Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Вишняковой Н.Е, судей фио, фио, с участием прокурора фио, при помощнике Патове А.А, заслушав в открытом судебном заседании с использованием средств аудио- и видеозаписи по докладу судьи фио, дело N 2-5855/20 по апелляционной жалобе Айсиной М.Т, Айсина Р.Ф, Айсина Н.Р, Айсиной Р.Р. на решение Кузьминского районного суда адрес от 08 декабря 2020 года по иску Департамента городского имущества адрес к Айсиной М. Т, Айсину Р. Ф, Айсиной Р.Р, Айсину Н.Р. о выселении, снятии с регистрационного учета и вселении и по встречному иску о возложении обязанности по предоставлению иного жилого помещения, которым постановлено:
Выселить Айсину Мефузу Тагиевну, Айсина Рифата Фатеховича, фио, Айсина Наиля Рифатовича из квартиры по адресу: адрес, со снятием с регистрационного учета и вселить в квартиру по адресу: адрес с постановкой на регистрационный учет.
В удовлетворении встречного искового заявления отказать, УСТАНОВИЛА:
Департамент городского имущества адрес обратился в суд с иском к ответчикам о выселении из отдельной двухкомнатной квартиры по адресу: адрес, площадью жилого помещения 43, 8 кв.м, общей площадью - 43, 2 кв.м, жилой - 27, 3 кв.м, кадастровый номер 77:04:0002013:1613, со снятием с регистрационного учета по данному адресу и вселении в отдельную двухкомнатную квартиру по адресу: адрес, площадью жилого помещения 50, 4 кв.м, общей площадью 49, 0 кв.м, жилой площадью 29, 4 кв.м. В обосновании своих требований истец указал, что в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 20 июля 2006 г. N 1408-РП "Об итогах аукциона и условиях реализации инвестиционного проекта комплексной реконструкции микрорайона адрес Рязанский", постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2007 N375-ПП "О проекте планировки микрорайона 126 адрес по адрес в адрес подлежит сносу, а жители - отселению. В связи с освобождением дома и отселением, Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 17.08.2020 N26361 ответчикам, с освобождением занимаемой ранее площади, предоставлена по договору социального найма отдельная двухкомнатная квартира по адресу: адрес, которая соответствует и отвечает стандартам, предусмотренным действующим законодательством - является благоустроенным жилым помещением, расположенным в адрес в границах и с сохранением территориального административного округа проживания адрес, по общей площади больше ранее занимаемой квартиры, что не ухудшает жилищных прав ответчиков. От предоставленной квартиры, взамен освобождаемой, ответчики отказались.
Ответчиками фио, Айсиным Р.Ф, фио, фио подан встречный иск о предоставлении жилого помещения, площадью не менее 72 кв.м, из расчета не менее 18 кв.м на человека. В обосновании своих требований указали, что им должна быть предоставлена квартира по нормам предоставления, установленным Законом адрес от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", предлагаемая для переселения квартира по адресу: адрес данным нормам не соответствует. Также при предоставлении не было учтено, что Айсин Р.Ф. состоит на жилищном учете с 2004 года, является ветераном труда.
Представитель истца ДГИ адрес по доверенности фио в судебном заседании первой инстанции исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме. Против удовлетворения встречных исковых требований возражала.
Ответчик фио возражала против удовлетворения исковых требований, просила удовлетворить встречное исковое заявление.
Ответчик Айсин Н.Р. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что им должна быть предоставлена квартира по нормам предоставления, установленным Законом адрес от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", предлагаемая для переселения квартира по адресу: адрес данным нормам не соответствует. Также при предоставлении не было учтено, что Айсин Р.Ф. состоит на жилищном учете с 2004 года, является ветераном труда, а также, что в квартире проживает несколько семей, так как брак между фио и Айсиным Р.Ф. расторгнут 07.08.2003 года. Предоставляемое жилое помещение не соответствует требованиям нормативно-технической документации, и квартира не пригодна для использования, что подтверждается техническим заключением ООО "Исследовательская группа "БиН".
Ответчик Айсин Р.Ф. в судебное заседание первой инстанции не явился, извещен о слушании дела в установленном законом порядке по месту регистрации, о причине неявки в судебное заседание не сообщил, документов, подтверждающих уважительность причины неявки в судебное заседание, не представил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Ответчик фио в судебном заседании первой инстанции возражала против удовлетворения исковых требований, настаивала на удовлетворении встречных исковых требований.
Представитель ответчиков в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, просил удовлетворить встречное исковое заявление.
Представитель третьего лица адрес фио в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме. Против удовлетворения встречных исковых требований возражала.
Представитель третьего лица - Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по адрес не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просят ответчики фио, Айсин Р.Ф, Айсин Н.Р, фио по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание апелляционной инстанции явились ответчики фио, фио, Айсин Н.Р. и его представитель - адвокат фио, доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить, принять по делу новое решение.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, против рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие не возражали.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение подлежащим отмене в части удовлетворения требований Департамента жилищной политики и жилищного фонда адрес, судебная коллегия приходит следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ) (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ).
Указанным требования оспариваемое решение соответствует не в полной мере.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции руководствовался требованиями ч.4 ст. 15, ст.13, ст. 86, ст. 89 ЖК РФ, положениями Закона адрес от 31 мая 2006 года N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений" и приложением N 1 к Закону адрес от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", ч.1 ст.3 Закона адрес от 31 мая 2006 г. N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в адрес", разъяснениями, данными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, в соответствии с Распоряжением Правительства Москвы от 20 июля 2006 г. N 1408-РП "Об итогах аукциона и условиях реализации инвестиционного проекта комплексной реконструкции микрорайона адрес Рязанский", постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2007 N375-ПП "О проекте планировки микрорайона 126 адрес", жилой дом 52 по адрес в адрес признан подлежащим сносу, а его жители - отселению.
Ответчики, зарегистрированы и проживают на основании договора социального найма в отдельной двухкомнатной квартире N.60 в доме 52 по адрес в адрес, площадью жилого помещения 43, 8 кв.м, общей площадью 43, 2 кв.м, жилой площадью 27, 3 кв.м.
Один из ответчиков, Айсин Р.Ф, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездное пользование) с 2004 года. В связи с освобождением дома и отселением, Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 17.08.2020 N 26361 Айсиной М.Т. в составе семьи из 4 человек (она, бывший муж, дочь, сын) была предоставлена по договору социального найма, с освобождением ранее занимаемой площади в виде отдельной двухкомнатной квартиры площадью жилого помещения 43, 8 кв.м, общей площадью 43, 2 кв.м, жилой площадью - 27, 3 кв.м в подлежащем сносе доме по адресу: адрес, адрес, отдельная двухкомнатная квартира площадью жилого помещения 50, 4 кв.м, общей площадью 49, 0 кв.м, жилой площадью 29, 4 кв.м по адресу: адрес
В эксплуатацию вышеуказанный дом введен 05.12.2014 года.
Предоставляемое ответчикам жилое помещение является благоустроенным, расположено в доме - новостройке, в том же округе, что и ранее занимаемая ответчиками квартира.
Ответчики от предоставленного жилого помещения отказались.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Департамента городского имущества и отказывая в удовлетворении встречных требований, руководствуясь приведенными выше нормами действующего жилищного законодательства, исходил из того, что предоставленное ответчикам жилое помещение отвечает установленным ст.ст. 50, 89 ЖК РФ, ст. 13 Закона адрес от 31 мая 2006 г. N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в адрес" требованиям, поскольку предоставлено на семью ответчиков по договору социального найма, является благоустроенным, превышает общую площадь ранее занимаемого ответчиками жилого помещения, расположенным в черте города (адрес) в границах и с сохранением территориального административного округа проживания адрес, что и ранее занимаемая ими квартира, в благоустроенном доме-новостройке. Суд первой инстанции указал, что при предоставлении ответчикам другого жилья в связи со сносом дома, истцом были соблюдены все требованиям и стандарты, предусмотренные и предъявляемые действующим законодательством.
Вместе с тем, исходя из того, что соответствующими компетентными органами решения по вопросу о соответствии предоставляемого ответчикам жилого помещения установленным требованиям не принималось, действия (бездействие) органов местного самоуправления при разрешении постановленного вопроса не обжалованы и незаконными не признаны, суд первой инстанции пришел к выводу, что вопрос о признании жилого помещения непригодным для проживания относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, отметив, что ответчиками не заявлено требований о признании жилого помещения непригодным для проживания.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения требований Департамента городского имущества адрес о выселении ответчиков из квартиры по адресу: адрес, со снятием с регистрационного учета и вселении в квартиру по адресу: адрес с постановкой на регистрационный учет, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу ч. 3 ст. 11 ЖК РФ, защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения жилищного правоотношения.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости производного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Законом адрес от 31 мая 2006 года N21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в адрес" переселение граждан из жилых помещений в домах, подлежащих сносу производится путем предоставления им жилых помещений взамен освобождаемых (ст. 1, 2).
В соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находиться в черте данного населенного пункта.
В соответствии со ст. 85 Жилищного Кодекса Российской Федерации, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В соответствии со ст. 86 Жилищного Кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 3 Закона адрес N 21 от 31 мая 2006 г. "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений", гражданам, освобождающим жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, или которым жилые помещения (жилые дома) принадлежат на праве собственности, предоставляются благоустроенные жилые помещения в жилищном фонде адрес соответственно по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования или в собственность в районе проживания. Район проживания - территория, ограниченная внешней границей районов адрес, прилегающих к району адрес, в котором расположен жилой дом, подлежащий освобождению. При этом эти районы адрес должны находиться в одном административном округе адрес.
Согласно ст. 13 Закона, переселение граждан и освобождение жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, осуществляются путем предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в жилищном фонде адрес соответственно по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования или в предусмотренных законом случаях путем предоставления безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений с целью приобретения их в собственность. Размер площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, должен соответствовать размеру площади жилого помещения, предоставляемого с помощью города в соответствии с правовыми актами адрес.
При предоставлении жилого помещения гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, не состоящим на жилищном учете и занимающим жилые помещения менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной законом адрес, учитываются наличие иных жилых помещений, принадлежащих гражданам или членам их семей на праве самостоятельного пользования, все гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, а также действия, совершенные за последние пять лет, в том числе вселение иных лиц по месту жительства, в результате которых жилищные условия указанных граждан ухудшились. Перечень действий, повлекших ухудшение жилищных условий, и действий, не являющихся ухудшением жилищных условий, устанавливается законом адрес. При наличии у граждан или членов их семей иных жилых помещений, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования, или совершении ими сделок или действий, в результате которых жилищные условия граждан ухудшились, им предоставляются жилые помещения, равнозначные по общей площади освобождаемым.
В соответствии со ст. 1, 2 Закона адрес N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в адрес", переселение граждан из жилых помещений в домах, подлежащих сносу, производится путем предоставления им жилых помещений взамен освобождаемых.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона адрес от 26 января 2011 года N 4 "О внесении изменений в статьи 7 и 13 Закона адрес от 31 мая 2006 года N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в адрес", часть 3 ст. 113 Закона адрес от 31 мая 2006 года N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в адрес" не распространяется на отношения, связанные с переселением собственников, членов их семей, граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, которые состоят на жилищном учете и освобождают занимаемые ими жилые помещения, расположенные в пятиэтажном жилищном фонде, относящемся к первому периоду индустриального домостроения, подлежащем сносу в соответствии с утвержденными до 1 мая 2013 года в установленном порядке программами и адресными перечнями, при условии, что до 1 мая 2013 года в отношении указанных лиц не приняты правовые акты уполномоченного органа исполнительной власти адрес о предоставлении им жилых помещений в связи с переселением.
В соответствии с ч. 5 ст. 21 Закона адрес от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", при принятии решений о предоставлении в пользование или об оказании помощи в приобретении в собственность жителями адрес жилых помещений уполномоченным органом исполнительной власти адрес осуществляется проверка сведений о наличии у заявителя и членов семей иных жилых помещений (частей жилых помещений), в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, а также о совершении ими действий, указанных в статье 10 указанного Закона, согласно которой к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относится в том числе отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
Согласно п. 6 статьи 21 Закона адрес в зависимости от результатов проверки принимается следующее решение: о снятии заявителя с жилищного учета или учета нуждающихся в содействии адрес в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ; об изменении срока предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в порядке и основаниям, указанным в статье 10 настоящего Закона; о предоставлении в пользование или приобретении в собственность с помощью города жилых помещений в порядке, установленном настоящим Законом.
Согласно статье 7 Закона адрес от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они:
- подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом;
- имеют гражданство Российской Федерации;
- проживают в адрес по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
- не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
- признаны малоимущими в порядке, установленном законом адрес.
Пунктом 7 ст. 9 данного Закона предусмотрено, что граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания, в число проживающих в жилом помещении не включаются.
При этом, в силу ст. 20 ч 4 Закона N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в адрес", площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет решением уполномоченного органа власти адрес, определяется как произведение количества граждан, состоящих на жилищном учете, по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом, заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав граждан, состоящих на жилищном учете, включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела. В случае если среди членов семьи, постоянно проживающих по этому же адресу, имеются граждане, не состоящие на жилищном учете, площадь жилого помещения, приходящаяся на таких граждан, при обеспечении граждан, состоящих на жилищном учете, не подлежит увеличению.
В силу п. 4 ст. 7 Закона адрес от 31 мая 2006 г. N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в адрес", при улучшении жилищных условий собственникам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, освобождающим жилые помещения (жилые дома) при переселении, жилые помещения предоставляются по договору мены в порядке, установленном законом адрес. По заявлению собственника в порядке, установленном законом адрес, ему может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования соответственно либо безвозмездная субсидия для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность.
В соответствии с частью 1 статьи 89 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 30.11.2010 за N 328-ФЗ) в случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Таким образом, Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. N 328-ФЗ изменил правовое регулирование вопроса предоставления жилых помещений по статьям 86-89 ЖК РФ, предоставив гражданам, которые состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях (или имеют право состоять на данном учете), возможность быть обеспеченными жилым помещением по нормам предоставления.
То есть право на предоставление жилого помещения по норме предоставления зависит от факта состояния граждан на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (или наличие потенциальной возможности состоять на таком учете).
Как следует из материалов дела, в соответствии с Распоряжением Правительства Москвы от 20 июля 2006 г. N 1408-РП "Об итогах аукциона и условиях реализации инвестиционного проекта комплексной реконструкции микрорайона адрес Рязанский", постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2007 N375-ПП "О проекте планировки микрорайона 126 адрес", жилой дом 52 по адрес в адрес признан подлежащим сносу, а его жители - отселению.
Ответчики, зарегистрированы и проживают на основании договора социального найма в отдельной двухкомнатной квартире N 60 в доме 52 по адрес в адрес, площадью жилого помещения 43, 8 кв.м, общей площадью 43, 2 кв.м, жилой площадью 27, 3 кв.м.
Один из ответчиков, Айсин Р.Ф, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездное пользование) с 2004 года. В связи с освобождением дома и отселением, Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 17.08.2020 N 26361 Айсиной М.Т. в составе семьи из 4 человек (она, бывший муж, дочь, сын) была предоставлена по договору социального найма, с освобождением ранее занимаемой площади в виде отдельной двухкомнатной квартиры площадью жилого помещения 43, 8 кв.м, общей площадью 43, 2 кв.м, жилой площадью - 27, 3 кв.м в подлежащем сносе доме по адресу: адрес, адрес, отдельная двухкомнатная квартира площадью жилого помещения 50, 4 кв.м, общей площадью 49, 0 кв.м, жилой площадью 29, 4 кв.м по адресу: адрес
В эксплуатацию вышеуказанный дом введен 05.12.2014 года.
Предоставляемое ответчикам жилое помещение является благоустроенным, расположено в доме - новостройке, в том же округе, что и ранее занимаемая ответчиками квартира.
Ответчики от предоставленного жилого помещения отказались.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Департамента городского имущества и, отказывая в удовлетворении встречного иска, исходил их установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, руководствуясь приведенными выше нормами действующего законодательства, указал, что предоставленное ответчикам жилое помещение отвечает установленным ст.ст. 50, 89 ЖК РФ, ст. 13 Закона адрес от 31 мая 2006 г. N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в адрес" требованиям, поскольку предоставлено на семью ответчиков по договору социального найма, является благоустроенным, превышает общую площадь ранее занимаемого ответчиками жилого помещения, расположенным в черте города (адрес) в границах и с сохранением территориального административного округа проживания адрес, что и ранее занимаемая ими квартира, в благоустроенном доме-новостройке. При этом суд первой инстанции указал, что поскольку решения по вопросу о соответствии предоставляемого ответчикам жилого помещения установленным требованиям не принималось, действия (бездействие) органов местного самоуправления при разрешении постановленного вопроса не обжалованы и незаконными не признаны, следовательно доводы ответчиков по вопросу признания жилого помещения непригодным для проживания, судом отклонены, поскольку относятся к исключительной компетенции межведомственной комиссии, а ответчиками не заявлено требований о признании жилого помещения непригодным для проживания.
Судебная коллегия проверяя дело в апелляционном порядке не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения требований Департамента городского имущества адрес о выселении ответчиков из спорного жилого помещения, вселения в квартиру по адресу: адрес, и признает доводы апелляционной жалобы в данной части заслуживающими внимание.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу ч. 3 ст. 11 ЖК РФ, защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения жилищного правоотношения.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости производного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Законом адрес от 31 мая 2006 года N21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в адрес" переселение граждан из жилых помещений в домах, подлежащих сносу производится путем предоставления им жилых помещений взамен освобождаемых (ст. 1, 2).
В соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находиться в черте данного населенного пункта.
В соответствии со ст. 85 Жилищного Кодекса Российской Федерации, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В соответствии со ст. 86 Жилищного Кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 3 Закона адрес N 21 от 31 мая 2006 г. "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений", гражданам, освобождающим жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, или которым жилые помещения (жилые дома) принадлежат на праве собственности, предоставляются благоустроенные жилые помещения в жилищном фонде адрес соответственно по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования или в собственность в районе проживания. Район проживания - территория, ограниченная внешней границей районов адрес, прилегающих к району адрес, в котором расположен жилой дом, подлежащий освобождению. При этом эти районы адрес должны находиться в одном административном округе адрес.
Согласно ст. 13 Закона, переселение граждан и освобождение жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, осуществляются путем предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в жилищном фонде адрес соответственно по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования или в предусмотренных законом случаях путем предоставления безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений с целью приобретения их в собственность. Размер площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, должен соответствовать размеру площади жилого помещения, предоставляемого с помощью города в соответствии с правовыми актами адрес.
При предоставлении жилого помещения гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, не состоящим на жилищном учете и занимающим жилые помещения менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной законом адрес, учитываются наличие иных жилых помещений, принадлежащих гражданам или членам их семей на праве самостоятельного пользования, все гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, а также действия, совершенные за последние пять лет, в том числе вселение иных лиц по месту жительства, в результате которых жилищные условия указанных граждан ухудшились. Перечень действий, повлекших ухудшение жилищных условий, и действий, не являющихся ухудшением жилищных условий, устанавливается законом адрес. При наличии у граждан или членов их семей иных жилых помещений, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования, или совершении ими сделок или действий, в результате которых жилищные условия граждан ухудшились, им предоставляются жилые помещения, равнозначные по общей площади освобождаемым.
В соответствии со ст. 1, 2 Закона адрес N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в адрес", переселение граждан из жилых помещений в домах, подлежащих сносу, производится путем предоставления им жилых помещений взамен освобождаемых.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 2 Закона адрес от 26.01.2011 N 4 (ред. от 28.12.2016) "О внесении изменений в статьи 7 и 13 Закона адрес от 31 мая 2006 года N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в адрес", часть 3 ст. 13 Закона адрес от 31 мая 2006 года N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в адрес, настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с переселением собственников, членов их семей, граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, которые состоят на жилищном учете и освобождают занимаемые ими жилые помещения, расположенные в пятиэтажном жилищном фонде, относящемся к первому периоду индустриального домостроения, при сносе пятиэтажных панельных многоквартирных домов серий К-7, II-32, II-35, 1605-АМ, 1МГ-300.
Гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, при их согласии улучшаются жилищные условия без учета даты признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном Законом адрес от 31 мая 2006 года N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в адрес".
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона адрес от 26 января 2011 года N 4 "О внесении изменений в статьи 7 и 13 Закона адрес от 31 мая 2006 года N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в адрес" (в ранее действовавшей редакции), часть 3 ст. 13 Закона адрес от 31 мая 2006 года N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в адрес" не распространяется на отношения, связанные с переселением собственников, членов их семей, граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, которые состоят на жилищном учете и освобождают занимаемые ими жилые помещения, расположенные в пятиэтажном жилищном фонде, относящемся к первому периоду индустриального домостроения, подлежащем сносу в соответствии с утвержденными до 1 мая 2013 года в установленном порядке программами и адресными перечнями, при условии, что до 1 мая 2013 года в отношении указанных лиц не приняты правовые акты уполномоченного органа исполнительной власти адрес о предоставлении им жилых помещений в связи с переселением.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 5 ст. 21 Закона адрес от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", при принятии решений о предоставлении в пользование или об оказании помощи в приобретении в собственность жителями адрес жилых помещений уполномоченным органом исполнительной власти адрес осуществляется проверка сведений о наличии у заявителя и членов семей иных жилых помещений (частей жилых помещений), в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, а также о совершении ими действий, указанных в статье 10 указанного Закона, согласно которой к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относится в том числе отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
Согласно п. 6 статьи 21 Закона адрес в зависимости от результатов проверки принимается следующее решение: о снятии заявителя с жилищного учета или учета нуждающихся в содействии адрес в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ; об изменении срока предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в порядке и основаниям, указанным в статье 10 настоящего Закона; о предоставлении в пользование или приобретении в собственность с помощью города жилых помещений в порядке, установленном настоящим Законом.
Принимая во внимание положения действующего законодательства, регламентирующего данные правоотношения, а также учитывая, что ответчик (истец по встречному иску) Айсин Р.Ф, состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2004 года, до настоящего времени с учета не снят, при том, что Айсин Р.Ф. не выразил отказа от улучшения жилищных условий, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для выселения ответчиков из жилого помещения - двухкомнатной квартиры N 60 в доме 52 по адрес в адрес и вселении в жилое помещение, в виде квартиры, расположенной по адресу: адрес.
В соответствии с частью 1 статьи 89 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 30.11.2010 за N 328-ФЗ) в случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Таким образом, Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. N 328-ФЗ изменил правовое регулирование вопроса предоставления жилых помещений по статьям 86-89 ЖК РФ, предоставив гражданам, которые состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях (или имеют право состоять на данном учете), возможность быть обеспеченными жилым помещением по нормам предоставления.
То есть право на предоставление жилого помещения по норме предоставления зависит от факта состояния граждан на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (или наличие потенциальной возможности состоять на таком учете).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о частичной отмене решения суда первой инстанции в части удовлетворения требований Департамента городского имущества адрес, как постановленного при ошибочном применении норм материального права и несоответствия выводов суда установленным фактическим обстоятельствам дела, с вынесением нового решения в данной части об отказе в удовлетворении требований адресМосквы к ответчикам о выселении со снятием с регистрационного учета и вселении в дальнейшей постановкой на регистрационный учет.
Судебная коллегия с иными доводами апелляционной жалобы согласиться не может, поскольку суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда в остальной части не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кузьминского районного суда адрес от 08 декабря 2020 года отменить в части удовлетворения требований Департамента городского имущества.
Постановить в данной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Департамента городского имущества к Айсине Мефузе Тагиевне, Айсину Рифату Фатеховичу, фио, Айсину Наилю Рифатовичу о выселении, снятии с регистрационного учета, вселении - отказать.
В остальной части решение Кузьминского районного суда адрес от 08 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.