Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Захаровой С.В, Байбакова М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Тамбовского гарнизона в интересах Мамонтовой Нины Алексеевны, Абузаровой Назиры Латифовны, Писковой Тамары Михайловны, Пчелинцевой Светланы Николаевны, Каппель Юлии Валериевны к Федеральному государственному казенному учреждению "1586 Военный клинический госпиталь" о взыскании начисленной, не невыплаченной заработной платы (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-252/2021)
по кассационной жалобе ФГКУ "1586 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 27 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 5 июля 2021 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Филатовой Е.Г, полагавшей доводы жалобы необоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Военный прокурор Тамбовского гарнизона обратился с исками в защиту интересов Мамонтовой Нины Алексеевны, Абузаровой Назиры Латифовны, Писковой Тамары Михайловны, Пчелинцевой Светланы Николаевны, Каппель Юлии Валериевны о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы за сентябрь 2019 г. в пользу Мамонтовой Н.А.- 26456, 07 руб, в пользу Абузаровой H.Л - 22664, 03 руб, в пользу Писковой Т.М.- 12610, 73 руб, в пользу Пчелинцевой С.Н.- 7404, 08 руб, в пользу Каппель Ю.В.- 48321, 27 руб.
Исковые требований мотивированы тем, что военной прокуратурой Тамбовского гарнизона проведена проверка по обращению истцов в связи с невыплатой им филиалом N9 ФГКУ "1586 ВКГ" Минобороны РФ заработной платы в 2019 году во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 N597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Проверкой установлено, что филиал N9 ФГКУ "1586 ВКГ" Минобороны РФ г. Тамбов является структурным подразделением ФГКУ "1586 ВКГ" Минобороны РФ.
Трудовым договорами и дополнительными соглашениями работникам Мамонтовой Н.А, Абузаровой Н.Л, Писковой Т.М, Пчелинцевой С.Н, Каппель Ю.В. гарантирована оплата дополнительных стимулирующих выплат при условии выполнения работником критериев эффективности деятельности работника, в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 N597, для достижения показателей соотношения среднего уровня заработной платы работников соответствующих категорий, занятых в учреждении, и среднего уровня заработной платы в Тамбовской области.
Приказом от 10.10.2019 N 325 произведено начисление дополнительной стимулирующей выплаты за сентябрь 2019 года.
Приказом начальника филиала N9 ФГКУ "1586 ВКГ" Минобороны РФ от 23.12.2019 года N429 по начисленным, но не выплаченным суммам произведен перерасчет и данные выплаты аннулированы.
По мнению военного прокурора, отсутствие денежных средств само по себе не может повлечь освобождение от предусмотренной нормативными актами обязанности по начислению и выплате денежных средств, что и явилось основанием для обращения в суд с исками в защиту трудовых прав работников ФГКУ "1586 ВКГ" Минобороны РФ.
Данные дела соединены в одно производство.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 27 февраля 2021 года с учетом определения того же суда от 13 мая 2021 года с Федерального государственного казенного учреждения "1586 Военный клинический госпиталь" взыскано в пользу Каппель Юлии Валериевны 48 321, 27 руб, в пользу Писковой Тамары Михайловны 12 610, 73 руб, в пользу Абузаровой Назиры Латифовны 22664, 03 руб, в пользу Мамонтовой Нины Алексеевны 15972, 39 руб. В удовлетворении исковых требований в интересах Пчелинцевой Светланы Николаевны военному прокурору Тамбовского гарнизона отказано. С Федерального государственного казенного учреждения "1586 Военный клинический госпиталь" взыскана государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования городской округ г. Тамбов в размере 2969 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 5 июля 2021 года, вышеприведенное решение суда отменено в части взыскания с ФГКУ "1586. Военный клинический госпиталь" Министерства обороны РФ в доход бюджета муниципального образования городской округ-город Тамбов государственной пошлины в размере 2969 рублей.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ФГКУ "1586 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Приводит доводы о финансировании ответчика финансовым органом в объемах, значительно меньших от фактической потребности, в связи с чем не представилось возможным осуществить выплату дополнительных стимулирующих выплат, поскольку все денежные средства, выделенные Департаментом, были направлены на повышение уровня оплаты труда врачам и иным медицинским работникам.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18.06.2009 между работодателем в лице начальника филиала N9 ФГКУ "1586 ВКГ" Минобороны РФ и Мамонтовой Н.А. заключен трудовой договор, Мамонтова Н.А. принята на должность санитарки в эндоскопический кабинет в филиал N9 ФГКУ "1586 ВКГ" Минобороны РФ.
Пунктом 4.1.3 дополнительного соглашения к трудовому договору работнику гарантирована оплата дополнительных стимулирующих выплат при условии выполнения работником критериев эффективности деятельности работника, в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 N597, для достижения показателей соотношения среднего уровня заработной платы работников соответствующих категорий, занятых в учреждении, и среднего уровня заработной платы в Тамбовской области.
18.06.2009 между работодателем в лице начальника филиала N9 ФГКУ "1586 ВКГ" Минобороны РФ и Абузаровой H.JI. заключен трудовой договор, с 18.06.2009 г. последняя назначена на должность санитарки операционного отделения.
Пунктом 4.1.3 дополнительного соглашения от 10.10.2013 г. к трудовому договору работнику гарантирована выплата дополнительных стимулирующих выплат при условии выполнения работником критериев эффективности деятельности работника, в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 N597, для достижения показателей соотношения среднего уровня заработной платы работников соответствующих категорий, занятых в учреждении, и среднего уровня заработной платы в Тамбовской области.
Начальником филиала N9 данного учреждения 09.01.2014г. с Писковой Т.М. заключен трудовой договор N 4/2014, она назначена на должность санитарки лабораторного отделения.Пунктом 4.1.4 дополнительного соглашения от 21.03.2016 г. к трудовому договору работнику гарантирована оплата дополнительных стимулирующих выплат при условии выполнения работником критериев эффективности деятельности работника, в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 N597, для достижения показателей соотношения среднего уровня заработной платы работников соответствующих категорий, занятых в учреждении, и среднего уровня заработной платы в Тамбовской области.
Начальником филиала N9 данного учреждения 25.05.2014 г. с Каппель Ю, В. заключен трудовой договор N 143/2015, с 25.05.2020 г. она принята на должность заведующего отделением- врача клинической лабораторной диагностики.
С учетом дополнительного соглашения от 21.03.2016 г. трудовым договором работнику гарантирована оплата дополнительных стимулирующих выплат при условии выполнения работником критериев эффективности деятельности работника, в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 N597, для достижения показателей соотношения среднего уровня заработной платы работников соответствующих категорий, занятых в учреждении, и среднего уровня заработной платы в Тамбовской области.
Как следует из сведений, представленных в материалы дела ФГКУ "1586 ВГК" целевые показатели по средней заработной плате за 2019 г. в филиале N9 ФГКУ "1586 ВКГ" МО РФ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 по младшему медицинскому персоналу не выполнены на 7, 7% на сумму 1 344 300 рублей, в отношении врачей показатели не выполнены на 16, 2% на сумму 1 749, 5 тыс. рублей. Тем самым, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N597 в отношении младшего медицинского персонала, в том числе и конкретных работников Абузаровой H.JL, Писковой Т.М, Мамонтовой Н.А, а также врача Каппель Ю.В, не выполнен в 2019 г.
Согласно представленному истцом и выполненному филиалом N9 расчету размера стимулирующих выплат по "дорожной карте" младшему медицинскому персоналу и врачам до выполнения целевых показателей в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N597 за 2019 год за фактически отработанное время по критериям качества работы, сумма невыплаченных Абузаровой Л.Н. денежных средств составила 25353 руб, для Мамонтовой Н.А.- 15 972, 39 руб, для Писковой Т.М.-19099, 26 руб, для Каппель Ю.В.- 51 584 руб. Данный расчет сделан с учетом всех выплаченных работнику сумм за 2019 г. Ответчиком данный расчет не оспаривается. Сведений о том, что данные работники не выполнили критерии эффективности, в связи с чем у них отсутствует право на получение данной стимулирующей выплаты, в материалах дела не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 15, 21, 22, 57 Трудового кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2599-р.
Принимая во внимание, что целевые показатели по средней заработной плате за 2019 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 по младшему медицинскому персоналу и врачам не выполнены, денежные средства по "дорожной карте" в сентябре 2019 г. указанным выше работникам не выплачивались, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в отношении Мамонтовой Н.А. на сумму 15972, 39 руб, в отношении Абузаровой Н.Л. на сумму 22664, 03 руб, в отношении Писковой Т.М. на сумму 12610, 73 руб, в отношении Каппель Ю.В. на сумму 48321, 27 руб.
При этом представленный истцом расчет судом не был положен в основу для удовлетворения исковых требований на дату принятия решения, поскольку не учитывает все произведенные выплаты работникам за 2019 г, что приведет к перевыполнению целевых показателей.
Вместе с тем, в удовлетворении требований в интересах Пчелинцевой С.Н. суд отказал, мотивировав свой вывод тем, что занимаемая ею должность относится к категории среднего медицинского персонала, в отношении которой показатели, предусмотренные Указом Президента РФ N597 в 2019 году выполнены.
С выводами суда первой инстанции в целом согласился суд апелляционной инстанции.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части взыскания с ответчика государственной пошлины, указав, что ФГКУ "1586 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации подлежало освобождению от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, что послужило основанием к отмене решения суда в данной части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
Довод кассационной жалобы о недостаточном финансировании для выплаты сотрудникам стимулирующих выплат является необоснованным. Доказательств, освобождающих ответчика от исполнения обязанностей по выполнению целевых показателей, предусмотренных Указом Президента РФ N597 в полном объеме, суду не представлено. Денежные средства учреждению были выделены Министерством обороны в запрошенном размере, что учреждением не оспорено. Доводы ответчика о некачественном планировании и распределении денежных средств филиалом N9 не могут быть положены в основу отказа в удовлетворении требований по защите трудовых прав конкретных работников.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 27 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 5 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФГКУ "1586 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.