Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В., судей Жолудовой Т.В., Дегтеревой О.В., при помощнике судьи Иосебашвили Э.Х., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе фио на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2020 года, которым постановлено:
Иск фио к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области об обязании назначить досрочную страховую пенсию удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области включить фио в ее специальный страховой стаж, дающий ей право на назначение досрочной пенсии следующие периоды: *****
-
В остальной части в удовлетворении иска отказать;
установила:
фио обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N4 по городу Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначить пенсию на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", указывая в обоснование заявленных требований на то, что решением ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области от 17.05.2019 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения) в связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа, при этом в специальный стаж не была включена часть периодов трудовой деятельности. С решением ответчика истец не согласна, полагая его противоречащим действующему законодательству, в связи с чем просила суд признать право на досрочное назначение пенсии по старости, включить в специальный стаж периоды работы: ****, назначить страховую пенсию по старости с 20.09.2016.
Истец, представитель ответчика в судебное заседание суда первой инстанции не явились.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого в части по доводам апелляционной жалобы просит истец фио
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представитель ответчика не явились, о времени и месте слушания дела извещены.
На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца фио, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам, дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 03.04.2019 фио обратилась в ГУ-ГУ ПФ РФ N4 по городу Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением N дата ответчик в назначении досрочной страховой пенсии истцу отказал ввиду отсутствия требуемого специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Пенсионным органом в специальный стаж истца были включены периоды работы общей продолжительностью 26 лет 05 месяцев 05 дней.
В подсчет специального стажа включены в календарном исчислении периоды:
-с дата по дата-медицинская сестра 5 хирургического отделения городской клинической больницы N51;
-с дата по дата- врач СНМП линейной бригады 1-ой адрес скорой и неотложной медицинской помощи ГУ здравоохранения г. Москвы;
-с дата по дата- врач СНМП линейной бригады 31-ой адрес скорой и неотложной медицинской помощи Главного медицинского управления г. Москвы;
-с дата по дата- врач СНМП линейной бригады 1-ой адрес скорой и неотложной медицинской помощи Главного медицинского управления г. Москвы;
- ********************************
В подсчет специального стажа истца не были включены следующие периоды:
- с *** по **** - санитарка 5 хирургического отделения ГКБ N51;
- с **** по *** - врач - интерн кафедры анестезиологии и реаниматологии в институте хирургии им. фио;
- с *** по *** - уход за ребенком до 1, 5 лет;
- с 19 *** по дата; с дата по *** - врач учебного отдела в научно - практическом центре медицинской помощи Комитета здравоохранения г. Москвы;
- с ****** - курсы повышения квалификации;
- с ***** - отпуск без сохранения содержания.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров адрес от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 определено, что в стаж засчитывается работа в должностях, указанных в Списке в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений, в медико-санитарных частях, амбулаториях, поликлиниках, фельдшерских здравпунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций.
Согласно подп. "б" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в С писке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, только начиная с 01.11.1999 засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по иску фио о проверке законности решения пенсионного органа об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" верно применил положения указанных норм закона, устанавливающих возможность назначения такой пенсии только тем лицам, которые осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, применил к спорным отношениям закон, подлежащий применению, и вследствие этого правильно установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: стаж работы фио в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, и отсутствие в связи с недостаточностью стажа оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части включения в специальный страховой стаж фио, дающий ей право на назначение досрочной пенсии периодов: с 01.08.1990 по 27.07.1991 - работа в должности врача-интерна кафедры анестезиологии и реаниматологии в институте хирургии им фио; с ********по *********** - курсы повышения квалификации.
Решение суда в данной части в апелляционном порядке не обжалуется, в связи с чем в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом поверки суда апелляционной инстанции.
Отказывая в удовлетворении исковых требований фио о включении в специальный стаж периода работы с *** по *** в должности санитарки 5 хирургического отделения ГКБ N5, суд исходил из того, что должность "санитарка" относится к младшему медицинскому персоналу и не предусмотрена списком должностей, в том числе, действующим в спорный период Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периода отпуска по уходу за ребенком с дата по дата, суд правильно руководствовался разъяснениями, содержащимися в п. 27 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которому при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В связи с вышеизложенным суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований фио о включении специальный страховой стаж периода ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1, 5 лет, с дата по дата, поскольку отпуск имел место после дата.
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж периодов работы с дата по дата и с дата по дата в должности врача учебного отдела в научно - практическом центре медицинской помощи Комитета здравоохранения г. Москвы, суд исходил из того, что согласно представленным документам, а именно: положению об учебном отделе и функциональных обязанностей врача учебного отдела, истица лечебную деятельность в указанный период не осуществляла.
В периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с 20.08.2016 по 21.08.2016, с 23.09.2017 по 25.09.2017, с 13.08.2018 по 15.08.2018 истец также трудовую деятельность, дающую право на льготные условия пенсионного обеспечения, не осуществляла, данные периоды в силу п. 4 вышеприведенных Правил не подлежали включению в подсчет специального стажа истца, в связи с чем суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в данной части.
В связи отсутствием у истца необходимого стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч 1 ст. 30 Федерального закона о страховых пенсиях", права у истца на указанную пенсию не возникло. При таких данных отказ суда в удовлетворении исковых требований об обязании назначить досрочную страховую пенсию является правомерным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы истца о неправомерности отказа во включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 16.09.1999 по 15.09.2020, при том, что отпуск по уходу был закончен дата, а с истец приступила к работе в должности врача СС "НМП" выездного, судебная коллегия находит необоснованным, противоречащим установленным по делу обстоятельствам и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно архивной справке ГКУ "ЦАМД Москвы" NNNN/1 в документах архивного фонда ССНМП им фио имеются следующие сведения о работе фио: с дата по дата сведений о размере ставки не имеется, имеются сведения о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, с дата по дата - 0, 5 ставки согласно приказу N104/ДВ от дата. Имеются сведения о предоставлении отпуска по уходу за ребенком: с дата по дата - частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1, 5 лет (приказ N64/ОТ от дата), имеются сведения о выходе на работу с дата с неполной рабочей неделей с рабочими днями по ежемесячно утверждаемому графику из расчета 50% от месячного норматива рабочего времени (приказ N104/ДВ от дата).
Таким образом, доводы истца об окончании отпуска по уходу за ребенком дата опровергаются указанными сведениями, из которых следует, что истец приступила к работе с дата при этом на условиях неполного рабочего времени, 0, 5 ставки, в связи с чем условие о выполнении лечебной работы в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, в соответствии с приведенными выше Правилами является не соблюденным.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что в периоды работы с дата по дата, с дата по дата в должности врача ученого отдела в научно-практическом центре медицинской помощи Комитета здравоохранения г. Москвы, истец также работала в ССНМП им фио, в связи с чем необоснованно отказано во включении данных периодов в специальный стаж, также являются несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела, записями в трудовой книжке истца, из которой следует, что фио уволена из ССНМП им фио дата, в этот же день принята на работу в научно-практический центр медицинской помощи Комитета здравоохранения г. Москвы, уволена дата, вновь принята на работу в ССНМП им фио дата.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которая была предметом исследования и оценки суда, не опровергают выводов суда первой инстанции, в связи с чем отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
Из материалов дела видно, что обстоятельства дела установлены судом на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств, имеющих правовое значение для данного дела, в их совокупности, изложенные в решении выводы, соответствуют обстоятельствам дела. Собранные по делу доказательства соответствуют правилам относимости и допустимости, данная им судом оценка соответствует требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Люблинского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.