законом шестимесячного срока.
Связь и зависимость налоговых норм и регулируемых ими отношений носит обоюдный характер и поэтому п. 1 ст. 44 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается только при наличии оснований, установленных Кодексом или иными актами законодательства о налогах и сборах. Вынесение постановления органами внутренних дел по факту поджога транспортного средства истца и заключение эксперта о стоимости годных остатков транспортного средства, на что ссылается административный ответчик, не является основанием для изменения налоговых правоотношений, поскольку законодательство о налогах и сборах не предусматривает это обстоятельство в качестве основания возникновения, изменения или прекращения обязанности по уплате налогов.
Обязанность по уплате транспортного налога находится в зависимости от факта регистрации транспортного средства. Налогоплательщиком признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Уплата транспортного налога поставлена в зависимость и осуществляется именно по факту регистрации транспортного средства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 04.09.2018 года регистрация данного транспортного средства была прекращена на основании заявления представителя Климовского П.С, в связи с продажей транспортного средства. 28 ноября 2018 года между Климовским П.С. и Гаджиевым А.О. был заключен договор купли-продажи, и 07 декабря 2018 года указанное транспортное средство поставлено на регистрационный учет.
С учетом указанного выше, обжалуемый судебный акт суда апелляционной инстанции не может быть признан законным и обоснованным, в силу чего он подлежит отмене с оставлением в силе решения Ленинского районного суда г. Ярославля от 23 ноября 2020 года.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 30 марта 2021 года отменить, оставить в силе решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 23 ноября 2020 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.