Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Белоусовой В.Б, судей Бибеевой С.Е. и Кучинского Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6059/2021 по иску военного прокурора Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации и федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности провести капитальный ремонт здания
по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 16 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, выслушав представителя Министерства обороны Российской Федерации Виноградова П.А. поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения по жалобе прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Юдиной М.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
военный прокурор Уссурийского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц (далее также - прокурор) обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ) о возложении обязанности провести капитальный ремонт здания.
В обоснование исковых требований указано, что военной прокуратурой Уссурийского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, в ходе которой установлено, что по адресу: "адрес" расположено здание склада (инв. N), используемое в интересах войсковой части 39255, собственником которого является Минобороны России, а на ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ возложены функции по содержанию и текущему ремонту этого здания.
По результатам осмотра указанное здание ввиду длительной эксплуатации без проведения капитального ремонта не отвечает требованиям статей 7-11 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 16 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, на ФИО1 и ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в лице филиала ФГБУ "ЦЖКУ" по ВВО возложена обязанность провести капитальный ремонт здания склада (инв. N), расположенного по адресу: "адрес"Б.
В кассационной жалобе представитель Минобороны России просит судебные постановления отменить, как незаконные и необоснованные.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Такие нарушения допущены судебными инстанциями при рассмотрении дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по адресу: "адрес"Б, расположено здание склада (инв. N), используемое в интересах войсковой части 39255.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 13.04.2017 N 1168 недвижимое имущество, в том числе здание ПТОР N, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "ДТУИО" МО РФ.
Приказом Министра Минобороны России от 02.03.2017 N 155 создано ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
В соответствии с уставом ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ и Положением о филиале ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (по Восточному военному округу) функции содержания и текущего ремонта вышеуказанного имущества, расположенного в пределах ВВО, возложены на указанный филиал ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
Удовлетворяя иск прокурора и возлагая на Минобороны России и ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в лице филиала ФГБУ "ЦЖКУ" по ВВО обязанность провести капитальный ремонт здания склада (инв. N), суд первой инстанции сослался на то, что на протяжении длительного периода здание эксплуатируется без проведения капитального ремонта, вследствие чего в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии и не отвечает установленным требованиям.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит, что судебными инстанциями допущены существенные нарушения норм права.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которого указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил (подпункт 71 пункта 7 положения).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта.
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.