Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В, Смирновой Е. Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Территориального управления социальной защиты населения по Лухскому муниципальному району Ивановской области на решение Палехского районного суда Ивановской области от 10 ноября 2020 г. (дело N 2а-685/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 18 февраля 2021 г. (дело N 33а-428/2021), вынесенные по административному делу по административному иску прокурора Лухского района Ивановской области в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Территориальному управлению социальной защиты населения по Лухскому муниципальному району Ивановской области о признании незаконным решения, уведомлений, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителя прокурора Лухского района Ивановской области - Лазаревой Е.И, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Солодова А.С. является матерью несовершеннолетних ФИО14. (ФИО1), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
18 июня 2019 года Солодова А.С. обратилась в ТУСЗН по Лухскому муниципальному району с заявлениями: о назначении пособия на ребенка ФИО15. одинокой матери; пособия на детей ФИО2 и ФИО3, а также о предоставлении ежемесячной денежной выплаты семьям на третьего и последующих детей в связи с рождением третьего ребенка ФИО3, представив справку N2 о заработной плате ФИО8 (супруга заявителя) от 11 апреля 2019 г.
ТУСЗН по Лухскому муниципальному району Солодовой А.С. назначены указанные пособия и выплата.
25 февраля 2020 г. Солодова А.С. обратилась в электронном виде в ТУСЗН по Лухскому муниципальному району с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.
На запрос ТУСЗН по Лухскому муниципальному району получен ответ от 17 июня 2020 г. из межрайонной ИФНС России N3 по Ивановской области, согласно которому сведения о доходах за 2019 год от ФИО9 на ФИО8 в информационной базе инспекции отсутствуют.
Решениями N 47, 48, 49 от 01 июля 2020 года ТУСЗН по Лухскому муниципальному району Ивановской области Солодовой А.С. прекращено предоставление с 01 июля 2020 года соответственно ежемесячной денежной выплаты семьям на третьего и последующих детей, назначенной в связи с рождением ФИО3, пособия на ребенка ФИО3, ФИО2, пособия на ребенка ФИО16. одинокой матери в связи с выявлением факта предоставления получателем ежемесячной денежной выплаты документов, содержащих неполные и (или) недостоверные сведения.
08 июля 2020 г. Солодовой А.С. направлены уведомления NN699, 700, 701, 702 о взыскания с нее излишне полученных выплат и пособий.
Прокурор Лухского района Ивановской области обратился в суд в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Территориальному управлению социальной защиты населения по Лухскому муниципальному району Ивановской области о признании незаконным решения, уведомлений, указав, что в ходе проведенной прокуратурой Лухского района по обращению Солодовой А.С. проверки правомерности принятых ТУСЗН по Лухскому муниципальному району в отношении Солодовой А.С. решений о прекращении предоставления и взыскании излишне выплаченных сумм, установлено, что основанием для принятия оспариваемых решений послужило предоставление заявителем в управление документов, содержащих неполные и (или) недостоверные сведения о доходах ее супруга ФИО8 за период с марта по май 2019 года. Вместе с тем, оспариваемые решения административного ответчика противоречат действующему законодательству, поскольку в представленных заявителем документах не имелось недостоверных и неполных сведений. Наличие противоречий в предоставленных справках и информации ФНС России, не может повлечь прекращение производства выплат и взыскание с Солодовой А.С. излишне выплаченных сумм.
Решением Палехского районного суда Ивановской области от 10 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 18 февраля 2021 г, решение ТУСЗН по Лухскому муниципальному району Ивановской области N 47 от 01 июля 2020 г. о прекращении предоставления Солодовой А.С. ежемесячной денежной выплаты на третьего и последующих детей, назначенной в связи с рождением ФИО3, признано не соответствующим требованиям Закона Ивановской области от 29 июня 2012 г.N 48-03 "О ежемесячной денежной выплате семьям на третьего и последующих детей"; решения ТУСЗН по Лухскому муниципальному району Ивановской области N 48 и 49 от 01 июля 2020 года о прекращении предоставления Солодовой А.С. пособия на детей ФИО3, ФИО2 и пособия на ребенка ФИО17 одинокой матери - не соответствующими требованиям Закона Ивановской области от 21 декабря 2004 г. N177-03 "О пособии на ребенка в Ивановской области".
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 2 августа 2021 г, руководитель Территориального управления социальной защиты населения по Лухскому муниципальному району Ивановской области Малинская Т.П, ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, указывая на неверное применение судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего не допущено не было.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций пришли к выводу о несоответствии оспариваемых решений положениям действующего законодательства и нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних детей, поскольку достоверность представленных заявителем для получения соответствующих выплат сведений о получении ФИО8 доходов у работодателя ИП ФИО9 подтверждена доказательствами по делу.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судами установлено, что 28 августа 2020 г. по жалобе Солодовой А.С. прокуратурой Лухского района установлено, что Солодовой А.С. к заявлению в ТУСЗН по Лухскому району приложены справки о доходах супруга ФИО8, полученные у работодателя в 2019 г. ИП ФИО9 Факт официального трудоустройства ФИО8 подтверждается записями в трудовой книжке. Отсутствие сведений в налоговом органе о доходах ФИО8 не может рассматриваться как представление недостоверных сведений.
По результатам проведенной проверки вынесено представление, в котором содержатся требования о принятии мер к устранению допущенных нарушений закона в отношении заявителя и решении вопроса о привлечении к установленной законом ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
28 августа 2020 г. прокуратурой Лухского района вынесены протесты на принятые решения ТУСЗН по Лухскому муниципальному району Ивановской области о прекращении выплат, которые оставлены 10 сентября 2020 г. без удовлетворения органом социальной защиты.
Проанализировав положения Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Закона Ивановской области N 48-ОЗ от 29 июня 2012 г. "О ежемесячной денежной выплате семьям на третьего и последующих детей", требования Правил обращений за ежемесячной денежной выплатой семьям на третьего и последующих детей, ее назначения, выплаты и организации доставки в Ивановской области, утвержденные постановлением Правительства Ивановской области от 22 января 2013 г. N 8-п, положения Закона Ивановской области от 21 декабря 2004 г. N 177- 03 "О пособии на ребенка в Ивановской области", а также Правила обращения за пособием на ребенка, его назначения, выплаты и организации доставки в Ивановской области и Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение пособия на ребенка, утвержденным Постановлением Правительства Ивановской области от 27 марта 2012 г. N 101-п, суды пришли к обоснованному выводу, что заявителем при обращении в орган социальной защиты неполных и недостоверных сведений о доходах ее супруга не представлялось, достоверность представленных заявителем сведений о получении ФИО8 доходов у работодателя ИП ФИО9 подтверждена представленными по делу доказательствами, в связи с чем в соответствии с заявлениями и представленными документами Солодовой А.С. ТУСЗН по Лухскому муниципальному району были правомерно назначены указанные пособия и выплата.
Принятие решений от 01 июля 2020 г. о прекращении Солодовой А.С. предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям на третьего и последующих детей, назначенной в связи с рождением ФИО3, пособия на ребенка ФИО3, ФИО2, пособия на ребенка ФИО18 одинокой матери, противоречит закону и установленным по делу обстоятельствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что заявителем при обращении в 2019 году были представлены недостоверные либо неполные сведения о доходах супруга, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального права, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, и обоснованно отклонены, при этом суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке исследованных по делу доказательств и сделанных на их основе выводов.
На основании изложенного, оспариваемые судебные акты первой и апелляционной инстанций приняты в соответствии с нормами процессуального и материального права, оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Палехского районного суда Ивановской области от 10 ноября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 18 февраля 2021 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления социальной защиты населения по Лухскому муниципальному району Ивановской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 октября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.