Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Шеломановой Л.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Щедроткина Алексея Владимировича на решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 07 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 12 февраля 2021 года по административному делу по административному иску Щедроткина Алексея Владимировича к Администрации сельского поселения "Село Высокиничи" о признании незаконным в части постановления об изменении видов разрешенного использования земельных участков (дело N2а-336/2020), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения представителя административного истца Щедроткина А.В, на основании доверенности Щедроткина Е.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Администрации сельского поселения "Село Высокиничи" Жуковского района Калужской области на основании доверенности Бахаревой Е.В, возражавшей против доводов жалобы, представителя Правительства Калужской области на основании доверенности Слюдикова Е.Ю, возражавшего против доводов жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Щедроткин А.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным постановление Администрации сельского поселения "Село Высокиничи" от 5 июня 2019 года, которым изменен вид разрешенного использования принадлежащих административному истцу земельных участков с "ведение дачного хозяйства" на "для сельскохозяйственного производства" и с "земельные участки (территории) общего пользования" на "для сельскохозяйственного производства", мотивируя требования тем, что указанное изменение произведено в отсутствие волеизъявления административного истца и при отсутствии у административного ответчика соответствующих полномочий; вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" не предусмотрен Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 года N 540; оспариваемое постановление нарушает права административного истца на использование земельных участков в соответствии с их видом разрешенного использования.
Решением Бабушкинского районного суда г. Москвы от 07 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 12 февраля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Щедроткину А.В. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 10 августа 2021 года, заявитель ставит вопрос об отмене указанных выше судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по мотиву несоответствия выводов судов обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права. Считает, что природный заказник "Государственный комплекс "Таруса" не имел полномочий на установление и изменение видов разрешенного использования земельных участков, данный вопрос находится в исключительной компетенции Федеральной службы охраны Российской Федерации. Правилами землепользования и застройки сельского поселения "Село Высокиничи" такой вид разрешенного использования как "для сельскохозяйственного производства" не предусмотрен. Судами не было установлено обстоятельство о наличии опасности для жизни и здоровья человека, окружающей среды и объектов культурного наследия, в связи с чем, выводы судов о приведении видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с градостроительным регламентом сделан, судами преждевременно и необоснованно.
В судебном заседании представитель административного истца кассационную жалобу поддержал, дал объяснения по доводам в ней изложенным.
Представители Правительства Калужской области, администрации сельского поселения, в судебном заседании возражали против доводов жалобы, считают, состоявшиеся по данному делу судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Судами установлено судом и следует из материалов дела, Щедроткину А.В. принадлежат на праве собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в Калужском районе Калужской области с кадастровыми номерами: N имеющие вид разрешенного использования "земельные участки (территории) общего пользования". Право собственности Щедроткина А.В. на земельные участки зарегистрировано 2017 и 2018 годах. Правила землепользования и застройки сельского поселения "Село Высокиничи" утверждены решением Сельской Думы сельского поселения "Село Высокиничи" от 26 октября 2007 года N 62 (в редакции от 20 ноября 2018 года). Решением Сельской Думы муниципального образования сельское поселение "Село Высокиничи" от 06 октября 2016 года N 43 в Правила землепользования и застройки сельского поселения "Село Высокиничи" были внесены
Право собственности Щедроткина А.В. на земельные участки зарегистрировано 2017 и 2018 годах.
Правила землепользования и застройки сельского поселения "Село Высокиничи" утверждены решением Сельской Думы сельского поселения "Село Высокиничи" от 26 октября 2007 года N 62 (в редакции от 20 ноября 2018 года).
Решением Сельской Думы муниципального образования сельское поселение "Село Высокиничи" от 06 октября 2016 года N 43 в Правила землепользования и застройки сельского поселения "Село Высокиничи" были внесены изменения, согласно которым принадлежащие Щедроткину А.В. земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, были включены в территориальную зону "С3 - зона ведения дачного хозяйства и садоводства", предусматривающую вид разрешенного использования "ведение дачного хозяйства".
После принятия решения Сельской Думы МО СП "Село Высокиничи" от 06 октября 2016 года N 43 Щедроткин А.В. разделил принадлежащий ему участок на 77 отдельных земельных участков и зарегистрировал право собственности на них, выбрав виды разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства", "ведение садоводства", "земельные участки (территории) общего пользования".
Решением Сельской Думы муниципального образования сельское поселение "Село Высокиничи" от 07 февраля 2018 года N 112 в целях приведения Правил землепользования и застройки в соответствие с требованиями законодательства указанные изменения отменены. С даты отмены внесенных изменений, действовали Правила землепользования и застройки в редакции решения Сельской Думы муниципального образования сельское поселение "Село Высокиничи" от 12 января 2015 года N 181, в соответствии с которыми установление территориальной зоны и градостроительных регламентов на данные земельные участки предусмотрено не было.
Решение от 07 февраля 2018 года N 112 Щедроткиным А.В. не оспаривалось.
Постановлением Администрации сельского поселения "Село Высокиничи" от 05 июня 2019 года по обращению государственного природного заказника федерального значения Государственный комплекс "Таруса", в связи с принятием решения Сельской Думы от 07 февраля 2018 года N 112 "Об отмене Решения Сельской Думы от 06 октября 2016 года N 43 "О принятии изменений в Правила землепользования и застройки МО СП село Высокиничи" изменен вид разрешенного использования вышеуказанных земельных участков на "для сельскохозяйственного производства", в связи с чем спорный земельный массив отнесен к зоне С-2, занятой объектами сельскохозяйственного назначения и предназначен для ведения сельскохозяйственного производства.
Генеральный план, установивший территориальные зоны сельского поселения "Село Высокиничи", утвержден решением Сельской Думы 14 апреля 2014 года N 145, и с указанного времени иных правовых актов Правительством Калужской области в отношении муниципального образования не принималось, в том числе, в отношении земельных участков, принадлежащих Щедроткину А.В.
Разрешая возникший спор по существу и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление, которым виды разрешенного использования земельных участков были приведены в соответствие с Правилами землепользования и застройки, действовавшими до принятия решения Сельской Думы N 43 от 06 октября 2016 года, отмене не подлежит, поскольку оно издано в целью приведения видов разрешенного использования в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поседения "Село Високиничи". Согласования Правительства Калужской области при изменении вида разрешенного использования земельных участков не требовалось.
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда, проверяя решение суда первой инстанции, согласилась с указанными выводами, указав, что в оспариваемом постановлении не устанавливался новый вид разрешенного использования земельных участков, а администрация сельского поселения "село Высокиничи" фактически привела вид разрешенного использования земельных участков к исходному, существовавшему до внесения изменений в Правила землепользования и застройки в 2016 году.
Выводы судов судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Подпункт 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земли в Российской Федерации, обозначенные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу положений ст. ст. 30, 32 и 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой использование землепользователем земли в соответствии с градостроительными регламентами. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Исходя из анализа норм действующего законодательства, установив, что принадлежащие административному истцу земельные участки до их образования относились к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения и в состав границ какого-либо населенного пункта не входили, а для земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков не устанавливаются, суды пришли к правомерному выводу о том, что внесенные в 2016 году в Правила землепользования и застройки сельского поселения "Село Высокиничи" изменения, противоречили действующему законодательству, следовательно спорные земельные участки ошибочно были включены в территориальную зону СХ3: "зона ведения дачного хозяйства и садоводства", издавая оспариваемое постановление от 5 июня 2019 года N 110, Администрация фактически привела виды разрешенного использования земельных участков к их первоначальному наименованию в связи с отменой в порядке самоконтроля решения Сельской Думы муниципального образования сельского поселения "Село Высокиничи" от 6 октября 2016 года N 43 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения "Село Высокиничи".
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, принадлежащие Щедроткину А.В. земельные участки полностью находятся в границах зоны с особыми условиями использования территории природного заказника федерального значения "Государственный комплекс "Таруса", образованного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 года N 639.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 упомянутого Закона органы местного самоуправления осуществляют муниципальный земельный контроль за использованием земель в границах поселения.
Следовательно, полномочия на принятие оспариваемого постановления у Администрации сельского поселения "Село Высокиничи" имелись.
Ссылки кассатора на часть 8 статьи 36 ГрК РФ, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные, поскольку положения данной нормы в данном случае не подлежат применению, так как отмена ранее внесенных в Правила землепользования и застройки изменений, устанавливающих для спорных земельных участков территориальную зону С-3 - зона размещения садово-дачных участков, была обусловлена выявлением органом местного самоуправления противоречием этих изменений закону, и произведенное на их основании изменение видов разрешенного использования земельных участков требовало приведения в соответствие.
Доводы кассатора о противоречии оспариваемого акта (постановления сельской администрации) существующему землепользованию, а также о невозможности эксплуатации земельных участков в соответствии с их видом разрешенного использования, также не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным основаниям.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку выводы судов полностью подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, в том числе исходя из критериев их допустимости и достоверности. Переоценка, представленных в материалах дела доказательств, не может быть осуществлена на стадии кассационного производства в силу положений части 3 статьи 329 КАС РФ.
Доводы, изложенные заявителем в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы заявленные требования, апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 07 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 12 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Щедроткина Алексея Владимировича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.